Большой Агардяш озеро – место для рыбака

ТАЙНА СТАРООБРЯДЧЕСКОГО СКИТА ОЗЕРА АГАРДЯШ

Озеро Большой Агардяш располагается в нескольких километрах от города Карабаш. Несмотря на близкое соседство с пыхтящими трубами металлургического гиганта, озеро сохранило свою первозданную красоту. От множества окрестных озер Большой Агардяш отличается наличием заросшего лесом мыса, протянувшегося вглубь озера на несколько километров, а издревле среди местных озеро принято называть «шагающим». Никогда озеро не было обжитым, отчего-то процесс освоения земель обошел мимо берега данного водоема, лишь несколько поселений по берегам и на самом мысу. Среди густого леса и невысоких скал, нашли убежище и создали общину несколько старообрядцев, бежавших на Южный Урал от преследования властей и официальной церкви. Относительно безопасная жизнь вынужденных переселенцев закончилась с началом революции. К власти в стране пришли Большевики, а затем на религию обрушилась вся мощь диктатуры пролетариата. Именно в этот исторический период скит на мысу приходит в забвение. По одной из версий поселение было уничтожено бойцами НКВД, по другой скит самостоятельно прекратил существование, а послушники разъехались по округе.

Загадка Агардяшского скита

Когда в конце XVII века патриарх Никон начал переписывать старые церковные книги, русские православные, хранившие свои традиции со времен Крещения Руси, не могли не возмутиться такому «произволу». Однако патриарх, заручившись поддержкой царя, был непоколебим и продолжил реформу. А против послушников, несогласных с его видением догм религиозного обряда, церковь предприняла ряд репрессивных методов воздействия. Оппозицию подвергли гонениям и всяческим наказаниям, особо рьяных сторонников старой веры старались переубедить методом «огня и меча».

Известны случаи, когда процесс возвращения на «путь истинный» проводился с помощью жутких пыток (несчастных жгли горячим железом, тянули на дыбах, калечили), а кого-то и вовсе заживо сжигали. Но не всех удалось достать праведному мечу, кому-то удалось выжить, а кто-то и вовсе сбежал. Так на границах Московского государства оказалось множество жителей центральных регионов России, здесь они обрели свой новый дом и смогли более-менее спокойно жить. Малозаселённые восточные земли Урала и Сибири более напоминали каторгу, да и несмотря на все распри осваивать земли все же было нужно. К тому же на Урале многие из владельцев заводов и мануфактур сами придерживались старой веры, то есть церковь здесь имела меньше влияние чем на западных рубежах страны.

Сколько по времени просуществовал скит, кто был его организатор, сколько послушниц было приписано к обители — неизвестно. Вообще какая-либо конкретика об этом месте начисто отсутствует, причем, даже в профильных исторических источниках (книгах учета семей старообрядцев, монографиях современных исследователей-историков). Отсутствие точных сведений породило некоторые легенды. К примеру, о том, как закончила свое существование лесная обитель. Так как точная дата прекращения деятельности неизвестна, то народная молва отсылает нас в тридцатые годы, в период «красного террора» и тотальной диктатуры пролетариата. Итак, события развивались сродни сценарию боевика. Глубокой ночью из прибрежного поселка, рассекая водную гладь Агардяшских просторов, на весельных лодках, в путь выдвинулись несколько сотрудников НКВД и бойцов спецроты. Добравшись до обители монашек вооруженные чекисты высадились на берег и учинили расправу над послушницами. Что произошло в ските — никто не знает, но с «большой земли» были слышны хлесткие выстрелы винтовок, трели автоматического оружия и одиночные выстрелы из офицерских пистолетов, а чуть позже небо над мысом осветило зарево пожарища — это горели старообрядческие кельи. Скит был уничтожен. О судьбе монашек, живших в скиту, староверческих иконах и старинных книгах, хранившихся в обители, народная молва умалчивает, но как бы намекает, что при подобном стечении обстоятельств все мало-мальски ценные вещи были реквизированы в пользу Советской власти. Разумеется, столь жестокое побоище вряд ли имело место быть, слабо верилось в столь жестокую операцию против престарелых монахинь.

В поисках тайны лесной обители.

Решение о том, что нужно провести экспедицию на полуостров оз. Б.Агардяш пришло по той простой причине, что заброшенные скиты это одна из тем исследования нашего коллектива. Тем более, если старообрядческий скит связан с некой загадкой и тайной. Мы решили лично обследовать мыс и попытаться собрать хоть какие-то данные о ските. В первую очередь поиски информации начались с изучения книг и специальной литературы по темам о старообрядчестве на Южном Урале., но библиографический поиск никаких особенных результатов не дал. Про Агардяшский скит не было известно ровным счетом ничего. Уже на данном этапе закралась мысль о том, что поселение было совсем небольшим и, скорее всего, даже не значилось в номенклатуре старообрядческих учреждений, кои четким образом фиксировали в соответствующих документах. Было необходимо выехать на место и уже «в поле» провести поисковые мероприятия. Быть может, место расскажет о себе много больше чем книги и монографии. Отбив точки маршрута в навигаторе, зарядив аккумуляторы батарей наших металлоискателей, собрав нехитрый скарб и заполнив горючим бак нашего экспедиционного автомобиля до полной отсечки — мы выдвинулись в путь. Впереди нас ждала дорога в сто тридцать километров, из которых два десятка нам предстояло прорываться по бездорожью. Проехали Карабаш и без труда нашли дорогу в сторону полуострова. Сразу стоит сказать, что дорогу найти можно без проблем – указатели на поселок подскажут верное направление, а вот въезд на сам полуостров пришлось поискать.

Читать еще:  База отдыха "Приозерная" - платные водоемы

Даже с учетом наличия новомодных навигационных гаджетов сделать это оказалось непросто. В лесу множество поворотов и отворотов ведущих абсолютно в никуда. Преодолев русло высохшей реки, болотину и каменные россыпи, порыскав среди «фальшивых» поворотов, мы нашли нужную дорогу.

Внутри сурового жилища были найдены остатки печки, дымовой трубы, куски листового железа и куча современного мусора. Рыбаки превратили некогда бывшее жилище в свалку: пустая тара, склянки, битые бутылки, пластик и рваные покрышки. Искать какие-либо артефакты в этом месте было бесполезно, но попытку «прозвенеть» пару участков мы все же предприняли. Как и ожидалось, разведка металлоискателем не дала никаких результатов. Вообще процесс поиска следов пребывания человека в местах диких и оставленных много лет назад задача сложная и не всегда заканчивается успехом. Природа слишком быстро «отвоевывает» свое пространство и заметает следы узурпации.

В процессе поиска мы старались буквально угадать или, скорее, вообразить, что где было, кто какой оставил след. И удача нам улыбнулась. Мы нашли то место, где когда-то жили люди. Подсказкой стал характерный рельеф со следами освоения человеком и одичавшие культурные растения, когда-то обеспечивающие фруктами и ягодами жителей мыса. С помощью металлоискателей мы нащупываем и извлекаем из дерна первые кусочки некогда полезного металла.

На месте, где когда-то кипела жизнь, нами были найдены: болт, кусочки листового железа, проволоку, кованный рыболовный крючок и черепки от керамической посуды. Поиски проводили в западной стороне на гребне невысокой скалы, обнажившей свою породу с северной стороны.

Здесь же мы обнаружили обустроенный под «келью» скальный грот под скальным козырьком. Я не уверен, что в таком жилище можно выжить в условиях суровой уральской зимы, но летом вполне реально. Осмотр жилища предъявил нам совсем «свежие» находки, а именно: советский безмен и сточенный нож с пластиковой рукояткой. Соответственно, здесь кто-то обитал и, причем, относительно недавно. Никаких пуль или гильз, что часто можно найти на местах боевых действий, нами найдено не было. Если бы мы не знали о том, что в районе поиска существовал скит, то и вовсе бы решили, что нашли поселение отшельников или рыбацкий дом. Этот факт заставил в серьез задуматься о масштабах поселения, ведь известно, что старообрядцы селились большими группами, образуя целые поселки. Опираясь на результаты наших изысканий, можно предположить, что на мысе располагался совсем небольшой дом, где жили старообрядцы, но говорить о ските, как о поселении с часовней и несколькими домами не приходится. Итак, наши археологические изыскания показали, что территория мыса была обжита человеком, здесь были строения и землянки, велась аграрная деятельность.

100 лет. К сожалению, никаких артефактов религиозной тематики найти не удалось. Однако вопросов оставалось много, а именно был непонятен и не ясен быт обитателей поселения. Окончательно расставить все точки в этой запутанной истории помог материал корреспондента «Челябинского Рабочего» Михаила Фонотова, в своей статье про Карабашскую округу он затронул тему поселения на Агардяше. В далеком 2006 ему посчастливилось встретиться и с братьями Киприяновым, жителями поселка на берегу Агардяша. Братья уже были в почтенном возрасте, но историю Агардяшского скита они помнят, тем более, что лесная обитель для одного из них стала местом рождения.

Читать еще:  Уловистые воблеры на судака

— Да, – подтвердил Анатолий Павлович, – летом мы всей семьей переезжали из Карабаша на мыс. Там было два домика.

— Заходишь – большая русская печь, лежанка, полати, пол, два окошка и одно оконце. Все мы там умещались. А было нас много.

— Сколько? Нюська, Наська, Витька, Лидка, Нинка, Колька, Толька, Зойка, Сережка, Санька. Десять детей. А еще отец Павел Иванович и мать Мария Ивановна. Сашку мать родила уже после войны, десятого, и ей дали орден “Мать-героиня”.

— А вы с какого года?

— Домики кто построил? Родители? Или уже стояли?

— Там жил мой дед. И две монашки жили, в домике рядом. Одну звали Афанасия, а другую Соломея. На лето из Карабаша приезжала Анастасия. Помню, она козочек держала. Ее дочери небось и сейчас в Карабаше живут. У Афанасии домик был полон икон.

— Они были староверами?

— Наверное. Знаю, к монашкам приезжал старичок. Тоже сильно боговерующий. Он жил под скалами. Огородил навес жердями, дверцу сделал, лампаду поставил – и молился. Там ему никто не мешал.

Еще знаю, на мысу есть могилы. Кладбище было. Мы туда боялись бегать. Ниже скал, там лежит каменная плита. Похоже, у той плиты похоронен мой дед. Когда человек умирал, яму выкопают и хоронят. Ни гроба, ничего…

Я помню случай. Это было после войны. Голодали мы тогда. А старушки вроде не очень. Как-то я к ним зашел – двери не закрывали. В избе никого. А так вкусно пахнет… Гляжу, на шестке чугунок. Снял крышку – суп. Я кружкой зачерпнул, ложкой быстренько поел. И убежал. Вскоре старушки нашли меня: ты у нас был? Я струсил: не был. И стали они у меня допытываться: из чего ел, какой ложкой? Это им было важно. Я признался. Так они тот суп вылили, есть не стали. Отец меня за тот случай ругал, но не бил.

— Детство было голодное?

— Да, есть было нечего. Кормились у озера. Рыба ловилась всякая. Щука. Линь в два килограмма и больше. Окунь. Чебак крупный, до 500 граммов. Посидел часа два, с берега или с лодки, и ведро рыбы наловил. Какой надо. Окуня надо – там ловишь, чебака захотел – там рыбачишь. Знали места. Если бы не озеро, мы все подохли бы. Чего есть-то? Ведь одна картошка. По пятьсот ведер накапывали, и не хватало.

Где-то в 1952 году случился сильный замор. Старухи пришли к проруби воду черпать, а в проруби стоит рыба. Стали кто чем ее цедить. И наложили штабель рыбы. Последний замор был уже в 70-х годах. Что делать? И как-то мы, несколько мужиков, решили поднять озеро. “А что, давайте!” – обратились к знакомым мужикам, к одному, к другому. БелАЗами навозили щебня, бульдозерами разровняли – весной озеро стало подниматься. Все залило. Огороды, покосы.

— И что, лучше стало?

— Рыба не глохнет. Правда, ее и не стало. Я как ловил? Сети ставил крупные. На четверку, на пятерку. А пришла перестройка – опять жрать нечего, люди кинулись на озеро. И тут появились сети китайские. В палец. Все выгребают. Наконец, озеро отдали в частные руки, мы опять остались ни с чем. Теперь и на удочку порыбачить не дадут.

— А что с обитателями мыса?

— Разъехались кто куда. Избушки сожгли. Леснику был приказ, и он их сжег. Меня не было тогда, я в армии служил. Это было в 1959 или 1960 году. А Соломея шла с мыса и не дошла, по дороге умерла. Там ее, у дороги, и закопали.

Из данного материала, с учетом наших изысканий, можно сделать вывод о том, что обитель, во-первых, была крайне небольшой (всего два дома), во-вторых, закончил свою бытность скит сам по себе, без каких-либо зверств со стороны НКВД. Скорее всего, весь скарб монашки перенесли к родственникам в Карбаш. А до нашего прихода здесь успели пройтись «металлисты» (сборщики металла). В 90ые этот нехитрый промысел был крайне популярен среди сельских жителей. Так что немудрено, что на мысе ничего не было найдено, кроме нескольких железок и проволоки. Но мы все же не считаем, что съездили зря — свой вклад в краеведение Южного Урала мы вложили.

Читать еще:  Остёр

Любушкин Андрей г. Челябинск (Таинственный Урал)

Карагодин Денис г. Челябинск (Таинственный Урал)

Большой Агардяш озеро – место для рыбака

Озеро Агардяш Большой

Озеро Агардяш Большой

Озеро Агардяш Большой

Озеро Агардяш Большой

Как проехать к озеру Агардяш Большой

Как проехать к озеру Агардяш Большой

Направление от Екатеринбурга: Челябинск
Расстояние от Екатеринбурга (в диапазоне): 100-200км
Как доехать:

Расстояние от Екатеринбурга – 190 км.

Едем в северном направлении по трассе М5. Сворачиваем на Кыштым и едем до Карабаша. От Карабаша на юго-восток около 10 км по дороге до озера.

Расстояние от Челябинска – 98 км.

Можно проехать через Аграяш – Кузнецкое – Карабаш, а можно через Чебаркуль – Миасс (машгородок) – Карабаш.

Средняя глубина:
Максимальная глубина:
Максимальные длина и ширина (км): вытянуто с запада на восток на 4 километра, с севера на юг на 2км
Подъезды к воде для выгрузки плавсредств: Берега обрывистые, выгрузка плавсредств затруднена.
Источники водоснабжения: 5 мелких горных речек и ручьёв Безымянка, Лебяжка и другие, на западе и севере.
Вытекающие реки: река Аткус (бассейн реки Миасс) на востоке.
Высота над уровнем моря: 306м
Площадь: 3,5км 2
Дикий отдых: в палатках и автомобиле.
Острова: Протоками впадающих и вытекающих из озера рек, на озере образованы небольшие островки.
Плата: По путевкам
Дно: песок, ил, камень
Рыба:

Аборигены водоема – чебак, окунь, елец, ерш, линь, налим, щука. Пользователь зарыбляет водоем судаком, карпом, щукой, сигом и рипусом.

Географические координаты: долгота: 60°15′15.42″E (60.254284), широта: 55°32′53.89″N (55.548304).
Населенные пункты на берегу: город Карабаш, примерно в 1 км к востоку от озера по течению реки Аткус находится нежилое поселение 29-й километр.
Особенности:

Озеро сердцевидной формы, на западе имеет два залива (Беркутинская Нога и Серебрянская Нога) отделены друг от друга полуостровом, вдающимся в озеро на 2 км, заканчивающимся острым мысом. Линия берега четкая, но местами обрывистая. Заболочены восточный и северо-западный берега. Ближайшие водоемы: озеро Арашкуль, озеро Серебры, озеро Барахтан, озеро Агардяш Малый.

Архив метки: Агардяш

Малый Агардяш

Нажмите для увеличения

Координаты:
55°31’0.07″С
60°20’19.04″В

Озеро Малый Агардяш имеет площадь зеркала в 80 га. Длина объекта — 700 м., ширина — 900 м. Средняя глубина — 5 м., максимальная — 9 м. Заливы на озере Малый Агардяш отсутствуют. Прозрачность воды на объекте достигает 3 м.

Удивительно, но озеро формой напоминает расположенного неподалеку «большого брата» озеро Большой Агардяш , т.е. имеет форму сердца.

Озеро Малый Агардяш находится в пользовании. На озере осуществляется спортивное и любительское рыболовство по путевкам, продажа живой рыбы из садка. Дважды в год происходит зарыбление: осеню и весной. В озере разводят: карпа, линя, щуку, белого амура, рипуса, сига, судака, форель, севрюгу, осетра, толстолобика. Для ловли форели на озере Малый Агардяш оборудованы специальные садки. Озеро Агардяш Малый — место с платной рыбалкой. Рыболовство, как и проживание — строго по путевкам.

Большой Агардяш

Нажмите для увеличения

Координаты:
55°32’55.12″С
60°15’52.31″В
Площадь — около 350 га. Средняя глубина — 4-5 м, наибольшая — 5 м. Длина — 3,7 км, ширина -2 км.

Большой Агардяш- озеро в Челябинской области России, на территории городского округа Карабаш. Красивое, живописное озеро,типичное лоя горнозаводской зоны Южного Урала.

Озеро окружено смешанными елово-берёзовыми, а на юге — лиственными берёзовыми лесами. С юга вплотную к берегу подходит крупный горный массив.
Озеро сердцевидной формы, на западе два залива (Серебрянская Нога и Беркутинская Нога) отделены друг от друга вдающимся в озеро на 2 км полуостровом, заканчивающимся острым мысом. Небольшие островки образованы протоками впадающих и вытекающих из озера рек.
На востоке из озера вытекает река Аткус (бассейн реки Миасс). На западе и севере в озеро впадают несколько мелких горных речек и ручьёв (Безымянка, Лебяжка и др.).

Сильная заболоченность местности наблюдается практически по всему периметру озера, кроме южного берега и участка побережья протяжённостью 1,5 км на северном берегу. Поэтому пляжный отдых лучше совместить с рыбалкой.

В озере водятся: чебак, окунь, линь, щука, судак, карп, сиг, рипус.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/59bfa0444ffd130a97539397/59c09c78a815f12961cf3273
http://reki-ozera.ru/rybalka_v_chelyabinskoy_obl/ozera/109163-agardyash-bolshoy.html
http://kp74.ru/tag/agardyash

Ссылка на основную публикацию