Каренга – место для рыбака

Подледная рыбалка в Забайкалье

ПОДЛЕДНАЯ РЫБАЛКА В ЗАБАЙКАЛЬЕ

Ты увидишь, он бескрайний!

На зимнюю подледную рыбалку меня звали давно, но я все откладывал: то работа, то домашние дела не отпускали. Мужики рассказывали интересные истории, делились впечатлениями о пойманных хариусах, ленках и тайменях и все манили:

– Давай с нами на север, отпуск подбирай на начало марта, чтобы порыбачить от души.

В этом году все мои давние желания совпали с моими возможностями и отказаться от поездки на север Забайкальского края, о котором мне рассказывали столько удивительных историй, я просто не мог.

Наш путь лежал на самый север Тунгокоченского района к большой и, как оказалось, удивительно красивой реке Витим. До районного центра села Верх-Усугли я добрался на своей машине, потом, пересев на бортовой УАЗик с будкой, мы отправились в наше десятидневное путешествие к таежным красотам.

Моими попутчиками стали два заядлых рыбака Александр Викторович и Александр Александрович (Викторович и Сан Саныч), для которых рыбалка уже не просто хобби, а часть жизни. Удивительные люди, знающие кучу рыбацких историй и готовые поделиться своим давним опытом подледной рыбалки. Я в этой компании был новичком и то, что здесь свои законы и правила, я понял очень быстро, но об этом чуть позже.

Шаман-гора и другие рыбацкие легенды

Надо сказать, что подледная зимняя рыбалка требует очень тщательных и кропотливых сборов. Север не прощает неподготовленных рыбаков, здесь нужно уметь выживать при минус сорок, вытаскивать машину из наледей и нырять по локоть в ледяную воду, чтобы схватить хорошего таймешонка или ленка и вытащить его за жабры.

Наш походный УАЗик был полностью переоборудован под такие дальние расстояния. Специальная утепленная будка, печка-буржуйка, что-то наподобие нар, где можно спать, пила, дрова, солидный запас продуктов: крупы, макароны, хлеб, картошка и сало. Ну и, конечно, самое главное – рыбные снасти и бормыш для прикорма рыбы.

Первый населенный пункт, где мы должны были отметиться, – село Тунгокочен в 140 километрах от села Верх-Усугли. По дороге останавливаемся на горе Шаман. По местным эвенкийским обычаям, чтобы дорога и сама рыбалка была удачной, Шамана нужно задобрить и поблагодарить. Кто-то оставляет сигареты, вешает обереги, русские обычно выпивают, но мимо Шамана проехать нельзя, иначе удачи не жди.

Село Тунгокочен стоит на реке Каренга, она же и впадает в Витим, куда мы держим свой путь. Река Каренга постоянно петляет, из-за такого русла приходится практически «восьмерки нарезать», местами кажется, что едешь в обратную сторону. Ехать по реке тоже небезопасно, можно провалиться в пустоты или вообще заехать в наледь, но нам повезло: мы не разу не провалились. Местами по реке уже встречались рыбаки, однако мы не останавливались: наша цель – Витим.

Подледка

Зимний Витим я увидел в два часа ночи. На небе не было ни звезд, ни луны. Повезло, что нашли пустое зимовье. В зимовье запасы соли, спичек, дров, есть керосин и небольшие лучины. По законам местных охотников и рыбаков оставлять в зимовьях что-то из продуктов нужно обязательно, иначе ты можешь оказаться в ситуации без еды и тепла.

Первым делом растопили печку. Пилить дрова нам все же пришлось ночью в сорокаградусный мороз. В зимовье начало теплеть, мы отпивались горячим чаем и готовились к утренней подледной рыбалке.

Мои попутчики в силу возраста и большого опыта таёжных ночевок изначально заняли самые лучшие места для ночлега (то, что они лучшие, я узнал потом), а мне досталось место около печки. С учетом сорокаградусного мороза наша печка топилась всю ночь. В общем, первая моя ночевка была очень жаркой. После этого, где бы мы не останавливались, я старался занимать хорошее место сразу, бросая туда свои вещи.

Читать еще:  Кумакское водохранилище - место для рыбака

Утро на зимнем Витиме – это удивительной красоты зрелище! Заснеженная река обрамляется вековыми скалами, и это ощущение нереальной красоты не отпускает тебя ни на одну минуту.

Мы проснулись около десяти часов утра, позавтракали и пошли на рыбалку. Для начала нужно было определиться с местом, сделать лунки и поставить специальные загородки от ветра. Загородки из брезента мы ставили с подветренной стороны, чтобы рыбачить можно было как можно дольше. Специальным буром сделали лунки, сели каждый около своей и стали ждать. При сильном морозе лунки покрываются коркой льда очень быстро, поэтому периодически их нужно чистить от мелких льдинок.

Рыбацкий азарт

Первым ленка поймал Сан Саныч. «Повезло», – подумал я и начал мучительно ждать своей очереди. Вскоре и у меня началось слабое дрожание кивка, а затем – потяжка. Это момент истины. Подсечка – и с двухметровой глубины вытаскивается хариус. Вот она – первая рыба. Именно этот сонный хариус породил во мне азарт рыболова-зимника.

Тогда я понял: неважно, где, когда, с кем, на какие снасти рыбачишь, летние или зимние, удочку или спиннинг, поклевка – вот тот самый волнующий и захватывающий момент, который заставляет сердце любого рыбака бешено колотиться…

Именно с первой рыбой во мне зародилась особенная страсть, которую потом трудно было погасить. И, по большому счету, мне уже было не так и важно, какого размера была эта рыба. Главное – это был мой самый первый подледный улов.

Освободив мормышку, я снова опустил снасть в лунку. И вскоре снова поклевка, и уже хороший таймешонок прыгает на льду рядом с первой рыбой.

После некоторого затишья клюнул ленок, – царская рыба. От неожиданности я просто остолбенел. Мне впервые довелось поймать ленка. Он лежал на льду, широко раскрыв пасть, из которой торчала желтенькая мормышка.

Однако, рыбалка такое дело, где есть свои неудачи. Просидев битый час на морозе, можно не поймать ни одной рыбы. Еще обиднее, когда она просто уходит от тебя под воду в самый последний момент, срываясь с крючка. Викторович и Сан Саныч все эти тонкости знали, знали, как правильно тянуть леску, чтобы рыба не сорвалась. Однако, если такое случалось, Викторович, не раздумывая, со всего размаху запускал руку в ледяную воду, хватал рыбу за жабры и быстро тянул ее наверх.

За рыбалкой время летит очень быстро. Незаметно подкрадывается полдень, а за ним и вечер. Лишь ненадолго во время перерыва в клеве мы успевали пообедать и выпить горячего чаю.

Волки

Десять дней нашей зимней рыбалки пролетали незаметно, наш улов тем временем пополнялся. Но, впрочем, иногда у нас клева не было, и мы были вынуждены перемещаться по руслу Витима. В общей сложности мы сменили три зимовья, а если зимовья было заняты, ночевали прямо в будке УАЗика.

Недалеко от села Усть-Каренга мы встретили местного егеря Александра, который рассказал нам, что недавно волки загнали изюбря на скалу, от чего тот от безысходности был вынужден броситься вниз с обрыва. Позже мы сами увидели обглоданные кости и рога изюбря.

Почти каждую ночь мы слышали вой волков. Своеобразная перекличка повторялась каждый вечер. Казалось, что они выли совсем близко, метрах в пяти от нас. Поэтому рыбачить мы заканчивали до захода солнца и все вместе уходили на ночлег.

До следующего раза!

Зимний улов решено было разделить на три одинаковые кучи. Викторович, отвернувшись, волею судьбы, определил, кому из нас какая, причем очень простым способом. На вопрос Сан Саныча, кому достанется рыба, называл наши имена по очереди. На том и порешили.

Читать еще:  Тереньково озеро - место для рыбака

После этой десятидневной рыбалки я почувствовал себя настоящим рыболовом. Ведь как признаются сами рыбаки: рыболов – это состояние души. Спасибо северной и суровой реке Витим и моим попутчикам! С этого времени я с нетерпением жду следующего раза…

Река “Каренга”

holy74 добавил это место 7 сен 2017
Координаты места: 53.5883, 115.7102

Забайкальский край по всей Российской Федерации славится своими многочисленными водоемами. Ни один из регионов страны не может похвастаться столь же густой речной сетью. Крупные реки чередуются с более мелкими речками и речушками, а еще больше в Забайкалье ручьев, несущих свои воды к крупнейшим водотокам. Таких проточных водоемов в Забайкальском крае приблизительно сорок тысяч, что не может не впечатлить даже самых бывалых путешественников. Из этих сорока тысяч, длина четырнадцати рек составляет более пятисот километров, а пятьдесят четыре из них протягиваются более, чем на сто километров.

Реки Забайкалья, без сомнения, стоят того, чтобы их посетить. Заядлые путешественники, предпочитающие активный отдых в диких природных условиях, однозначно оценят красоты Забайкальских водотоков.

К одним из среднекрупных по размерам, но очень живописных рек Забайкалья относится Каренга.

Река Каренга протекает в центральной части Забайкальского края и впадает в реку Витим с правой стороны. Витим, в свою очередь, несет свои воды в Лену, впадающую в море Лаптевых в Северно-Ледовитом океане. Точка, в которой Каренга соединяется с Витимом, располагается ближе к истоку последнего, на расстоянии тысячи восьмидесяти трех километров от его устья. Неподалеку от данной точку расположилось село Усть-Каренга.

Каренга имеет множество притоков, основные из которых – Бугарикта и Берея, оба впадают с правой стороны. Кроме того, среди крупных притоков можно выделить такие реки, как Байсокан, Точоко, Маректа, Толочи.

Река по протяженности относится к среднекрупным, длина Каренги составляет триста шестьдесят шесть километров. Площадь водосборного бассейна составляет приблизительно десять тысяч квадратных километров. К водосбору Каренги также относят большое количество мелких пресноводных озер, площадь поверхности водного зеркала которых в сумме составляет семь с половиной квадратных километров.

Исток начинается у Чингихканской перемычки, которая соединяет Яблоневый и Черский хребты, на абсолютно высоте около тысячи трехсот метров над уровнем моря. Долина реки располагается в межхребетной впадине
(между Яблоневым и Черским хребтами). Каренга очень сильно извивается.

Среднегодовой расход воды – пятьдесят пять кубических метров.

Река подпитывается преимущественно атмосферными осадками (дожди). Полное замерзание поверхности происходит в конце осени и длится до середины весны. С концы весны по начало осени река полноводна, причем уровень воды резко повышается, из-за чего Каренга может частично выйти из берегов.

Неподалеку от устья реки располагается археологический памятник культуры, которая благодаря месторасположению получила название усть-каренгская. Она относится к неолитовому периоду. Здесь была найдена древняя настоящая посуда из керамики.

Флора долины и прибрежной зоны представлена редколесьями и тайгой, премущественно распространены лиственницы.

Ихтиофауна реки представлена типичными для данных широт пресноводными видами, такими как сиг, хариус, таймень, гольян, ленок.

В долине Каренги обитают коренные жители – тунгусские племена, занимающиеся разведением оленей, охотой и ловлей рыбы, построившие на реке поселения, наиболее крупными из которых являются Усть-Каренга и Тунгокочен.

На реке располагается слишком много порогов, которые чересчур высокие даже для сплава по ним лодок, поэтому непригодна для судоходства.

Из столицы на личном автомобиле необходимо выезжать по автотрассе М-7 мимо Балашихи. Следует ехать по данной трассе до Казани, а затем повернуть на трассу Р-239. Дальше путь будет проходить по автодорогам Е-30, Р-254, Р-255, Р-258 до Читы.

Читать еще:  Кукан озеро - место для рыбака

Из Читы следует выезжать по федеральной автотрассе Р-297 и двигаться мимо населенных пунктов Новотроицк, Нарын-Талача, Богомягково до Верх-Усугли, а оттуда мимо населенных пунктов Тунгокочен до поселения Усть-Каренга – ближайшей точки к одноименной реке.

Река Каренга располагается между Яблоновым хребтом и населенным пунктом Усть-Каренга в Тунгокоченском районе Забайкальского края.

Координаты: 53.588322, 115.710249 (село Усть-Каренга)

Топ-5 мест для идеальной рыбалки в России

Идеальный отдых у каждого свой — для кого-то это тёплое море, жаркое солнце и познавательные экскурсии. Другой предпочитает изучать культурные ценности, посещая музеи, храмы и дворцы. Суточно.ру представляет список топовых мест идеальной рыбалки для тех, кто не мыслит отпуска без удочки.

Система озёр в Тверской и Новгородской области известна, пожалуй, каждому. Памятники старины, потрясающие пейзажи, которые, кстати, могут стать «союзниками» рыбака, если его семья не разделяет увлечения. А так, одному рыбалка, другим — культпоходы.

Рыбалка на Селигере потрясающая: щука, судак, карп, лещ, налим, угорь. Понятно, что где-то получше, где-то похуже, но клюёт практически по всему Селигеру.

Как добраться: около 4 часов на автомобиле из Твери

Онежское озеро

Лежит озеро на территории сразу трёх областей — Вологодской, Ленинградской и Республики Карелия. Здесь очень красиво, и это важно. Что ни говори, а эстетика в рыбалке — не последнее дело.

Ну и сама рыбалка: помимо «классического» набора, клюют на Онежском озере лосось, хариус и форель. Согласитесь, трофеи знатные, а что особенно приятно, за ними не придётся ехать очень уж далеко. Да, а ловить на озере можно как летом, так и зимой.

Как добраться: меньше часа от центра Петрозаводска

Что посмотреть: маршруты по Карелии

Левый рукав Волги известен совершенно потрясающей рыбалкой. Низовья Волги вообще очень богаты на рыбу — как в количественном отношении, так и в качественном. Но Ахтубу можно назвать одним из культовых мест для рыбака.

Интересная особенность региона — овощеводство и бахчеводство. Гарнир летом к рыбе будет, причём свеженький, с грядок. В общем, как ни крути, а отдых получается славный, так что сюда можно поехать не только рыбакам, но и тем из их близких, кто не разделяет увлечение рыбалкой.

Как добраться: около 150 км от Астрахани до деревни Трехречье

Вытекающая из Байкала река единственная, кстати, может похвастать наличием осетра, сороги, хариуса, налима, тугуна, тайменя, ельца, окуня и щуки. Заблестели глаза и задрожали руки? Ещё бы. Прибавьте потрясающе красивые северные виды и поймёте, это практически идеальное место для вовлечения близких в «секту» рыболовов.

Про озеро Байкал говорить смысла нет — наше чудо, наша гордость, наше сокровище. Побывать здесь должен каждый россиян хоть единожды. Вот и совместите приятное с полезным — порыбачьте и проникнитесь духом загадочного Байкала.

Как добраться: 70 км от Иркутска

Берингово море

Пожалуй, самое экзотическое место для рыбалки в нашей стране, ведь чтобы добраться сюда, придётся ехать аж на Камчатку. Далековато? А вот заграничные любители рыбалки так не считают, и встретить в здешних краях их едва ли не легче, чем россиян.

Но какая здесь рыбалка! Представьте только: почти три сотни видов рыб, которые вы сможете поймать. И, кстати, в Беринговом море можно поймать даже акулу! А виды какие — просто кадры из познавательного фильма о живой природе, а вы главный герой программы.

Итак, мы желаем вам ни хвоста, ни чешуи! Расскажите о своих самых лучших «клёвых» местах — где рыбачите вы?

Как добраться: на судне из Петропавловска-Камчатского