Канал имени Москвы

Стройка “на костях”. Легенды Канала имени Москвы.

Строительство канала Москва — Волга насытило столицу водой, так как дефицит воды в Москве к 1930 – м годам уже был очевиден, хотя идея соединить Москву и Волгу появилась еще в 18 веке, осуществить ее удалось Сталину в 1937 году.

Канал является звеном единой глубоководной системы Европейской части России, связывающей Москву с Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями.

Не буду углубляться в технические подробности, это все можно почитать в Инете.

Лучше рассказать легенды, которые происходили во время стройки.

Истории, произошедшие при строительстве канала.

По воспоминаниям строителей канала, установку колец «зуба» ( огромный железобетонный якорь, помогающий плотине выдержать натиск воды ) по своей трудоемкости можно было сравнить со строительством египетских пирамид. Вначале копали вручную котлован под колодец глубиной около двух метров. Потом на дно котлована укладывали бревна диаметром около 20 см — по шестнадцать штук поперек колодца. Затем строили опалубку стен, затем — бетонирование стен колодца. Пять-семь дней бетон затвердевал. После чего опалубку снимали. И начиналось самое трудное. С помощью лебедок и тросов из колодца вынимали стволы дубов и валуны и начинали углублять колодец. Нужно было работать очень аккуратно, чтобы колодец не перекосило. Выемку грунта из-под бетонного колодца производили вручную, перекидывая его от середины колодца к стенам. Мог, например, возникнуть резкий выброс воды и разжиженного грунта в котлован, и колодец в течение трех минут наполнялся этой массой на глубину до трех метров. Тогда нужно было в аварийном порядке спасать людей, вычерпывать прорвавшуюся массу и продолжать дело дальше. (Источник : официальный сайт Мосводоканала).

Трагическая история, связанный с начальником Дмитровского лагеря Семеном Фириным. Фирина арестовали накануне майских праздников в 1937 году уже после завершения основных работ. Вместе с начальником в застенки попало много людей, которые работали и в Культурно-воспитательном отделе Дмитлага. Это были в основном художники, писатели, деятели искусства, которые, будучи сами заключенными, занимались агитацией среди каналоармейцев: выпускали книги и плакаты, писали песни и стихи. Практически весь персонал Культурно-воспитательного отдела лагеря попал в число 218 человек, которые были расстреляны по «Делу Фирина». Последнему вменялась организация государственного переворота. Фирин сплотил вокруг себя множество преданных ему людей, которые теоретически могли по его команде пойти стройными рядами на Москву. (источник https://ikuv.livejournal.com/71087.html)

А вот такую интересную статью я нашел на сайте:http://moskva-volga.ru/muzyka-iz-gulaga/

“Каналармейцы” работали на строительстве канала Москва-Волга, и не только строили, но и сочиняли про это стихи и музыку. Разумеется, в духе официального искусства того времени, воспевающего трудовые подвиги страны. Видимо, таким образом они должны были “перековывать” свое сознание. По крайней мере, такова была цель культурно-воспитательного отдела НКВД, издававшего эту библиотеку. Заключенные должны были не только трудиться, но и славить свой труд и свой лагерь.

Такого в истории еще не было. Музыка создавалась “по заказу” заключенными, работающими в исправительно-трудовом лагере в нечеловеческих условиях, вероятно, с единственной надеждой — выжить, не быть расстрелянными и, если повезет, получить досрочное освобождение. Музыка была не столько орудием “перековки”, сколько средством получить желанную свободу. Но и сочиненная в таких условиях, эта “музыка из-под палки”, уродливое порождение советского раздвоенного сознания, не могла быть целиком официальной, направленной только на внешний социальный заказ. Вольно или невольно, она несла информацию об ее создателях, об их жизни, их мыслях и чувствах. Безусловно, эта информация была глубоко запрятана в тексте и не предназначена для посторонних официальных глаз, да и присутствовала не во всех случаях, но она все же существовала ( полностью прочитать можно на сайте указанном выше, вообще довольно интересный сайт для тех, кто интересуется историей канала).

Годы Великой Отечественной войны для канала также были тяжелыми. В конце ноября 1941 года немецкие войска подошли к каналу в районе Яхромы и Дмитрова. На подступах к Москве разгорелись ожесточенные бои. Известно, что в помощь нашим войскам работники канала провели две важных операции. Первая, путем интенсивной сработки Иваньковского водохранилища на нем были нарушены ледовые дороги, по которым немцы наступали со стороны Калинина.

Вторая, затоплены поймы рек Яхромы и Сестры, что позволило остановить дальнейшее наступление противника на этом направлении.

До 1947 года не имел названия, а получил его в честь 800-летия столицы. Говорят, что в отличие от других подобных сооружений, канал не сильно попортил экологическое состояние Подмосковья, а местами даже наоборот. Только периодически на его берегах размывает массовые захоронения погибших заключенных. В Москве массовые захоронения находятся там, где больше всего погибало зэков: вокруг шлюзов канала «Москва-Волга».

И еще одна история: Однажды Сталин посетил строительство канала и увидел, что строители работают босиком. Он приказал за два часа обуть всех. Строителей обули, но начальников это не спасло от кары вождя. Они тоже пошли по этапу. ( Ну тут мою логику напрочь отбило, людей ссылали на адские работы, они умирали от голода, изнеможения, а вот отсутствие ботинок -это оказался недочет, хотя возможно это было наглядной казнью, чтобы средства на обеспечение рабочих не разворовывались).

Читать еще:  Ондозеро - место для рыбака

В заключении хочется повторится, что канал, это уникальное сооружение, одно из крупнейших гидросооружений мира, не потерявшее своей жизненной актуальности , которое положило начало колоссальному процессу преобразования всей водно-транспортной системы нашей страны, но как и все великое за счет огромных человеческих жертв.

Канал имени Москвы

Кана́л и́мени Москвы́ (КИМ, до 1947 года — Канал Москва — Волга им. И. В. Сталина) — соединяет реку Москву с Волгой.

Содержание

Расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по городу Москве. Длина 128 км. Ширина канала по поверхности — 85 м, по дну — 45 м, глубина — 5,5 м [1] . Обеспечивает Москву примерно половиной всей потребляемой питьевой воды.

Был открыт 15 июля 1937 как Канал Москва—Волга. Строительство продолжалось 4 года и 8 месяцев.

При строительстве канала использовался труд заключённых ГУЛАГа (14 сентября 1932 для строительства канала был создан Дмитровлаг, просуществовавший более пяти лет).

С 1947 канал носит современное название.

Судоходная трасса

Общая длина канала — 128 км. Начинается он от Иваньковского водохранилища (близ города Дубна), где находятся шлюз и Иваньковская ГЭС, соединяется с Москвой-рекой в районе Тушино. Первые 74 км канал поднимается по северному склону Клинско-Дмитровской гряды, подъём достигает 38 м. В пределах этого участка — 5 шлюзов (№ 2−6). Далее канал пересекает волжско-окский водораздел; длина этого участка — 50 км. Здесь трасса Канала имени Москвы проходит через ряд водохранилищ (при следовании к Москве — Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и, наконец, Химкинское); 19,5 км длины канала составляет путь по водохранилищам. Основная судоходная трасса канала оканчивается у Северного речного вокзала и Северного речного порта Москвы. На последнем участке (самом коротком, длиной 3 км) канал спускается на 36 м к руслу реки Москвы; здесь расположены два шлюза — № 7 и № 8, между которыми канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе).

Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения реки Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км³ воды), обеспечивает подачу электроэнергии на многие предприятия Московской области (всего на канале 8 ГЭС), создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорканал, Волго-Дон) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» — Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. Крупнейшие грузовые пристани — Северный речной порт столицы, Яхрома, Дмитров, Большая Волга. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами водоизмещением до 5000 т. Пристани местного пассажирского сообщения (в зоне водохранилищ) — Водники (осуществляется ремонт судов), Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и др.

Канал имени Москвы несёт и рекреационную функцию — на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и другие объекты.

Судоходство

Для работы на канале на заводе Красное Сормово была построена флотилия пассажирских судов дальнего и местного плавания: суда дальнего плавания типа “Иосиф Сталин”, шесть 300-местных теплоходов типа “Леваневский” и шесть небольших теплоходов типа “Громов”. В 2011 году продолжает работу теплоход Максим Горький. В 2011 году по каналу проходят грузовые суда только с навалочными грузами: гипс, песок. В советское время по каналу проходили пассажирские линии дальнего плавания Москва – Горький, Москва – Астрахань. Они были закрыты в 2005 году. Сейчас по каналу проходят популярные как у россиян, так и у иностранных туристов туристические круизы на трёх и четырёхпалубных теплоходах почти всех типов, эксплуатируемых в России. Основные маршруты – трёхдневные круизы выходного дня Москва – Углич – Москва, Москва – Тверь – Москва, и дальние рейсы до Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Уфы, Астрахани и других волжских городов. До 2006 года действовала скоростная пригородная линия, обслуживаемая СПК “Ракета”. После прекращения дотаций “Ракеты” стали работать как прогулочные, и без промежуточных остановок. На участке Москва – шлюз №6 осуществляется активное движение прогулочных судов. На канале остались две тросовые паромные переправы для автотранспорта: в Дубне и Мельдино.

Технические сооружения

В составе канала имени Москвы — более 240 различных гидротехнических сооружений.

Сооружения канала создают замечательный архитектурный ансамбль; каждый шлюз имеет особый облик. Башни шлюзов имеют завершения в виде декоративных надстроек или скульптур. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал, построенный по проекту А. М. Рухлядева, В. Ф. Кринского и др. Другие работы указанных архитекторов, сделанные для канала, также заслуживают внимания — это шлюзы № 7 и № 8 (архитектор В. Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А. М. Рухлядев).

Основными сооружениями канала имени Москвы, как и всякого крупного гидротехнического комплекса, являются плотины. Всего на канале построено 10 плотин, из них семь земляных и три бетонных. [2]

Канал им. Москвы

Кана́л и́мени Москвы́ соединяет р. Москву с р. Волгой. Канал расположен в Московской и Тверской областях России, частично протекает по г. Москве. Длина канала 128 км, ширина по поверхности 85 м, по дну – 45 м, глубина 5,5 м. Канал даёт Москве более 60% всей потребляемой питьевой и промышленной воды.

Читать еще:  Уфтюга (Архангельская и Вологодская обл.) - место для рыбака

Ещё во времена правления Петра I предполагалось соединить р. Москву с Волгой, чтобы усилить роль г. Москвы как торгово-промышленного центра. План сооружения канала Москва–Волга относился к последним годам царствования Петра I (1721–1722). Инженером Вилимом Гениным было предложено три варианта трассы канала: р. Москва–Яуза–Лихоборка–Клязьма–Каменка–Волгуша–Яхрома–Волга (123 шлюза, 128 вёрст); р. Москва–Истра–Катыш–Сестра–Рогачёвская пристань на Яхроме (123 шлюза, 228 вёрст); р. Москва–Яуза–Клязьма–Уча–Вязь–Дубровка–Икша–Яхрома–Волга (41 шлюз, 103 версты). Первый и третий варианты близки к современной трассе канала. Однако сооружение такого канала в Петровскую эпоху являлось задачей чрезвычайно сложной как в техническом, так и в производственном отношениях, поэтому ни один из этих проектов не был реализован. В дальнейшем к мысли о постройке канала возвращались неоднократно. Реальная попытка соединения рек была предпринята в 1825 г. при императоре Николае I. Канал с 20 шлюзами строился около 20 лет и в 1844 г. был открыт для временного судоходства (участок канала между р. Истрой и Сенежским озером с выходом в р. Сестру), однако с началом строительства Николаевской (Октябрьской) железной дороги водный путь был закрыт, а его сооружения разобраны. В следующий раз к проекту соединения Москвы с Волгой вернулись только в советское время.

В 1930-е гг. в связи с бурным экономическим ростом советской столицы со всей остротой встал вопрос о водоснабжении Москвы питьевой водой. В 1931 г. московский водопровод подавал в городскую сеть более половины объёма стока р. Москвы, а остальная часть оставалась на нужды судоходства. Роль водного транспорта в общем грузообороте Московского транспортного узла в те годы была весьма скромной. Так, в 1931 г. на долю железнодорожного транспорта приходилось 96,7% всего грузооборота, а на долю водного транспорта – лишь 3,0%. Дальнейшее использование водных ресурсов р. Москвы было уже невозможным. В начале 1930-х гг. расход воды в Москве составлял 117 л/сут на человека.

В 1931 г. началась разработка Генерального плана реконструкции Москвы. Его реализация требовала завоза в столицу водным путём огромного количества строительных материалов; суммарное расчётное удельное водопотребление должно было возрасти до 600 л/сут на одного жителя, или в среднем для города до 35 м 3 /с. Это в пять раз больше минимального гарантированного расхода р. Москвы. Таким образом, Московский регион требовал привлечения водных ресурсов из нового источника, который обеспечил бы столицу питьевой водой, снабдил её водой для дальнейшего развития промышленности, организации надёжного судоходства и улучшил санитарное состояние р. Москвы и её притоков. 15 июня 1931 г. Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «…коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путём соединения её с верховьем реки Волги». 1 июня 1932 г. Совет Народных Комиссаров СССР принял постановление № 859 «О строительстве канала Москва–Волга».

Проектные работы вели специалисты «Москаналстроя», который был организован при Моссовете в 1930 г. Проектировщики предложили три варианта трассы нового канала: Старицкий – длиной 230 км, Шошинский – 122 км и Дмитровский – 128 км. Технико-экономическое сравнение этих вариантов показало преимущество Дмитровского варианта трассы, который и был утверждён в качестве основного.

Строительство канала велось в 1932–1937 гг. В сентябре 1932 г. создано Управление Москва–Волгострой; в целях ускорения строительства было принято решение об использовании труда заключённых – создан Дмитровлаг, крупнейшее лагерное объединение в составе ОГПУ (с 1934 г. – НКВД). Управление стройкой находилось в Борисоглебском монастыре г. Дмитрова. Стройку вели заключённые-«каналоармейцы», располагавшиеся в лагерях по всей длине канала. Несмотря на огромный объём земляных и бетонных работ, канал Москва–Волга был построен всего за 4 года и 8 месяцев. 17 апреля 1937 г. на всём протяжении канал был заполнен водой, а 15 июля 1937 г. состоялось торжественное открытие первой постоянной навигации по каналу Москва–Волга.

В начале Великой Отечественной войны сооружения канала были использованы в ходе московской оборонительной операции 1941–1942 гг. Во время наступления немецких войск на участке Клин–Рогачёво–Дмитров к 1 декабря 1941 г. вода из канала была сброшена в р. Сестру через водосброс Сестринских сооружений; мощный водяной заслон преградил путь немецкой армии.

В 1947 г. канал Москва–Волга в связи с 800-летием Москвы был переименован в честь столицы и стал называться каналом имени Москвы.

Канал общей длиной 128 км – уникальное гидротехническое сооружение комплексного назначения. Трасса канала начинается на правом берегу р. Волги от Иваньковского водохранилища (близ г. Дубны) и на протяжении 73 км идёт по северному (Волжскому) склону Клинско-Дмитровской гряды, постепенно поднимаясь через 5 шлюзов (№ 2–6) на высоту 38 м к водораздельному бьефу. Водораздельный бьеф канала длиной 51 км, пересекая Волжско-Окский водораздел, расположен между шлюзами № 6 (у пос. Икши) и 7 (вблизи Северного речного вокзала). На этом участке создано пять водохранилищ – Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское общей площадью водного зеркала 60,8 км 2 и суммарным объёмом 348,7 млн м 3 ; путь канала по водохранилищам составляет 19,5 км. После водораздельного бьефа трасса канала идет по южному (Московскому) склону длиной 4 км, опускаясь на 36 м при помощи двух двухкамерных шлюзов № 7 и 8 к месту соединения с р. Москвой. Местность, по которой проходит канал, отличается большой пересечённостью, поэтому канал проходит частью в насыпях, а частью – в выемках. Высота дамб в отдельных местах достигает 18 м, а глубина выемок – 22,5 м. Между шлюзами № 7 и 8 канал проходит по искусственной насыпи (в частности, над Волоколамским шоссе в черте г. Москвы). Канал и все его сооружения построены целиком из отечественных материалов.

Читать еще:  Большой Ик - место для рыбака

Более 200 населённых пунктов, оказавшихся в районе затопления всех водохранилищ, перенесены на новые места. Построены новые железнодорожные пути и шоссейные дороги, в том числе вдоль канала – шоссе протяженностью 60 км. От ст. Вербилки строителями канала была проведена новая железнодорожная ветка до пристани Большая Волга.

При большой протяжённости канала, проходящего в насыпях, не исключена возможность прорыва или повреждения ограждающих дамб. Поэтому канал с помощью аварийных ворот был разделён на ряд участков. Первые ворота размещены в конце Икшинского водохранилища, вторые отделяют Пяловское водохранилище от Клязьминского, третьи – Клязьминское водохранилище от Химкинского, четвертые – Химкинское водохранилище от канала. Пятые аварийно-ремонтные ворота построены при входе в верхний подходной канал к шлюзу № 7. Закрывая их, можно в случае необходимости отделить шлюзовую лестницу, опускающуюся к р. Москве, от Химкинского водохранилища.

Габариты канала (ширина по зеркалу 85 м, по дну 46 м, проектная глубина 5,5 м) и размеры камер шлюзов (290×30 м, глубина 5,5 м) позволяют проходить по нему всем типам и размерам судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях страны. Минимальный радиус закруглений трассы канала – 1000 м.

Главное транспортное назначение канала – обеспечение завоза грузов в столицу. Канал создаёт кратчайшую транспортную связь Москвы с Верхней Волгой; благодаря системе каналов (Беломорско-Балтийский, Волго-Донской) за столицей закрепилось название «порта пяти морей» – Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Чёрного. На трассе канала имеются крупные грузовые пристани: Большая Волга, Дмитров, Яхрома и Северный речной порт столицы, а также несколько пристаней местного пассажирского сообщения (Водники, Хлебниково, Тишково, Пирогово, Солнечная Поляна и др.). По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и другие грузы. Перевозки осуществляются судами водоизмещением до 5000 т. На канале построено 19 мостов и работают две тросовые паромные переправы для автотранспорта: в Дубне и Мельдино.

Канал и более 10 водохранилищ, входящих в его систему, имеют также важное водохозяйственное значение. Волжская вода из Иваньковского водохранилища перекачивается насосами; пройдя 75-километровый путь и поднявшись на высоту 38 м, заполняет чаши пяти водохранилищ водораздельного бьефа и в дальнейшем используется для целей водоснабжения г. Москвы и пригородов, санитарного обеспечения водой рек Москвы, Яузы, Учи и Клязьмы; обеспечения глубин в судоходной части бьефа; выработки электроэнергии и создания условий для отдыха. Канал снабжает Москву водой, служит для обводнения р. Москвы (ежегодно в реку из Волги поступает 1,8 км 3 воды), обеспечивает подачу электроэнергии на предприятия Московской области действующими ГЭС.

Канал имени Москвы выполняет и рекреационную функцию – на его берегах находятся многочисленные дома и базы отдыха, санатории, рыболовецкие базы и другие объекты.

Для работы на канале на заводе «Красное Сормово» (г. Нижний Новгород) была построена флотилия из 17 пассажирских судов дальнего и местного плавания. В советское время по каналу проходили пассажирские линии дальнего плавания Москва–Горький Название г. Нижний Новгород в 1932-1990 гг. , Москва–Астрахань, Москва–Ростов-на-Дону, которые были закрыты в 2005 г. Сейчас по каналу проходят популярные как у россиян, так и у иностранных туристов туристические круизы на трёх- и четырёхпалубных теплоходах почти всех типов, эксплуатируемых в России, по маршрутам: Москва–Углич–Москва, Москва–Тверь–Москва, а также дальние рейсы до Санкт-Петербурга, Соловецких островов, Перми, Уфы, Астрахани, Ростова-на-Дону и других городов.

В составе канала имени Москвы более 240 различных гидротехнических сооружений, которые создают замечательный архитектурный ансамбль, а каждый шлюз имеет свой особый облик. Крупнейшим сооружением канала имени Москвы является Северный (Химкинский) речной вокзал (архитекторы А.М. Рухлядев, В.Ф. Кринский, скульптор И.С.Ефимов и др.). Уникальными с архитектурной точки зрения являются шлюзы № 7 и 8 (архитектор В.Ф. Кринский), шлюз № 9 и Карамышевская плотина (архитектор А.М. Рухлядев). На канале построено 10 плотин, из них семь земляных (Акуловская, Иваньковская, Икшинская, Пестовская, Пироговская, Пяловская, Химкинская) и три бетонных (Иваньковская, Карамышевская, Перервинская).

На канале построено 11 шлюзов: один – на р. Волге, пять – на северном склоне канала, два – на южном склоне и три на р. Москве.

При строительстве канала было возведено семь гидроэлектростанций (Акуловская, Иваньковская, Карамышевская, Листвянская, Перервинская, Пироговская и Сходненская) и пять насосных станций (Темпы, Яхрома, Комсомольская, Икша-I и Икша-II). Позднее в ведение канала были переданы еще 2 ГЭС (Ново-Тверецкая и Ново-Цнинская).

Для обеспечения эффективной и безопасной эксплуатации канал оборудован специальной судоходной сигнализацией и связью, что позволяет обеспечить движение судов как днем, так и ночью.

В настоящее время Федеральное государственное унитарное предприятие «Канал имени Москвы» обслуживает 3842 км федеральных внутренних водных путей, на его балансе числятся 94 судоходных гидротехнических сооружения, в том числе 20 высоконапорных шлюзов, 5 насосных станций, 23 плотины, 8 аварийных и заградительных ворот, 2 тоннеля, 203 единицы флота.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/5b577f432d510800aa42bb46/5bab650469d47500ae8b2252
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/52511
http://water-rf.ru/a910

Ссылка на основную публикацию