Карна

Ка́рна (санскр. कर्ण , Karṇa IAST , «чуткий», буквально:«ушастый») — один из центральных героев эпоса древней Индии «Махабхарата», сильнейший витязь сказания и воплощение доблести и чести. На знамени Карны золотая подпруга слона. В образе и судьбе Карны нашли отражение важные общеэпические сюжетные мотивы. Карна имеет божественное происхождение, его родители — царевна Кунти и бог солнца Сурья: некогда отшельник Дурваса наградил Кунти за благонравие мантрой, с помощью которой она могла вызвать любого бога для приобретения потомства. До рождения Карны его небесный отец изрекает пророчество о том, что Карне суждено стать величайшим воином (ср. с пророчеством о великой судьбе кельтского героя Кухулина). Карна появился на свет в результате девственного рождения и стал подкидышем, так как был внебрачным ребёнком, и юная мать пустила младенца в корзине по реке (ср. другими пущенными по водам подкидышами с уготованной великой судьбой: Моисеем, Саргоном, Ремом и Ромулом).

Воспитанный в приёмной семье возницы Карна по неведению становится врагом своих братьев принцев Пандавов (сыновей Кунти и царя Панду) и побратимом их главного противника принца Дурьодханы, вместе с которым замышляет козни против Пандавов. При рождении Карна получает от небесного отца золотой панцирь и серьги — залог неуязвимости. Брахманы нарекают подкидыша Васушеной, именем, допускающим, по мнению С. Л. Невелевой троякую интерпретацию: «Владетель несметных богатств», «Владетель богатого копья» и «Владетель богатой рати». Все три варианта имени окажутся пророческими. В юности Карна проходит обучение воинскому искусству у наставника Пандавов и Кауравов Дроны, а затем у отшельника Парашурамы. Дрона Карну невзлюбил, а Пандавы подвергали его травле. Парашурама предрёк Карне великую славу, но проклял его за обман: чтобы выведать у гневливого аскета тайну владения небесным оружием, Карна выдал себя за брахмана. Карна всю жизнь страдает из-за низкого социального статуса: будучи подкидышем, он лишён обряда посвящения кшатрия. Происками Индры (небесного отца героя Арджуны — среднего из пятерых Пандавов и главного соперника Карны), Карна лишается неуязвимости. Это происходит, когда коварный Индра в обличье брахмана просит у Карны в качестве дара его волшебные серьги и панцирь. Считая бесчестным отказать брахману в даре (хотя и зная, что под личиной брахмана скрывается Индра), Карна срезает приросшие к телу серьги и панцирь, а взамен получает у Индры магическое копьё (см. выше одно из имён-пророчеств). По этому подвигу (ср. с нанесением увечий при инициации) герой вместо детского имени «Васушена» получает взрослое имя «Карна» («срезающий»), как и положено после символизирующего смерть и новое рождение обряда инициации. В великой Битве на Курукшетре между благородными Пандавами и их антагонистами Кауравами, возглавляемыми Дурьодханой, Карне предстоит сразиться на стороне Кауравов против своих братьев.

Перед битвой из-за ссоры с военачальником и дедом Кауравов Бхишмой Карна временно отказывается сражаться — параллель поведению Ахилла «Илиады». Кришна в секретной беседе открывает Карне тайну его рождения и предлагает царский трон в награду за переход на сторону братьев. Карна, в нарушение стандартного эпического сюжета воссоединения подкидыша с царской семьёй, отказывается, так как считает бесчестным предать побратима и бросить престарелых приёмных родителей (ср. с пастушком Парисом, радостно признавшим Приама и Гекубу своими истинными родителями). После Кришны с Карной встречается бросившая его в младенчестве мать, и по её просьбе Карна обещает пощадить в битве четверых Пандавов, и только с Арджуной собирается сражаться насмерть.

Читать еще:  Ледобуры

На десятый день сражения обидчик Карны Бхишма повержен, и Карна берётся за оружие. В решающем поединке между Арджуной и Карной все, включая верховного бога Брахму, ополчаются против Карны. Его возница дядя Пандавов царь Шалья деморализует Карну коварными речами. Несмотря на мощь Карны и его непревзойдённое искусство во владении оружием, он обречён, так как Арджуну защищает сам Кришна (об этом Карну ещё до битвы предупредил Индра). Когда колесница Карны из-за проклятия брахмана вязнет в земле и схватка по правилам должна быть приостановлена, Арджуна по настоянию своего возницы Кришны поспешно убивает Карну: Кришна считает, что в честном поединке Карна непобедим. Карну со всех сторон окружают подвох и предательство: даже клявшийся ему в вечной дружбе побратим Дурьодхана не собирается мстить за его гибель (ср. с яростью Ахилла, мстящего за Патрокла, и ирландского героя Коналла Кернаха, мстящего за своего друга Кухулина).

Только после гибели Карны Пандавы узнают, что он был их братом. Карна представляет необычный для эпоса образ трагического героя, который неукоснительно придерживался высоких этических норм и, как объясняет в XII ниге «Махабхараты» божественный мудрец Нарада, на протяжении всей жизни становился жертвой предательств и унижений: Карна «был проклят и предан множество раз».

Натуральный и качественный
текстиль для дома
от производителя
с доставкой по всей России

Покрывала и пледы

Создайте уют и комфорт в вашей комнате

Мягкие объятия для отдыха

Для ванной комнаты

Karna Home Textile – ведущий производитель турецкого текстиля

Наша продукция отвечает мировым стандартам качества. Предлагаемая нами продукция отлично продается, как в небольших магазинах, так и в крупных супермаркетах и гипермаркетах, используется в гостиницах и ресторанах. При производстве полотенец используются стойкие красители, что позволяет надолго сохранить первоначальный вид изделия.

Доставка напрямую от производителя.

Текстиль в ванной комнате

Начать лучше всего с ванной комнаты, где лучше всего полностью менять текстиль раз в год. Лучше всего подобрать текстиль в соответствии со стилем дизайна интерьера .

Как оформить детскую: вещи, которые понравятся ребенку

Начать лучше всего с ванной комнаты, где лучше всего полностью менять текстиль раз в год. Лучше всего подобрать текстиль в соответствии со стилем дизайна интерьера .

Как грамотно хранить вещи в платяном шкафу

Начать лучше всего с ванной комнаты, где лучше всего полностью менять текстиль раз в год. Лучше всего подобрать текстиль в соответствии со стилем дизайна интерьера .

5 секретов очень уютной спальни

Начать лучше всего с ванной комнаты, где лучше всего полностью менять текстиль раз в год. Лучше всего подобрать текстиль в соответствии со стилем дизайна интерьера .

Текстиль в ванной комнате

Начать лучше всего с ванной комнаты, где лучше всего полностью менять текстиль раз в год. Лучше всего подобрать текстиль в соответствии со стилем дизайна интерьера .

Oдежда для дома

Подпишитесь на email рассылку и получите скидку 5%

Герои Махабхараты. Карна

Ц аревна Кунти, из рода Ядавов, за своё услужение мудрецу Дурвасе, получила волшебную мантру, способную призвать любое божество. Однажды, потакая своему любопытству, она пожелала увидеть Бога Солнца, произнеся заветные слова. Сурья незамедлительно явился девушке и, не принимая уговоров и возражений, оставил ей прекрасного ребёнка, украшенного панцирем и серьгами, и предрёк ему славу великого лучника. Кунти, которая была ещё очень юна, испугалась своего нового статуса. Укутав младенца в шаль от сари, она положила его в корзину и пустила вниз по реке. Сандаловую корзину с мальчиком, аккуратно вынесенную волной на берег, достал местный возница и отнес ребенка своей жене Радхе. Они приняли дитя, как родного.

Читать еще:  Заброс карповым удилищем

Карна выполнял свои обязанности сына, но с возрастом начал больше интересоваться воинским искусством, нежели занятием колесничего, которым зарабатывал на жизнь его отец. Движимый желанием учиться, он отправился к Дроне, признанному мастеру воинского искусства. Дрона обучал принцев Куру, и отказался принять Карну из-за не соответствия варне кшатриев. Отвергнутый, Карна в обличии брамина, предстал перед Парашурамой – величайшим ачарьей, и попросился в ученики. Парашурама принял Карну и обучал до тех пор, пока не счёл его равным себе в искусстве войны и стрельбе из лука. Узнав что Карна сын возничего, разгневанный учитель посулил ему, забвение мантр для отражения атаки в момент величайшей нужды. Смягчившись позже, Парашурама не смог отменить своего проклятия. Желая облегчить участь Карны, он подарил ему небесное оружие, именуемое Бхаргавастрой, а также свой личный лук под названием Виджайя.

Прошло время, и Дроначарья устроил турнир, с целью продемонстрировать доблесть принцев Куру, ставших к тому времени великими воинами. Его ученик Арджуна зарекомендовал себя в качестве особо одаренного лучника.

Когда состязание было уже почти закончено и первенство Арджуны казалось неоспоримым, на арене появился еще один воин, ранее никому не известный. Зрители расступились в изумлении, так как перед ними был человек, обладавший природным панцирем и серьгами. Он блистал мощью и талантом как частица лучезарного солнца. Поклонившись учителю и вежливо поприветствовав старейшин, он повторил заслуги Арджуны.

Карна

Присутствующие были ошеломлены, а Кунти, узнавшая сына по неоспоримым знакам, потеряла сознание.

Когда Арджуна, потребовал от оппонента подтверждения высокого статуса кшатрия, на помощь Карне пришел Дурьйодхана, который проникся к нему симпатией за вызов ненавистному Арджуне. Дурьодхана подарил Карне провинцию Анга, а в ответ получил клятву в вечной преданности.

Взойдя на престол Анги, Карна пообещал, что любой, кто обратится к нему с просьбой в полдень, момент поклонения Богу Солнца, не уйдёт с пустыми руками. Эта практика послужила вящей славе Карны, но также и его краху. Его великодушием воспользовался Индра. Он явился Карне в обличии брамина и попросил у него доспех, который Карна носил на теле. Сын Сурьи срезал панцирь, не задумываясь, хотя прекрасно знал, что впоследствии это дорого ему обойдётся. Индра, пристыженный щедростью Карны, в ответ подарил ему своё самое могущественное оружие.

Карна всегда держал данное Дурьодхане обещание, преданно поддерживая его во всех делах. Он сопровождал друга в сомнительных мероприятиях против Пандавов, радовался победам в родственном противостоянии, потакал прихотям принца Кауравов. Так велика была его благодарность Дурьодхане за признание его личности и принятие в тот круг, где сын Сурьи должен был находиться по праву рождения.

Читать еще:  Чапома - место для рыбака

Перед битвой на Курукшетре, в секретной беседе, Кришна рассказал Карне о тайне его рождения и предложил царский трон в награду за переход на сторону Пандавов. Карна в гневе отверг это предложение, он посчитал безчестным предать побратима и бросить престарелых приёмных родителей. После, Карна встретился с Кунти и осудил её, однако пообещал не убивать четверых из братьев, и сражаться только с Арджуной. Не раз на поле боя Карна сдерживал обещание, данное матери.

Карна

Во время битвы на Курукшетре, Карна был признан лучшим воином Дурьодханы. После того как пал великий Бхишма и погиб прославленный Дрона, Дурьодхана попросил Карну стать полководцем армии Куру. Карна согласился, но рассказал, что его страшит предсказание, данное в прошлом одним брахманом: « Однажды, упражняясь в стрельбе, я в ослеплении поразил стрелою бродившего в безлюдной глуши теленка коровы, дающей молоко для жертвенных возлияний брахмана. Тот брахман, кладезь подвижнического духа, исполнился гневом и предрек мне несчастное будущее: «Однажды в самый ответственный момент боя, — сказал он, — тебя средь битвы охватит страх, и колесо твоей колесницы увязнет в углублении колеи». Дурьодхана успокоил друга, убедив, что уверен в его доблести и знании военного дела.

Тем временем приблизилась решающая схватка между Арджуной и Карной. Два героя — два брата, двинулись друг на друга под оглушительные звуки раковин и барабанов и через несколько минут затмили своими стрелами все стороны света. В разгар схватки колесница Карны увязла колесом в колее и мысль об оружии для отражения атаки покинула его сознание. Сын Кунти пал духом, свершилось проклятье брахмана!

Карна в бессилии взмолился перед Арджуной, прося равных условий сражения, но получил от брата упрёк, полный обиды : «Ты вспоминаешь о дхарме? Ты, который забыв о дхарме, вместе со всеми унижал благородную Драупади? Ты, который поддерживал Дурьйодхану в бесчестной игре в кости? Ты, который способствовал нашему изгнанию на целых 13 лет, ты вспоминаешь о дхарме? Я много лет предавался подвижничеству, я провел множество очистительных обрядов, я ублаготворил брахманов. Так вот, если сказанное истинно, то пусть эта чтимая мною стрела поразит насмерть врага моего Карну».

В тот миг подобная Солнцу в зените, голова Карны пала на землю. Привязанная к телу, привыкшему к неге и роскоши, голова рассталась с телом с превеликим трудом, как богатый хозяин с дорогим домом. Залитое потоками крови, сплошь израненное тело Карны, напоминало прекрасного дикобраза, ощетинившегося иглами. Вышедшее из тела поверженного героя огненное сияние его духовного пыла пронизало небо, и все смертные видели это чудо.

Кауравы, видя своего полководца повергнутым, мучимые страхом, тяжко израненные, обратились в бегство. Дурьйодхана, всем видом являя страдание, заливаясь слезами при виде красивой головы своего друга, отсеченной от могучего тела, в отчаянии покинул поле брани.

Погребальный обряд Карны был совершён самим Кришной, больше этой чести не был удостоен ни один герой той битвы.

Источники:

http://biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1583971/biograf.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/61700
http://karna.ru/
http://www.oum.ru/yoga/vedicheskaya-kultura/geroi-mahabharati-Karna/

Ссылка на основную публикацию