Как выбрать якорь для лодки

Как выбрать якорь для лодки ПВХ?

Среди многих владельцев надувных ПВХ лодок бытует мнение, что для удержания судна на месте необязательно использовать якорь – они уверены в том, что эту роль вполне может выполнить любой груз: трак от гусеницы, кусок рельса, подкладочная рельсовая пластина или связка камней. Поэтому большинство и использует такие самодельные якорные приспособления, совершенно игнорируя при этом наличие специальных лодочных якорей.

Импровизированный самодельный якорь, принцип действия которого основан исключительно на массивности, хорош в единственном случае – если дно водоема каменистое и плотное, не позволяющее лапам якоря хорошо зацепиться за грунт. Во всех остальных случаях намного лучше и удобнее использовать зацепляемые якоря.

Недостатки импровизированных якорей

  • Высокая масса (от 10 до 15 кг) делает неудобным обращение с таким якорем, затрудняя выборку и очистку от придонного ила и грязи;
  • Отсутствие стандартов может привести к повреждению лодки от острых краев;
  • Низкая удерживающая способность уже даже при среднем течении;
  • Большие габариты.

В отличие от подручных предметов, зацепляемый якорь намного компактнее и удобнее, при этом обеспечивает в несколько раз лучшее зацепление с грунтом и позволяет удержать лодку на месте даже при сильном течении.

Критерии выбора якоря для надувной лодки

Чтобы выбрать хороший и надежный якорь для надувной лодки, вам нужно знать критерии, по которым их следует выбирать. Таких критериев несколько:

  1. Компактность. Лодочные якоря имеют складную конструкцию, чтобы занимать мало места при транспортировке. В рабочем положении лапы раскладываются и зацепляются за грунт, а в транспортном положении складываются и якорь уменьшается в размерах в несколько раз;
  2. Надежность фиксации. Хороший якорь должен удержать судно даже на сильном течении или при порывистом ветре;
  3. Легко выбираться и сниматься с зацепов. Если этого нет – вы рискуете оставить якорь на дне в первом же плавании;
  4. Невысокая масса. Якорь массой в 3 кг имеет удерживающую силу в 300 кг – это в несколько раз больше, чем у трака массой 15 кг.
  5. Устойчивость к коррозии. Хорошие якоря сделаны из нержавеющих сплавов, серого чугуна, или покрыты специальным антикоррозийным составом.

Виды лодочных якорей

Существует большое количество якорей для малых суден, но как показывает практика, наиболее популярными для надувных лодок являются два типа: якорь Денфорта и якорь-кошка. Они достаточно компактны и удобны, стоят немного и поэтому широко распространены. При этом они существенно отличаются друг от друга, имея свои достоинства и недостатки.

Конструкция якоря Денфорта

Якорь Холла-Денфорта имеет монолитную нескладывающуюся конструкцию. Это проецирует главный его недостаток – большие размеры по сравнению со складным якорем-кошкой. Но при этом благодаря широким заостренным лапам, такой якорь способен глубоко зарываться в грунт, что очень важно на илистом или песчаном дне, поэтому обладает очень высокой удерживающей силой. Массы якоря в 2 кг хватит для того, чтобы удержать лодку весом в центнер.

Якоря такой конструкции выполняются из стали с лакокрасочным покрытием или из оцинкованной стали. Последний вариант предпочтительнее, так как он более устойчив в коррозии и способен сопротивляться ей на протяжении трех-четырех сезонов.

Якорь-кошка

В отличие от конструкции Денфорта, складной якорь-кошка имеет конструкцию, при которой лапы в походном положении прижимаются к веретену. Благодаря этому такие якоря удобно транспортировать, а зацепистость хоть и меньше, чем у конструкции Денфорта, но также обеспечивает приемлемое зацепление за грунт. Именно поэтому они больше распространены, так как такой якорь вместе со всем оборудованием занимает примерно половину рыбацкого ведра.

Существует два варианта якорей-кошек: с бугельной конструкцией и с фиксацией лап посредством скользящей муфты. Второй вариант более надежный и удобный в эксплуатации, так как в рабочем положении лапы фиксируются жестко, а на тренде устанавливается проушина для крепления троса с буйрепом. Якорь с бугельной конструкцией подвержен износу – шарнирные соединения, которые удерживают лапы, со временем разбалтываются и при ударе складываются, из-за чего якорь перестает выполнять свою функцию.

Выбираем массу якоря

Существует распространенный и простой способ выбора якоря для лодки – это отношение массы якоря к длине лодки. То есть, 1 кг массы достаточен для того, чтобы удерживать лодку в 1 метр длиной. Для зарегистрированных суден по Правилам требуется наличие якоря массой от 5 кг – при его отсутствии владельца лодки ждет серьезный штраф.

Поэтому оптимальным вариантом, скажем для трехметровой лодки, будет 2 якоря по 1.5 кг. Это позволит провести постановку врастяжку – одним якорем с кормы, другим с носа, для того, чтобы «намертво» зафиксировать судно. При необходимости якоря можно усилить отрезком цепи, что используется в виде фала. Именно так поступают многие владельцы лодок – они оснащают судно якорем минимально допустимой массы, а при необходимости усиливают вес несколькими короткими отрезками цепи с карабинами, чтобы при необходимости нарастить нужную длину.

Читать еще:  Ловля фидером на флэт

Для примера – всего один метр цепи диаметром 10 мм увеличивает массу на 2.2 кг. Причем цепь может использоваться двумя способами:

  1. Отрезок цепи привязывается к веретену как фал и своей массой прижимает веретено ко дну, улучшая зацепляемость и устанавливая оптимальный угол зацепа. При этом рывки лодки, что возникают в результате волнения или ветра, амортизируются цепью.
  2. Отрезок цепи просто обматывается и закрепляется вокруг тренда, увеличивая массу якоря и смещая к тренду центр массы. Таким образом, массу якоря при необходимости можно увеличить в 2-3 раза достаточно простым инструментом.

Выбор фала

Правильный выбор фала очень важен, так как велик риск того, что при выборе якоря фал запутается, оборвется или порежет руки. Некоторые владельцы лодок приобретают недорогие и прочные фалы из полиамидной нити – но такие фалы неудобно выбирать, так как они режут руку и легко путаются.

Оптимальный вариант – это плоская стропа или толстый шнур для якоря диаметром 7-10 мм. Обязательно, чтобы они были сделаны из синтетики – этот материал имеет положительную плавучесть и даже если конец упадет в воду – он не утонет. Оба варианта имеют свои особенности – стропу удобнее тянуть руками и она не путается в бухте, а зато она при сильном течении «поет», а шнур лишен этого недостатка.

Зацепание якоря и как с ним бороться?

Главная проблема якоря – это зацепание об рельеф дна: крупные камни, коряги. Если якорь зацепиться, его трудно освободить. Поэтому при выборе нужно обращать внимание на конструкцию тренда – он должен иметь на конце проушину для буйрепа – дополнительно троса, что крепится к топбую. Если якорь зацепится за корягу или топляк, достаточно потянуть за буйреп и высвободить якорь.

Еще один вариант – заранее установите на рыму веретена скользящую чеку с небольшой разрывной нагрузкой, чтобы ее можно было разорвать рукой, а конец фала прикрепите к тренду. При зацепе достаточно будет сильного рывка, чтобы высвободить якорь.

Как выбрать якорь для катера

От правильного выбора якоря может зависеть многое: попасть в шторм проще, чем кажется. Да и не всегда нужен шторм, хватит сильного ветра, чтобы нарушить комфортную рыбалку или отдых на воде. Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?

Некоторые судовладельцы, положа руку на сердце, используют 10-12 кг кирпичей. В штиль, и даже при небольшом ветре, такая беспечность допустима. Но при сильном ветре эта халатность может обрести серьезные последствия. И это не только нарушение умиротворения, но даже деформация и затопление плавсредства, угроза жизни людей находящихся на борту.

Какие же характеристики нужно учитывать при выборе якоря?

– Удерживающая сила. Чем выше удерживающая сила, тем менее громоздкий якорь придётся с собой таскать. Достаточно усредненный показатель для большинства типов якорей: на каждые 100 кг водоизмещения 1 килограмм веса якоря. Вообще, у любого продавца должны быть списки, в которых наглядно приведены расчётные данные по тому или иному виду якорей.
– Поверхность дна. Из всех видов якорей только Адмиралтейскому якорю неважна поверхность: он может удерживаться на любом типе дна. Остальные могут работать более качественно на одном из грунтов, и вообще не работать на другом.

Виды якорей

1. Якорь-кошка
Достаточно распространенный тип якорей, который используется как в качестве станового якоря (на небольших плавательных средствах), так и в качестве дополнительного. Более всего целесообразно пользоваться кошкой в водоёмах с песчаным дном или на закоряженных участках. Лапы крепко фиксируют якорь, зацепляя за древесину, но это может стать и минусом: при слишком плотном зацепе придётся “подарить” якорь-кошку коряге.
Некоторые судовладельцы, при изготовлении самодельных якорей этого типа, учитывают фактор критической нагрузки на металл (зачастую, чугун), которая требуется для разгибания кошки. Таким образом, “дав по газам”, удаётся сохранить якорь, хоть тот и поддаётся деформации. Кошки не подходят для илистого или каменистого дна.

2. Якорь Данфорта
Отличается высокой удерживающей силой на илистых участках дна. Две широкие, продолговатые и острые лапы, расположенные на близком расстоянии друг от друга, способны вонзаться в мягкие участки дна и создавать качественно высокую фиксацию катера.
Якорь имеет несколько угловатую форму, не складывается и обладает большим весом, что делает его нерентабельным для плавсредств с небольшим водоизмещением.

Читать еще:  Савала - место для рыбака

3. Якорь Матросова
Напоминает, по модификации, якорь Данфорта, но отличается более высоким сцеплением с дном, которое обеспечивают штоки. Оно (сцепление) остаётся высоким даже при развороте катера на 360″, что особенно актуально в сильный шторм. Это же качество можно добавить к списку минусов, т.к. бывает очень проблематично извлечь якорь из дна. Хорошо подходит для илистых и мелко каменистых участков дна.

4. Якорь Холла
Схожая, с двумя вышеприведёнными, модель якоря. Якорь Холла действует так: коснувшись дна, он ложится плашмя, когда якорная цепь протянет его, нижний прилив лап цепляется за грунт, заставляя лапы повернуться и забрать грунт лопатками. Чтобы якорь надёжно сработал, его необходимо отдавать с ходу. Удерживающая сила напрямую зависит от грунта. Из рыхлого и неоднородного дна такой якорь попросту вырвет. Не подходит для водоёмов с мягкими и илистыми поверхностями.

5. Адмиралтейский якорь
Адмиралтейский якорь всё больше перемещается в музеи, и всё меньше его можно встретить на любом судне, будь то лодка, катер или же яхта. Адмиралтейский якорь сильно уступает по силе якорям, в которых используются две лапы для фиксации. Тем не менее, и у него есть свои, хоть и небольшие, преимущества. Например, практичность. Адмиралтейский якорь подходит для водоёмов с любым типом дна. Одинаково крепко удерживает катер, и на илистом грунте, и на каменистом, и на увитом водорослями дне.

6. Якорь “кобра”
Обладает высокой удерживающей силой (до 25-30 кг на килограмм веса якоря). Благодаря широкой и острой лапе, он не только крепко цепляется, но при выскакивании способен быстро зацепляться за другие участки дна. Хорошая модель, но достаточно проблематично найти якорь-кобру небольшого размера. Хорошо показывает себя на мелко каменистом и песчаном дне.

7. Якорь “Плуг”
Конструкция схожа с якорем “кобра”, но, в отличие от последнего, не является монолитной. Состоит из двух независимых частей, которые скреплены таким образом, что “плуг” качественно удерживается в грунте даже при развороте плавсредства до 180″.

Улучшение фиксации, практические советы.

1) Цепь
Цепь с крупными звеньями, соединяющая якорь и трос, способна увеличить удерживающую силу якоря. Происходит это благодаря пригибанию веретена: цепь пригибает его максимально близко к дну (вырвать якорь, при таком положении, становится сложнее). Необходимо, чтобы длина троса превышала в семь-десять раз расстояние до дна. В таком случае, удерживающая сила будет увеличена полноценно.

2) Поплавок
Предусмотрительным шагом будет сделать поплавок из пенопласта, который крепится почти на краю каната, в метре от узла. Отвязавшийся или вырванный – найти его будет гораздо легче.

3) Закрепление
Наиболее выгодна точка, которая находится максимально низко по форштевню. Чем выше крепление, тем больше рычаг и, соответственно, тем меньшее усилие требуется для того, чтобы перевернуть плавсредство или подтопить нос. В шторм такое вполне может произойти.

4) Количество якорей
Хотя бы два. Помимо станового должен быть, пусть небольшой, верп (вспомогательный якорь). Это самый минимум, который должен находиться на борту. Неплохо добавить в список штормовой якорь или якорь-парашют (который почти невесом), но многие судовладельцы очень ревностно относятся к “лишним” предметам на борту.

5) Как сохранить якорь
Поверхность дна бывает засорена корягами и затопленными деревьями, заброшенными ловушками для крабов и прочим мусором, вероятность остаться без якоря очень велика. Поэтому отдавать якорь, не привязав к тренду (место соединения рогов с веретеном) буйрепа с буйком, не следует. Лучше всего иметь буек (он называется томбуй) с буйрепом длиной 10 — 25 м (зависит от глубины, на которой вы встаете на якорь) постоянно в снабжении судна. В крайнем случае вместо буйка можно использовать любой плавучий предмет: деревянную чурку, кусок пенопласта и т. п.
Если якорь застрял и поднять его за якорный канат без риска обрыва невозможно, достаточно потянуть за буйреп, и якорь освободится.
Хорошо закрепить на тренде постоянную скобу или сделать отверстие для буйрепа.

И еще один способ спасти якорь без томбуя изображен на рисунке ниже.

Как правильно подобрать якорь для лодки

Специалист магазина Моторка.PRO Максим Остапенко рассказывает о достоинствах и недостатках разных якорей, используемых на лодках ПВХ, а также о том, как подобрать наилучший якорь для Вашей лодки.

Я бы поставил на первое место в списке необходимого оборудования именно якорь. Вещь, без сомнений, необходимая. Объяснять для чего нужен якорь нет никакой нужды, но не лишним будет знать, какой именно якорь подходит к той или иной лодке.

Так как видов якорей превеликое множество и разнообразие, рассмотрим самые популярные из них.

Читать еще:  Хурлакёль озеро - место для рыбака

Владельцы лодок ПВХ из экономии или по незнанию в качестве якоря часто используют тяжелые подручные предметы.

Они не цепляются за донный грунт, как обычные якоря. Их удерживающая способность обусловлена исключительно весом.

Это могут быть звенья траков гусеничной техники, куски рельсов, мешки или пластиковые канистры, предварительно наполненные на берегу камнями или песком, стальные подкладочные пластины железнодорожных путей, связки кирпичей, балансиры-противовесы стиральных машин и т.д.

Использование таких предметов с заведомо завышенным весом как минимум неудобно. Так, например, звено тракторной гусеницы весит порядка 8-10 кг. Смывать с такого изделия донную грязь, держа его в одной руке, да еще перегнувшись через борт лодки – не самое приятное занятие. Подкладка под рельс, помимо веса в 8 кг, требует перед использованием обработки острых кромок, чтобы уберечь ткань ПВХ от повреждения. Подвязывание камней или кирпичей перед спуском судна на воду так же представляется малоприятным времяпрепровождением.

Поэтому здесь обсудим преимущества настоящих якорей.

Пожалуй, самый популярный якорь в маломерном флоте. Надёжен, удобен, универсален. Такая конструкция позволяет хранить якорь в транспортировочном положении занимая минимум места в лодке. При использовании же, якорь раскладывается и увеличивает свою зацепляемость за грунт за счёт клыков (рогов). Якорь сделан складным не только для удобства транспортировки, такая конструкция предусмотрена для того, чтобы легко снять якорь с зацепа, выдернув его за тренд на противоположной стороне веретена.

Второй по популярности якорь в маломерном флоте. Обеспечивает отличную зацепляемость на илистых и песчаных грунтах. Существуют модели таких якорей в резиновом покрытии. На мой взгляд, лучший якорь для лодок ПВХ. Абсолютно безопасен для самой лодки, лучшая извлекаемость при зацепе, по сравнению с кошкой. Можно крепить за бортом лодки, протянув фал в носовую ручку, таким образом, чтобы веретено в ней заклинило, и закрепив фал в рыму.

Более популярен на твердокорпусных лодках. Отличное зацепление на любых грунтах, но вместе с этим есть и недостатки. Плохая извлекаемость при зацепе за корягу. Довольно громоздкий, хранится, как правило, в якорных ящиках. Наиболее подходит при использовании в море.

Якорь Холла.

Так же популярен на твердокорпусных лодках, но хорошо подходит для больших надувных лодок, более 4-х метров. Благодаря подвижному веретену, как на якоре Денфорта, хорошо входит в грунт клыками. Очень эффективен на течении. Но, к сожалению, имеет те же минусы, что и Денфортов якорь.

Довольно интересная вещь! И как выяснилось, весьма полезная. Принцип действия плавучего якоря отличается от классического. Он используется для замедления лодки, дрейфующей при ветре, или там, где невозможно использовать обычный якорь из-за большой глубины. Так же может использоваться как якорь-балансир, для того, что бы судно всегда стояло носом к ветру. Существенно замедляет дрейфование при ветре. Очень прост в использовании. Необходимо разложить якорь и просто сбросить за борт. Благодаря своей нулевой плавучести и ветру, который тянет лодку в противоположную сторону, якорь сам расправится в воде.

Якорей существует великое множество и разнообразие, и рассказать о них не хватит одной статьи. На мой взгляд, это самые популярные якоря, перекрывающие все потребности капитанов маломерного флота.

С преимуществами того или иного якоря разобрались, теперь подберём необходимый вес.

Существует относительная формула: 1 кг якоря – 1 метр лодки.

Но это не всегда актуально. Например, на хорошем течении трехкилограммовый якорь может не удержать трехметровую лодку. Как быть? Брать якорь потяжелее? Можно и так, однако, если вы не всегда якоритесь на течении, можно и не покупать якорь «с запасом».

Любой якорь можно усилить отрезком цепи. Как на фото.

Например, якорь весом 3 кг, можно утяжелить вдвое отрезком цепи длиной 0,5 метра и диаметром 8 мм. Можно не наматывать цепь на тренд, а смонтировать её на верхнее кольцо веретена (рым), таким образом обеспечив гарантированное падение веретена параллельно дну и обязательный вход клыков в грунт. Кроме того, цепь гасит рывки фала при волнении.

Постановка на якорь – это не просто выброс якоря за борт лодки. Следует помнить о правильной постановке. Якорь не будет держать лодку при отвесной постановке, разве что очень тяжелый. Отдав якорь, нужно вытравить фал длиной, как минимум, соответствующей двум длинам глубины, а то и трём. Затем следует дать якорю принять правильное положение, немного выбрать фал, а потом снова вытравить, позволив веретену якоря занять горизонтальное положение. После этого фал можно крепить.

Семь футов под килем и спокойной воды!

Источники:

http://motorov.net/blog/kak-vybrat-yakor-dlya-lodki-pvkh/
http://proboating.ru/articles/howto/anchor-for-boats/
http://motorka.pro/a200248-kak-pravilno-podobrat.html

Ссылка на основную публикацию