Дрезна

Дрезна́ — город в Орехово-Зуевском районе Московской области России, в 80 км к востоку от Москвы и в 12 км от районного центра, на реке Дрезне (правый приток Клязьмы); единственный населённый пункт муниципального образования «Городское поселение Дрезна». Железнодорожная станция Дрезна на линии Москва — Нижний Новгород.

Население 11,5 тысяч жителей (2010); (11,6 — 2005, 11,7 — 2004).

Глава города — Цван Виктор Михайлович (на 2011 год) [1] .

Содержание

Дрезна возникла в 1897 году как посёлок при прядильно-ткацкой фабрике. В 1940 году Дрезне был присвоен статус города. Всё остальное развитие города и жизнь его жителей до 90-х годов ХХ века были связаны с Дрезненской прядильно-ткацкой фабрикой. Здесь работали большинство местных жителей. Их дети учились в ПТУ (ранее ФЗУ, фабрично-заводском училище) при фабрике и приходили на смену своим родителям. Отсюда же уходили на фронт в годы Великой Отечественной войны.

Городское поселение Дрезна

В ходе реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, вступил в силу 1 января 2006 года) в Московской области были созданы муниципальные образования. В 2005 году был принят закон Московской области «О статусе и границах Орехово-Зуевского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» [2] . Было в частности образовано муниципальное образование «городское поселение Дрезна», в состав которого вошёл 1 населённый пункт — город Дрезна [2] .

Географические данные

Площадь городского поселения — 800 га [2] .

Муниципальное образование находится в западной части Орехово-Зуевского муниципального района и граничит:

Органы местного самоуправления

Органами местного самоуправления городского поселения Дрезна являются: [3]

  • Совет депутатов города — выборный представительный орган местного самоуправления. В его состав входят 16 депутатов, избираемые на 5 лет [4] ;
  • Глава города — избирается гражданами сроком на 5 лет [5] ;
  • муниципальный контрольный орган;
  • Администрация города (исполнительно-распорядительный орган городского поселения). Главой администрации является глава города [5] .

Адрес администрации города — 142660, Московская область, Орехово-Зуевский район, г. Дрезна, ул. Революции, д. 11 [1] .

Образование, культура

Средняя школа и гимназия; музыкальная школа, школа искусств, ДЮСШ, вечерняя школа, футбольный клуб «Союз», неоднократный победитель районных первенств, хоккейный клуб «Дрезна», с сезона 2009—2010 возобновивший участие в районных турнирах, а также цирковой коллектив «Надежда» под руководством Геннадия Антониновича Ракитина.

Градообразующим предприятием является Дрезненская прядильно-ткацкая фабрика (бывшее «Товарищество Зуевской мануфактуры И. Н. Зимина» 1898 г.). Производственный корпус и железобетонный водонапорный резервуар построены в 1907—1909 годах по проекту архитектора В. Д. Адамовича.

На 2000-е годы основной доход городу приносит тепличное хозяйство ЗАО «Аграрное».

Через город проходит железнодорожная линия Москва — Нижний Новгород Московской железной дороги «нового» направления транссибирской магистрали.

Поблизости от Дрезны проходит прямая автомобильная дорога на Москву (Носовихинское шоссе).

Есть автобусы.Пригородный автобус – №26 идёт в Орехово-Зуево.

Известные уроженцы

  • Дмитрий Губерниев — тележурналист.
  • Юрий Тупицын — писатель-фантаст.
  • Игорь Новиков — двукратный олимпийский чемпион по современному пятиборью.

Примечания

  1. 123Городское поселение Дрезна на официальном сайте Орехово-Зуевского района
  2. 123Закон Московской области от 28.02.2005 № 67/2005-ОЗ «О статусе и границах Орехово-Зуевского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований» (текущая редакция с изменениями от 07 июня 2005 года) (.doc) , первоначальная редакция
  3. Устав городского поселение Дрезна, 2009, Статья 23
  4. Устав городского поселение Дрезна, 2009, Статья 24
  5. 12Устав городского поселение Дрезна, 2009, Статья 28

Литература

  • Города Подмосковья. Кн. 2. — М.: Московский рабочий, 1980. — 608 с., ил. — 35 000 экз.

Москва | Реутов | Балашиха | Железнодорожный | Вишняково | Электроугли | Имени Воровского | Есино | Фрязево | Павловский Посад | Назарьево | Дрезна | Кабаново | Орехово-Зуево | Войново-Гора | Городищи | Глубоково | Старое Перепечино | Старые Омутищи | Леоново | Петушки | Костерёво | Болдино | Лакинск | Угор | Колокша | Владимир | Боголюбово | Лемешки | Выселки | Нестерково | Второво | Высоково | Тереховицы | Камешково | Новки | Сергейцево | Ковров | Достижение | Крестниково | Сарыево | Октябрьский | Вязники | Каменево | Денисово | Чулково | Молодники | Великово | Галицы | Ильино | Ильиногорск | Красная Горка | Володарск | Решетиха | Дзержинск | Новое Доскино | Нижний Новгород

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое “Дрезна” в других словарях:

Дрезна — город, Московская обл. Возник как пос. при текстильной фабрике, основанной в 1897 г. на р. Дрезна, по которой и получил название. С 1940 г. гор. Дрезна. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001 … Географическая энциклопедия

ДРЕЗНА — ДРЕЗНА, город (с 1940) в Московской обл., на р. Дрезна. Ж. д. станция. 12,5 тыс. жителей (1998). Текстильная промышленность. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

дрезна — сущ., кол во синонимов: 2 • город (2765) • река (2073) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Дрезна — город (с 1940) в России, Московская область, на р. Дрезна. Железнодорожная станция. 12,5 тыс. жителей (1998). Текстильная промышленность. * * * ДРЕЗНА ДРЕЗНА, город (с 1940) в Российской Федерации, Московская обл., на р. Дрезна. Железнодорожная… … Энциклопедический словарь

Читать еще:  Еловка - место для рыбака

Дрезна — город, Московская обл. Возник как пос. при текстильной фабрике, основанной в 1897 г. на р. Дрезна, по которой и получил название. С 1940 г. гор. Дрезна … Топонимический словарь

Дрезна — город (до 1940 посёлок), в Орехово Зуевском районе Московской области РСФСР. Расположен на р. Дрезна (приток Клязьмы). Ж. д. станция в 80 км к В. от Москвы. Прядильно ткацкая фабрика … Большая советская энциклопедия

Дрезна — Sp Dreznà Ap Дрезна/Drezna L u. ir mst. RF Maskvos sr … Pasaulio vietovardžiai. Internetinė duomenų bazė

Дрезна — Дрезна, город в Московской области, в Орехово Зуевском районе, в 83 км к востоку от города Орехово Зуево. Расположен на реке Дрезна (правый приток Клязьмы). Железнодорожная станция. Население 12,6 тыс. человек (1996).Возник в 1897—98 близ… … Словарь “География России”

Дрезна — 142660, Московской, Орехово Зуевского … Населённые пункты и индексы России

Дрезна (приток Клязьмы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дрезна (значения). Дрезна Характеристика Длина 30 км Площадь бассейна 164 км² Бассейн Каспийское море Бассейн рек Клязьма → Ока → Волга … Википедия

Дрезна. “Подпевает электричке ткацкой фабрики гудок. “

. Так и не найдя Мологу в Ярославской области, спустя несколько дней, всё той же золотой осенью, я отправился на поиски другого подводного русского города – Китежа. Искать его, по легенде, надо в староверческом Нижегородском Заволжье, в Светлояр-озере, экспедиция к которому мы снарядили с dima1989 на серой “Ладе-Девятке”.

Но до Нижегородской области ещё надо доехать, и первым делом мы пересекали опять же староверческий текстильный край на востоке Подмосковья и западе Владимирской области: ближайшие 4 поста будут состоять в основном из краснокирпичных текстильных фабрик, рабочих казарм, школ и госпиталей, конструктивизма и революционных монументов. Первой остановкой стала Дрезна – город-спутник (11 тыс. жителей) Орехова-Зуева, пожалуй самый тихий и провинциальный в Подмосковье, но при этом чистенький и уютный, словом, вполне сохранивший ту неповторимую атмосферу, увековеченную Таничем в старом-старом шлягере “Текстильный городок”.

Хотя мы приехали сюда на машине, всё же уместнее начать рассказ о Дрезне на станции – это отправная точка города что во времени, что в пространстве. Московско-Нижегородская железная дорога в 1858-62 годах связала тогдашнюю “сердце России” с её “карманом”, но в истории почему-то несколько менее известна, чем другие магистрали “второго поколения” из Петербурга в Варшаву (с ветками в Ригу и Пруссию) и Одессу. Более того, сквозное движение от Москвы до Нижнего открылось даже на несколько месяцев раньше, чем от Петербурга до Варшавы, то есть эта линия вполне претендует на звание “третьей в империи” (после Варшво-Венской и Московско-Петербургской). Прошла она через уже вполне состоявшийся промышленный район, где бывшие крестьяне (чаще всего староверы), начинавшие с текстильных станков на дому “при матушке Екатерине”, за несколько поколений превратились в известных на всю империю фабрикантов, но железка вызвала новую волну строительства фабрик. Дрезна – продукт именно этой второй волны: в 1897 году в разросшейся деревеньке у станции фабрикант Иван Зимин из соседнего Зуева (которое с Ореховом) построил свою вторую мануфактуру, причём весьма крупную – с первых же лет её штат насчитывал 4,5 тысячи человек, то есть население небольшого города. До городского статуса Дрезна доросла лишь в 1940 году, но даже сейчас больше напоминает ПГТ, чем полноценный город. Тем более фабрика уже давно не является градообразующей, а 20-этажных новостроек что-то пока не видно – при том, что до Москвы отсюда всего полтора часа на электричке (а вот прямых автобусов в столицу отсюда нет, равно как и автовокзала).

Вокзальчик, видимо рубежа 1850-60-х, со стороны города откровенно уныл и обсажен деревьями:

Зато со стороны перрона имеет довольно интересный фасад – я был уверен, что аутентичный времён строительства магистрали, но как пояснил Дима – 1890-х годов, видимо построен по инициативе Зимина, чтобы “ворота” его фабричного посёлка смотрелись по презентабельнее. Увы, нам впечатление подпортил разговор со скучающими и от того видимо вредными охранниками, которым не понравилось, что мы фотографируем с виадука. Подкараулив нас у лестницы, начали разговор они довольно резко, но услышав, что мы блоггеры (а блоггеры – они же, как известно, наделены особым даром устраивать шумиху по любому поводу) сразу подобрели, несколько раз извинились, но документы всё же проверили – думаю, можно было чисто из принципа этого избежать, но я как всегда остановился на компромиссном варианте.

Прямо у вокзала – городская администрация в старом домике, в сквере за ней воинский мемориальчик:

Мини-сталинка на другой стороне площади:

А вот Дима обратил моё внимание на специфический дрезнинский феномен – такси-джипы, разумеется чёрные и с правым рулём. Нигде больше такого не видел, и вообще легче такой сюжет представить где-нибудь на Дальнем Востоке:

Что же до Дрезнинской прядильно-ткацкой мануфактуры, то хотя официально она ещё работает, её высокие корпуса выглядят опустевшими. Вероятно, как часто бывает, некогда огромная фабрика ужалась до небольшой мастерской, сохранившей её специализацию и название.

Читать еще:  Милятинское водохранилище

Всё же я очень люблю этот исторический феномен русских городов-заводов, где к проходной уже не первый век ведут все дороги, и наиболее характерно это явление пожалуй что для двух регионов: Горнозаводского Урала, где металлургические заводы начинались с плотин и расцвет их пришёлся на допаровую эпоху, и среднерусского Текстильного края, где из-за неизменного красного кирпича и совершенно нарышкинских белёных узоров фабрики неизменно напоминают кремли.

Но неотъемлемая часть Текстильного края – атмосфера упадка, всё же текстильпром, бывший в России одной из главных отраслей в 19 веке и переживший последний расцвет в 1920-30-е годы, ныне едва ли не самая депрессивная отрасль отечественной промышленности. И если текстильные городки Подмосковья за счёт близости к столице выглядят ещё неплохо, то в соседних областях они откровенно мрачны.

К фабрикам неизменно прилагаются краснокирпичные казармы, ныне жилые дома, здесь образующие компактеный квартал в самом центре:

“Населенье таково:
Незамужние ткачихи
Составляют большинство” – это, конечно, давно уже не так, но атмосфера осталась:

Хотя вообще-то женской общагой было вот это здание с каменной сердцевиной:

А квартал советских малоэтажек от казарм до станции за характерную квадратную трубу и высокий забор получил народное прозвище “Бухенвальд”:

Справедливости ради, мы как-то напрочь упустили самую интересную часть дрезнинской фабричной слободки – район улицы Парковой, где сохранились деревянные дома специалистов, профилакторий для рабочих и “теремок” управляющего фабрикой – всё это можно увидеть в куда более подробном репортаже romodin (так как свой блог он обещал удалить, ссылка не на оригинал). Чуть дальше от железной дороги к капиталистической слободке примыкает уже социалистическая, с конструктивистской больницей:

Пожарным депо на краю фабричной промзоны:

И ухоженными деревянными двухэтажками, которые язык не повернётся назвать “барачником”:

Собственно, два последних кадра сняты с местной площади Ленина – перспектива Коммунистической улицы на каланчу и бараки на другой её стороне. Напротив них – сквер с Ильичом:

Скрывающий в глубине ДК имени Волкова, одного из лидеров легендарной Морозовской стачки, произошедшей, к слову, ещё до строительства Дрезнинской фабрики. Само здание – 1930-х годов (обратите внимание на “цветы”-капители!), а многочисленные панно – уже времён “развитого социализма”. По той же ссылке выше их можно увидеть подробнее, я же ограничился общим видом через высокий забор – ДК нахдится в состоянии затяжной реконструкции:

Машина рядом с ДК – в кузове её смонтирован какой-то механизм, который обслуживали работяги-гастрбайтеры. Русский прораб, увидев нас, поздоровался и начал было какой-то деловой разговор, но вскоре понял, что обознался – в тот же день тут ждали съёмочную группу каких-то уездных СМИ.

Ну а ещё дальше от станции – уже позднесоветский микрорайон, мимо которого мы въезжали в город:

Есть у Дрезны и дофабричный исторический центр – бывшая деревня Горбачиха, расположенная гораздо ближе к станции и видимо не давшая ей названия лишь потому, что звучало бы это менее благозвучно. Практически за администрацией с кадра №4 начинается Советская улица с купеческими домиками и водонапорной башней (1929) в перспективе:

С водонапоркой, которая ведь даже не конструктивизм, а натуральный советский модерн, соседствует столь же необычная Пятницкая церковь 1990-х годов:

Обратите внимание на часовенки по углам, слегка напоминающие каплички в оградах костёлов:

А по сути это храм-памятник жертвам репрессий – церковь пристроена к старому дому богатого крестьянина Кондакова, владельца кирпичного заводика и попечителя местной школы, в 1938 году расстрелянного на Бутовском полигоне.

Пятницкая церковь в Дрезне не единственная, и впечатление о городе будет неполным без Десятой Пятницы – погоста за дачками, лесочком и воинской частью, практически у Большой бетонки. Странное название – то ли из легенды о явлении иконы Параскевы Пятницы, то ли от давно забытой сельской ярмарки, начинавшейся в пятницу – и то, и другое было, как считается, на десятую неделю по Пасхе. Церковь тут, впрочем, Троицкая, и Дима метко охарактеризовал её “храм с отставанием в 20 лет”: построенная в более характерном для александровской эпохи стиле ампир в 1839-40 годах, она успешно пережила воинствующий атеизм (а в 1929-м её даже успели отремонтировать и росписи поновить), но была закрыта в 1953 году, на излёте религиозной оттепели, причём не из идейных соображений, а чтобы не палила строившийся рядом военный объект. Наконец, её и верующим вернули в 2000-е годы, и до сих пор не отреставрировали – одна из последних церковных руин Подмосковья:

Дальше, скользнув краешком по Ликино-Дулёву мимо советской высотки дирекции ЛиАЗа, мы направились в “подмосковный Манчестер” Орехово-Зуево, о котором – следующие две части.

ВЕРХНЯЯ ВОЛГА-2014. Часть 2: поиски Китежа
Обзор двух частей и оглавление.
Дорога к Волге
Дрезна.
Орехово-Зуево. Орехово.
Орехово-Зуево. Крутое и Зуево.
Непарадная Владимирщина. Петушки, Лакинск, Собинка.
Гороховец. Средневековый русский городок.
Нижегородчина – Россия в миниатюре.
Зарисовки по окрестностям. Бор, Кстово, Заволжье, Пурех.
Городец. Верхний город.
Городец. Музеи и промыслы.
Городец. За пределами вала.
Чкаловск. Город советской легенды.
Григорово и Вельдеманово. Родина антагонистов.
Большое Мурашкино. Дворцы в захолустье.
Лысково и Макарьев, переправа в заволжье.
Семёнов. Матрёшкин град.
Керженская сторона. Потайной край староверия.
Светлояр, где скрылся Китеж.

Читать еще:  Пайдугина - место для рыбака

Фотографии и памятники

Дрезна – маленький, провинциального склада городок, который находится в окрестностях Орехово-Зуева, к югу от одноименной платформы. Известна своей текстильной фабрикой, которая сейчас пребывает в неопределенном состоянии, и старыми казармами для ее рабочих. Обойти Дрезну можно за один раз, на момент прогулки в ней даже не было настоящих мемориальных досок (потом одна все-таки появилась).

До местного вокзала еще не добрались ужасные, все портящие ограждения с турникетами, и он похож на московские платформы железной дороги, какими они были много лет назад.

Внутри вокзального здания находятся кассы. Хорошо, что оно как-то используется, а не разваливается в полном запустении.

Внимание: скоростной поезд из Москвы. Голос из репродуктора советует всем отойти подальше от края платформы. Штуковина действительно спешит и заодно отнимает у нас несколько электричек.

Здание администрации (улица Революции, 11) и герб Дрезны.
Рядом со станцией находится городской мемориал.

Фотографии плит с фамилиями – 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7

Парадный дом 1951 года (Советская улица, 6).

Соседний с ним №12 более ранней постройки.

Поворот на Больничный проезд и угловой кирпичный дом №20 по Советской улице. Слева виден дом №3 постройки 1956 года.

Дом №3 поближе, а за ним стоит одна из фабричных казарм. Но мы потом будем возвращаться с той стороны, а пока надо идти по Советской улице на юг.

Дома №15 и 17 на Советской, напоминающие об уездных городках. Дальше застройка преимущественно деревенская.

Знаменитая водонопорная башня 1929 года, никогда не работавшая по назначению. Очень красиво. Почему бы не объявить ее памятником?
Церковь Параскевы Пятницы в конце Советской улицы, рядом с башней.

Старая больница по адресу Горбачиха, 16. Здесь самый край одноименной деревни и продолжение ее главной улицы.

Домик справа от больницы. На табличке написано “деревня Горбачиха”.

Вот наконец, этот шедевр конструктивизма в полном объеме.

Отсюда до центра города считанные минуты. На Юбилейной улице медленно разваливался клуб имени Волкова, здание 30-х годов с украшениями более позднего периода – маленькими барельефами на окнах, большой декоративной композицией на боковом фасаде и мозаичным панно возле входа. В таком подвешенном состоянии он пребывал долгое время. Увы! Это замечательное здание снесено осенью 2015 года. Не то чтобы мы ожидали чего-то другого, но все-таки надеялись.

Рядом на площади стоит Ленин. В отличие от дома культуры, его никто не сносил.

Дом №7 на другой стороне площади, числится по Комсомольской улице.

На плитку все же денег наскребли.

Ленинский проезд, дом 2.

Детский сад “Рябинка” на Ленинском проезде.

Дом 1929 года на 1-й Ленинской улице, простой стиль для обычных людей.

На соседнем стадионе сохранилась скульптура подкрашенного футболиста (хотя на самом деле это регбист).

2-я Ленинская улица, 3. Очень напоминает заброшенный детский сад.

Однако вывеска с другой стороны сообщает, что здесь “временно” помещается дворец культуры.

Казарма, уже снятая ранее, с парадной стороны. Все равно мрачное зрелище.

Магазин на 1-й Ленинской улице.

В сильно заросшем городском парке сохранились следы деятельности древнего советского человека.

Скульптуры выглядят новыми. По дорожкам гуляют местные жители.

На границе парка стоит довольно известный памятник истории, бывший дом управляющего Дрезненской фабрики. Он до сих пор жилой, в чем есть свои плюсы. Иначе бы уже сгорел.

Заброшенный профилакторий фабрики (Парковая улица, 1). Раньше обо всем думали, а сейчас все продули.

Въездные ворота Дрезненской прядильно-ткацкой фабрики. Виден корпус, прикидывающийся дореволюционным со стороны карниза, но с огромными советскими окнами на совершенно невзрачном фасаде. Рядом стоит барельеф, напоминающий рабочим о необходимости регулярно косить и забивать. Справа за кадром – ничем не примечательная проходная. До революции это была Бумаго-прядильная и ткацкая фабрика Товарищества Зуевской мануфактуры И.Н.Зимина – довольно крупная, на ней работало более 4700 рабочих.

Пожарная часть (улица Зимина, 3) при фабрике и для всего города.

Возвращаемся к станции и проходим мимо двух казарм. Дальняя из них сдвоенная, в форме буквы “Н”.
На другой есть настенное панно-барельеф.

Фабричная труба и несомненный архитектурный памятник рядом с ней.

На улице Зимина стоит такая стела.

Южный фасад сдвоенной казармы, которая имеет аж три номера – №2, 4 и 6, для каждой половины свой.

В тени здания спрятался уютный деревянный домик, тоже имеющий номер 4.
Не сразу видно, что он не отдельно стоит, а является частью самой казармы.

Снова Больничный проезд, который мы уже видели. Возвращаемся на станцию и покидаем городок.

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/44631
http://varandej.livejournal.com/721176.html
http://logoworks.narod.ru/towns/drezna.html

Ссылка на основную публикацию