Донские яры и их секреты
Донские яры и их секреты
Братья и сестры! Просим внести посильную помощь на это Богоугодное дело.
Последние публикации
В нашем журнале публикуются статьи и видеоклипы различных авторов, но это не значит, что редакция журнала согласна с каждым автором. Важно, чтобы читатель сам видел и осознавал события, происходящие в России и за рубежом.
С уважением, редакция
Поделитесь .
Сейчас на сайте
Сейчас 10 гостей и один зарегистрированный пользователь на сайте
- >
- О казачестве >
- Секреты магнетизма донских казачек
Секреты магнетизма донских казачек
Донские казачки… Самостоятельные, гордые, сильные, но невероятно женственные и манящие. Разве может женщина совмещаться в себе мужские и женские качества поровну, и оставаться манящей и магнетичной? Донские казачки тому пример!
У казаков отношение к женщине было уважительным, например, в Уставе благочиния от 1794 года говорилось: «Буде кто … при женском поле употребит бранные или непотребные слова, с того взыскать пени, полусуточное содержание в смирительном доме и взять его под стражу». Конечно, из отношения мужчин и складывался характер казачек. Они сами не позволяли себе лишнего в общении с мужчинами, хотя темперамент их явно выделялся: не грубыми словами, а чувством справедливости, требованием уважения к себе.
Казак В.А. Дронов в своей книге «Казачий Присуд» писал, что «Женщины были особым кланом, со своими обычаями. Казачка могла получить медаль «За усердие» за домовитость, благопристойное поведение и если снаряжала на службу не менее трёх сынов. Такие женщины пользовались почётом и уважением, сам Атаман склонял пред ними голову».
Секреты женской силы донских казачек
1. Сила Рода.
Казачки очень правильно понимали силу женского рода и непреклонно соблюдали традиции. Особую роль в казачьем доме играла самая старшая женщина – бабушка. Она была хранительницей семейных традиций. Она воспитывала несовершеннолетних внуков, которые называли её бабинькой. Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казаки упорно берегли свое племенное лицо, больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови. Постоянно находясь вдали от родного дома, казаки научились ценить и любить своих женщин. Тема любви к матери и жене – одна из главных в казачьих песнях. А уж о любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий не только в России. Правильная и братская жизнь казаков сильно привязывала их к родному краю. Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.
2. Православная вера.
Донские казачки были набожны и религиозны. Сильная вера и молитва перед образами святых защищали женщин от напасти и разных бед. Донские казачки не пропускали ни одной церковной службы в будние дни, не говоря уже о воскресеньях и иных праздниках. Говели два раза в году – в Великий пост и на Спас, в августе. «В курене у нас полно икон, почти в каждом углу, и перед ними неугасимо горят лампадки. Пахнет гарью деревянного масла, ладаном, воском и ещё чем-то церковным», – вспоминал казак Василий Запорожцев из станицы Бессергеневской. Традиции. «Бери себе жинку с воли», – гласит казачья пословица. Кстати, обряд венчания возник ещё в шестнадцатом веке, когда семья давала добро на свадьбу, после чего жених и невеста венчались около вербы. Кстати, плохой считалась невеста, которая не знала Псалтири и Часослова и не умела читать по-церковнославянски
3. Женские обязанности.
Девочек приучали шить лет с пяти-шести. Причём, малышки учились шить и вязать именно магические знаки, защищающие от злых духов. Символика донского казачества имел множество трактовок. Защитные обереговые орнаменты были тесно связаны со славянскими, очень перекликались. Сначала девочка вышивала защиту Рода, семьи, затем вышивала защитные орнаменты от злых сил, зависти. Взрослея, бабушка учила внучку вышивать орнамент к свадьбе, чтобы венчание состоялось под покровом защитных сил, а жених и невеста были горячо любимы друг другом. В семь лет юные казачки они начинали учиться готовить еду, а это в казачьем доме было делом непростым. Например, в праздники на стол подавали дулму с капустой, огурцами или с баклажанами, суп из дикой утки, лизни с гарниром из соленых огурцов, студень, сек, полотки поросенка, гуся, индейку, вареное мясо дикого кабана, дрофы и многое другое. С малых лет будущую мать – девочку-казачку – бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Кстати, девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе.
4. Доброта.
Казачки были щедры на милостыню, прикармливали бедняков, угощали монахинь, почитали священнослужителей. На добровольной основе казачки ходили на уборку церкви, на оказания помощи, при постройке хат, и во всех случаях, когда кому-то требовалась посторонняя помощь. Никто не неволил, не обязывал, не организовывал, а каждый знал, если я не приду, то и ко мне не придут. Все казачки хутора и станицы знали друг друга с малых лет, знали и в чем у них «нужда», и без всякой какой-либо подсказки, исходя из своих возможностей и достатка помогали.
5. Чистоплотность.
Помните, на одном из семинаров я вам рассказывала, как важно женщине держать дом в чистоте? Грязный дом (комната) – рассадник негативных энергий. Вот и донские казачки знали это, как никто другой. Это отметил историк Г.В. Губарев. «Не вычистить курень и выпустить мужа и детей в неаккуратном виде – для казачки уронить свое человеческое достоинство». Помимо ежедневной уборки, курени тщательно мылись снаружи и изнутри к Пасхе, Рождеству и к празднику святых апостолов Петра и Павла.
6. Игривость.
Известно, что на станичных праздниках устраивались веселые танцы, на которых даже замужней казачке не возбранялась плясать с любым мужчиной. Могла она пококетничать и на улице. Писатель Лев Толстой, описывая в повести «Казаки» жизнь станицы Новомлинской, приводит сцены свободного «не закрепощенного» поведения девушек и женщин. И хотя события происходят на Тереке, этнографы видят много общего с донским укладом жизни. Но это не значит, что казачка переходила границы флирта. В основном именно им всё и заканчивалось. Донские казачки всегда славились верностью и преданностью не только мужу, но и своему дому, своему клану.
Казаки с мужским характером
Вспомните знак «Инь-Ян», который так любили древние даосы. Нам кажется, что ещё он очень прост и понятен. Но если присмотреться, вы увидите, что в лоне женской энергии инь есть круглый островок энергии ян, и наоборот. Женская Ассоциация Yesena всё время пытается напомнить нашим участницам, нашим дорогим женщинам, что женщин с стопроцентно женской энергией почти нет. Каждая из нас имеет мужские качества, и это очень хорошо. Ведь если бы мы были такими черезчур плавными, медленными, растекающимися по древу, разве смогли бы мы делать карьеру, завоевывать авторитет среди коллег, добиваться исполнения наших желаний? А ведь сила воли – это вполне янское качество! То, чему нас несколько лет учили ведические учителя (суть женщины только в служении мужчине и никакой мужской энергии быть не должно) – оставим тем, кто хочет в это вреить. Пред нами же – история. История донских семей, в которых казачки имели неоспоримый авторитет и сводили с ума казаков. Этот секрет был в их полноценности, гармоничности, в правильном слиянии стихий. Наряду с мужественным характером у донской казачки была нежность и домовитость. Она была прекрасной женой, при этом умела защитить дом и семью, если это было необходимо.
Редактор «Донских областных ведомостей» Семён Номикосов, составляя «Статистическое описание Области войска Донского», дал следующую характеристику донской казачке: «Она умела не пустить нужду в дом в отсутствии казака-кормильца, умела приобрести хлеб и скот и умела сохранить своё имущество от степных хищников».
Не секрет, что донские казачки могли стрелять из ружья или рубить шашкой. Были среди них настоящие героини, о которых с уважением говорили на Дону. История помнит оборону Азова (в 1641 году), в то время новой казачьей столицы. Крепость атаковали 227 тысяч янычар, спагов и наемных иноземцев силистрийского паши Гуссейя Делия и крымского хана Бегадыря Гирея. Им противостоял шеститысячный казачий гарнизон, а также восемьсот казачек, которые не только заряжали ружья своим мужьям, но сами метко стреляли в турок.
Красота донских казачек
Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников. Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные – девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало».
Силой их особенной красоты было смешение славянских черт с чертами горско-степными. Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью». Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках. Л.Н. Толстой в повести «Казаки», отмечая особенности красоты казачки, подчеркивает, что щегольство и изящество в одежде и убранстве хат составляет привычку и необходимость в их жизни. Казак, который при посторонних, как того требовал этикет, считал неприличным ласково и праздно говорить со своей женой, невольно чувствовал ее превосходство, оставаясь с ней с глазу на глаз.
В 1816 году атаман Платов издал приказ, в котором было сказано: «Пускай верность и усердие их( казачек), а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».
Я готовила эту статью почти неделю, изучая множество материала про донских казачек. И вот, уже под конец я поговорила со своим учителем русского и литературы и попросила назвать основные черты донской казачки, опираясь на произведения русской литературы. Учитель мне сказала: «Давай я опишу тебе Аксинью». И вот, что назвала мне женщина, совсем далёкая от наших энерго-практик.
1. Внешняя и внутренняя красота
2. Преданность семье и дому, осмысленная покорность мужу
3. Гордость и смирение одновременно
4. Почитание и уважение традиций старшего поколения
5. Чувственная и притягивающая натура женщины
Я услышала эту характеристику и поняла, что написала верную статью. Спасибо вам, если вы прочли её целиком! Мне лишь остаётся загадать, чтобы во всякой семье и по сей день ценились РОДовые традиции, а женщины гармонично сочетали в себе разные черты своего характера, направляя их в нужное русло, чем вызывали бы у мужчин непреодолимое желание быть самым лучшим мужем для этой гордой, справедливой и нежной женщины.
Женская Ассоциация Yesena и её руководитель Ксения.
Скифы на Дону. Тайна древнего народа манит туристов в Ростовскую область
Множество народов обитало на землях Ростовской области ещё со времён каменного века. Одним из самых таинственных оказались скифы. К сожалению, они не имели письменности, поэтому изучают их в основном исходя из археологических находок, таких как Милютинский курган. Множество легенд бытует об этом народе и местах его погребения.
Но что же привлекает и интересует специалистов и туристов в древних захоронениях, разбирались «АиФ на Дону».
Народ – загадка
Как считают историки, скифы – это древний ираноязычный народ, который обитал в степной зоне под названием «Скифия» с VIII века до нашей эры до IV века нашей эры. Восточная граница Скифии традиционно определяется именно на территории Ростовской области. Скифы занимались в основном скотоводством, земледелием и военным промыслом. Большинство информации об этом племени было почерпнуто из произведений древнегреческих авторов, которых повадки кочевников приводили в ужас.
«Военные обычаи их таковы: скиф пьёт кровь первого убитого им врага, а головы всех врагов, убитых в сражении, относятся к царю, потому что только при условии предоставления головы неприятеля, скиф получает долю добычи, в противном случае не получает ничего. Скиф, располагающий наибольшим числом полотенец из кожи неприятеля, почитается доблестнейшим человеком», – писал о традициях воинственных кочевников древнегреческий историк Геродот.
Любопытно, что при наличии информации о жизни скифов, например, о земледелии или военном деле, в научной среде до сих пор нет единого мнения, откуда взялось название народа. Кто-то говорит, что оно обозначает «лучники», кто-то утверждает, что это название связано с «напитком из мёда», которым любили баловаться кочевники.
Мифы же гласят, что пошли скифы от трёх братьев: Липоксайя, Арпоксайя и Колксайя. С неба на земли братьев упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Только младшего Колксайя приняло золото, других же отвергло. В результате именно Колксайя стал главным в царстве. Он разделил земли от Дуная до Дона на три равные части, чтобы отдать их братьям, а племена, живущие на них, назвали сколотами или царскими, тогда как греки дали им название скифы. Так о своём появлении рассказывали сами скифы.
По древнегреческим же мифам скифы пошли от Геракла и Богини со змеями и их младшего сына по имени Скиф. Он оказался единственным из трёх братьев, который смог натянуть лук отца и опоясаться его поясом. Старшие же братья были отосланы из страны, а Скиф стал родоначальником всех царей Скифии.
Как бы то ни было, но все эти легенды сходятся в одном – на территории нынешней Ростовской области жили именно царские скифы, которые сыграли огромную роль в истории Древнего мира. Фактически именно на территории донского края они нанесли страшное поражение тогдашнему мировому гегемону – Персидской империи.
Как Дарий со скифами воевал
Нашествие войска персидского царя Дария на земли скифов произошло в конце VI века – начале V века до нашей эры, и стало серьёзной опасностью для существования скифского народа. Кочевники понимали, что если попытаются вступить в бой с огромным войском, то неминуемо потерпят поражение, поэтому выбрали тактику отступления вглубь степей. Но не просто отступления, за собой они оставляли только сожжённую траву и засыпанные колодцы.
Ближняя тайна донских менгиров ( Сенсация!)
Внимательно изучив труды авторитетнейших донских исследователей Кривошеева А.А. и Лудова А.Д., снарядили экспедицию на берега золотоносной речки Керчик.
Там в окрестностях старого казачьего хутора Савров должны находиться загадочные мегалитические сооружения двухтысячелетней давности: аллеи менгиров.
Основные итоги экспедиции изложены здесь: http://meotyda.ru/node/1069
Действительно, несмотря на то, что попавшиеся по дороге жители хутора сразу предупредили нас о том, что менгиров уж почти и не осталось ( их разбирают, кто в хозяйство, кто на сувениры), кое-что сохранилось. И это кое-что кое-где еще впечатляет.
Где-то менгиры стоят протяженными рядами-аллеями.
Где-то небольшими группами.
Где-то в одиночку так, что для их поиска пришлось задействовать спецтехнику.
Наблюдали мы и так называемые “постели гигантов” : правильно уложенные горизонтальные мегалиты.
Поразило: почти в самом центре хутора оказался необычайный комплекс – каменный круг ( кромлех).
И вот что интересно, менгирам сопутствовали грибы, которые, как известно, тоже растут одиночками, группами, рядами и кругами! Еще не знаю, но чувствую, что тут должна быть какая-то связь.
Грибы ведь тоже существа загадочные!
Легко можно отмахнуться от наших родных менгиров: это же простые казачьи изгороди, но не все так просто. Есть ведь кое-что общее даже по внешнему виду между нашими менгирами.
И, к примеру, самыми знаменитыми- бретонскими. При этом во Франции такие мегалиты тщательно оберегают, сделав из них – если не религиозный культ, то уж точно туристический. Не правда ли, есть схожесть. А ведь совсем недавно аллеи донских менгиров были такими же частыми!
Впрочем, самое потрясающее, я бы даже сказал, сенсационное открытие ждало меня в Ростове-на-Дону! Принято считать, что находившиеся в городе и его окрестностях аллеи менгиров давно уничтожены в результате хозяйственной деятельности. Однако же буквально на следующей после поездки неделе я совершенно неожиданно наткнулся на такую аллею менгиров в Железнодорожном районе города на Рыбном переулке. Менгиры сориентированы строго перепендикулярно к Дону! Поинтереовался у обитателя ближайшего к менгирам дома: что же это за камни, брат ?
-Не знаю,- отвечает, – давно здесь стоят.
Даже и ехать далеко не надо!
Впрочем, ехать все-равно надо, ибо “нам любые дороги дороги”.
Источники:
http://ataman.online/o-kazachestve/813-%D1%81%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B-%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0-%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BA
http://rostov.aif.ru/culture/events/skify_na_donu_tayna_drevnego_naroda_manit_turistov_v_rostovskuyu_oblast
http://ankol1.livejournal.com/188087.html