Касть

История слов

Касть, кастить, костить, пакость. Процессы омонимического уравнения слов, их семантической ассимиляции и контаминации ярко выступают и при литературном освоении диалектизмов. Пример — история слова — костить. В академическом «Словаре современного русского литературного языка» (5, с. 1518) костить, признаваемое за слово просторечное, определяется так: `осыпать бранью, ругать, поносить’. Это значение иллюстрируется цитатами из «Губернских очерков» Салтыкова-Щедрина («Собрал он все общество, да и ну нас костить: все-то у нас скверно да мерзко»), из «Игрока» Достоевского («И уж костила она его, костила, батюшка, словами, даже за волосенки раз отдергала»), из И. Ф. Горбунова («Между собою-то ладят, а меня-то костят («Сцены из народного быта»), из «Дня тракториста» В. Овечкина («Давай она меня костить. ”Молодой, здоровый, живое дело в руках — тебе ли здесь околачиваться!“»).

В историко-лексикографической справке отмечается, что впервые зарегистрировано это слово у Даля в двух орфографических формах кастить и костить.

Глагол костить в современном русском языке относится к области разговорно-фамильярной речи. Он имеет резкую экспрессивную окраску грубоватой иронии. Современное правописание этого слова является плодом ложной народной этимологии, сблизившей кастить с кость (ср. перемывать косточки кому-нибудь). Этимологически правильным следует признать именно это написание — кастить. В таком виде народное слово — кастить известно в русском литературном языке XVIII в., но особенно распространилось оно в литературном языке в 40—50-е годы XIX в. Эта форма глагола — кастить вызвала разные домыслы дилетантов от филологии. Так, собиратель ходячих и метких слов Михельсон думал, что кастить в прямом смысле обозначало `пакостить, грязнить, марать’ и образовано от касть — будто бы сокращенного слова — `пакость’, которое, в свою очередь, получилось из капость посредством перестановки. Все это — фантастические сопоставления, ни на чем не основанные. Они идут от Даля, который в своем «Толковом словаре» (2-е изд., 1881, 2, с. 95) писал: «Касть ж. скрщн. из к а пость, пакость, мерзость, гадость, скверна; паскуда, нечистое, поганое, сор, дрянь, сметьё, см е тки, // твр. мышь, крыса, гад; // арх. грязь, распутица; // юж. негодные, остатки на бойнях; // твр. пск. порча, прокуда, вред, убыток. Если касть и одного корня с кость (нпр. кащей и кощей, кастеря и костеря; в заговорах: все кости и пакости), то в производных эти две ветви должны различаться. Кастный пск. твр. кастн о й вост. костл и вый пск. твр. пакостный, гадкий, мерзкий, скверный, поганый, нечистый. К а стный гад, мышь. Кастить, грязнить, гадить, пакостить; марать, сорить; бранить, ругать кого, сквернословить. // Испражняться, особ. о больном или о ребенке. Кастеня ср. каст е нок м. новг. пск. бран. мерзкий ребенок, пакостник, нечистый, который не просится». Ту же этимологию выдвигал и Ф. И. Буслаев (Историч. грамматика русск. яз., 1868, ч. 1, с. 14).

Слово касть особенно широко распространено в северно-русских и северно-западных говорах (псковских, ленинградских) (ср. впрочем, в рязанских со значением `гадость’ и в южных со значением `негодные остатки на бойнях’). Его значения по говорам крайне разнообразны: 1. Погань, мерзость; кал, испражнение, жесткий помет; нечистота, сор, грязь; вонючая, смрадная грязь от нечистот в распутицу. 2. Крыса или мышь; гад, гадина. 3. Порча, вред, убыток. 4. Бранное слово: подлец, мерзкий человек. «Он чистая кась». Петроз (сл. Грота—Шахматова, 1908, т. 4, вып. 2, с. 575). Ср. в тех же говорах прилагательные: кастный, кастливый и бранное слово — кастенок (боровичок). Глагол кастить отмечен в народных говорах сибирск., новгородск. череповецк., петрозав., заонежск., холмогороск., вятск., вологодск., кадник, тверск., кашинск., кинешемск. кологр., покровск. сарапульск. и др. По-видимому, это слово также распространено главным образом в северно-русских говорах и в северно-западно-русских (но ср. белорусск. касциць, украинск. кастити). Его значения в разных говорах различны. Но все они вращаются в сфере отрицательных действий: 1. бранить, ругать; 2. пачкать, марать, грязнить, сорить // испражняться // мочиться // извергать рвоту, блевать // Делать смрад, вонь, испускать ветры (сл. Грота—Шахматова, т. 4, вып. 2, с. 571).

В холмогорском говоре кастить значит: 1. марать, грязнить; 2. позорить, бесславить, назло ругать; 3. пакостить; 4. искажать, портить. Кастливой 1. неряшливый, нечистоплотный, 2. пакостливый. Кась — мерзость, нечистоты, жесткий помет (Грандилевский, с. 167).

В «Академическом словаре русского языка» указан как вариант глагола кастить — костить (белорусск. косциць `испражняться’). Ср. в комедии императрицы Екатерины «О время»: «Она уже зачала его всякими браньми костить» (сл. Грота—Шахматова, т. 4, вып. 8, с. 2389).

В «Опыте областного великорусского словаря» глагол — кастить не был указан, но приведены родственные ему слова: Кастный, ая, ое, пр. Гадкий, скверный, негодный. Псков., Новоржев., Твер., Новотор. Касть, и, с. ж. 1. Крыса или мышь. Твер. Бежец., Весьегонск. 2. Дрянь, гадость. Ряз. Касим. Кась, и, с. ж. нечистота, сор. Выпажи (вымети), кась такая в избе. Арханг. Шенк (Опыт обл. влкр. сл., с. 80).

Читать еще:  Сёмга

К. А. Иеропольский отметил в «Говоре деревни Савкино Пушкинского района Псковского округа»: «касть — крыса дохлая. Касть облезлая — ругательство» (Изв. по русскому языку и словесности АН, 1893, т. 3, кн. 2, с. 595).

Кастить широко употреблялось в языке писателей русской натуральной школы. Сначала оно употреблялось преимущественно в диалоге персонажей, но быстро вошло и в стиль авторского повествования. У Писемского в «Ипохондрике»: «Ваничка, перестань, что это ты безмозгло говоришь! Ну, что делать, сама признаюсь, слабая мать. Слышите и меня он как кастит». У Г. Данилевского в «Чумаках»: «Она раболепно выполняет волю мужа: на то она жена. А в остальное время раздается ее брань и она кастит на обе корки. »

Кастить встречается и у И. Горбунова в «Сценах из народного быта», у Н. А. Некрасова в стихотворении «Ночлег» (на постоялом дворе):

Все не по нем, весь день ворчал,

И, вдруг совсем озлился.

Кастит! Потише, господин,

Сказал я, вспыхнув тоже.

Часто у Салтыкова-Щедрина: «Послушал бы, как они кастят современных реформаторов» (Помпадуры и помпадурши). «Ежели каждый день всячески будут тебя кастить, то под конец оно и многонько покажется» (Благонамеренные речи).

По словам Д. К. Зеленина, слово касть образовано от глагола ка(я)ть (др. церковнославянское кати) и имеет с точки зрения словопроизводства такое же отношение к слову казнь, какое отношение имеет простонародное жисть к литературному жизнь, болесть — к болезнь и т. п. (cл. Грота—Шахматова, т. 4, вып. 2, с. 575).

В «Этимологическом словаре» А. Преображенского (с. 367) была дана такая справка: «Костить, кощу, костишь (или кастить?) бранить, поносить, в особенности заглазно; диал. (где?) грязнить, гадить (ДСЛ., с. 96); диал. касть — пакость, мерзость, кастный, кастной — мерзкий. Грот (Рус. правоп., указ. XVII) отсюда выводит пакость.

— Неясно. М. -б. к кощун, или же к пакость; ср. диал. арх. капость вместо пакость; малорусск. капость, пакость. Если так, то сокращенно из капостить, вероятно, под влиянием кость». Таким образом, А. Преображенский следует за Далем, Гротом и Михельсоном.

Не более определенны сведения о костить, сообщаемые в «Этимологическом словаре» М. Фасмера. Тут есть семантическая параллель — польск. drwić к drъva. Есть ссылки на украинск. костити и польск. kośkać, `schwatzen, scherzen’; się, `sich zanken’ (kostkać, kośkać, kosiać), `in die Hände klatschen’ и отсылка к кощун-кощунство и т. д. (В. I., S. 583).

(Виноградов В. В. К изучению вопросов омонимии // Slawisch-deutsche Wechselbeziehungen in Sprache, Literatur und Kultur. Berlin: Verlag Academie, 1969, с. 281—284).

Неприкасаемые: низшая каста Индии

Нам сложно представить, что человеку может быть запрещено ходить по улице или посещать магазин только потому, что он родился не в той семье. А неприкасаемые в Индии привыкли к тому, что от них шарахаются, как от чумы. Власти в последние десятилетия стараются изжить эти страшные обычаи, но до успеха ещё очень далеко.

Кто такие далиты, и откуда они взялись

Неприкасаемые, которых сегодня называют далитами, по распространенной версии являются потомками коренных индийских племен до завоевания ариев. Сегодня это каждый пятый индиец. Завоевав Индию, арии решили, что коренное население не стоит пускать в общество, а лучше использовать его для выполнения самой черной работы. Аборигены были выдворены за пределы основных поселений, в своеобразные нищенские гетто.

В Индии существует и еще одна версия появления неприкасаемых – это потомки детей, изгнанных из общества из-за своего происхождения, то есть тех несчастных, чьи родители нарушили кастовые принципы, например, мать из высшей касты, а отец из низшей.

Сегодня они зовутся далитами, так как неприкасаемые – это слишком оскорбительно, по их мнению. Но название ничто в сравнении с фактами о реальной жизни этих людей, которые могут повергнуть в шок цивилизованного человека.

Представители остальных каст презрительно относятся к этим людям, но в то же время боятся их. Дело в осквернении. Если далит дотронется до человека высшей касты (пусть даже заденет краешек одежды), то оскверненный будет вынужден долгие годы посвятить очистке своей кармы от скверны.

Возможно, дело тут и в том, что далиты занимаются самой грязной работой в Индии, в частности их усилиями чистятся общественные туалеты и убираются трупы животных. Они не могут посещать храмы, им запрещено даже ступать на территорию домов других каст.

Их могут избить, оскорбить или убить. Даже просто за то, что они опустили в общественный колодец свое ведро. Они рождаются изгоями и несут свой крест независимо от желаний и стремлений.

Однако неприкасаемую можно унижать и насиловать, не заботясь об осквернении кармы. Известен случай, когда в Нью-Дели скончалась 14-летняя девушка, попавшая в сексуальное рабство к соседу. Целый месяц она подвергалась издевательствам. Когда преступление было раскрыто, был суд, после которого сосед был выпушен под залог. А все потому, что жертва – далит, и ее жизнь не стоит ломаной рупии.

Читать еще:  Шунет озеро - место для рыбака

Сегодня конституция Индии не признает каст, но большинство населения на деле больше чтит древние традиции. В небольших городах и селах ничего не изменилось, неприкасаемые по-прежнему остаются вне социума. Тротуары и общественные колодцы – не для них – представители высшей касты боятся осквернения. Если далит посетил храм (а это разрешено делать всего несколько раз в год), то потом святилище долго очищают, проводя специальные ритуалы.

К поселениям неприкасаемых относятся с брезгливостью. Был даже случай, когда поселок обнесли трехметровой стеной с ограждением под высоким напряжением. В результате судебного разбирательства проволоку убрали, но стену разрушать не стали.

Несмотря на закон о штрафе для владельцев столовых за отказ обслуживать далитов, их кормят неохотно. В лучшем случае есть специальная посуда, в худшем – человек будет есть на улице. Чтобы что-то приобрести в магазине, далит оставляет деньги на пороге, куда ему и вынесут покупку.

В 2005 году крестьянами был забит подросток-далит, который заговорил с девушкой высшей касты. В 2008 году индиец кинул в костер у дороги маленькую девочку, за то, что ее мать нечаянно его толкнула.

Известно, что журналистка из Великобритании Рамита Наваи снимала документальный фильм о неприкасаемых, и была поражена до глубины души. Малыши, играющие трупом собаки, дети, жарящие и поедающие крыс, женщина, вручную чистящая общественный туалет – все это привычно для далитов и дико для цивилизации.

Как вырваться из неприкасаемых

Процент неграмотности достигает среди Далитов до 70%, так как вынести издевательства в школе способны не все дети. Далиты продолжают работать на самой низкооплачиваемой и грязной работе, многие – безработные.

Среди них есть миллионеры и политики, но их очень мало. Например, Ашок Кхад, который принадлежал к касте кожевников и приложил нечеловеческие усилия, чтобы выучиться и получить профессию инженера. Сегодня он владеет компанией с миллионными оборотами.

Самый яркий пример – Кочерил Раман Нарайянан. Этот человек из неприкасаемых смог стать президентом Индии и занимал пост с 1997 по 2002 год.

Самый простой способ вырваться из касты неприкасаемых – сменить религию. В начале 19 века далиты стали активно переходить в буддизм, тем самым говоря «прощай» кастовой унизительной системе. Некоторые принимают ислам и христианство, но буддизм, как одну из традиционных религий страны, предпочитает большинство бывших далитов.

Есть и незаконные способы, например, подделка документов. Многие фамилии как бы «привязаны» к кастам. Но, люди, которые на это решились, чаще всего бегут из мест, где знали их предков.

Браки с неприкасаемыми

«Повысить» касту, выйдя замуж или женившись, нельзя. А вот понизить – можно. Если любовь толкнула брахмана на связь с неприкасаемой, это грозит семейным скандалом, иногда даже изгнанием. Конечно, все зависит от того, насколько прогрессивна семья, каких взглядов она придерживается, как чтит традиции. Потому прежде чем решиться на отчаянный поступок, мужчины и женщины стараются трезво взвесить все последствия.

Ребенка же раньше записывали по низшей касте, сегодня же ему приписывается кастовый статус отца. Лишь в штате Керала – по матери. Выбрать лучшую касту для ребенка можно попытаться через суд, такие случаи бывали, но не слишком часто.

Почему же далиты не бунтуют, требуя изменений, а ограничиваются редкими акциями протеста? Сказывается вбитая в сознание робость, покорность, а некоторых просто все устраивает. Существуют отдельные кварталы и домашние храмы, есть община, которая может помочь в тяжелом случае, общение происходит только среди своих, а до остальных каст и дела нет. Примерно такое положение дел складывается с неприкасаемыми, которые не стремятся стать частью общества.

Многие путешественники, которые побывали в Индии и видели далитов, были поражены их улыбкам и счастливым лицам на фоне грязи, нищеты, помоек и убогих жилищ. Может быть, неприкасаемые по-своему счастливы в своем странном, недоступном пониманию многих существовании?

“Однако неприкасаемую можно унижать и насиловать, не заботясь об осквернении кармы. Известен случай, когда в Нью-Дели скончалась 14-летняя девушка, попавшая в сексуальное рабство к соседу. Целый месяц она подвергалась издевательствам. Когда преступление было раскрыто, был суд, после которого сосед был выпушен под залог. А все потому, что жертва – далит, и ее жизнь не стоит ломаной рупии.”

Двойные стандарты когда дело касается денег и секса.

Прям как у всяких АУЕшников.

Да. Пример с “опущенными” . 1 в 1

Ага. Не удивительно.

а как неприкасаемых от других каст отличают? анализатор есть какой-нибудь?

Их обычно очень хорошо видно вообще внешне. Это худенькие (раньше бы сказали рахитные) людишечки, что мужчины что женщины, низенького росточка, очень тонкокостные (видимо сказывается генетика плюс рабский труд с утра до ночи), очень черные (чернее чем другие индусы).Часто они очень плохо выглядят, особенно мужчины, у них у всех(почти) кривые зубы, и у женщин тоже, хотя и очень белые, но в отличие от женщин их зубы покрыты коричневым страшным налетом(особенно нижние), а глазные яблоки при этом красные, так как они (эти бедняки) постоянно жуют какой то наркотик (по типу нашего насвая я так поняла), он очень дешевый и продается в самодельных ларьках на улице (видимо это их единственная отдушина, алкоголь там особо не найти).Они обычно велорикши, или чистят канализации (которые до сих пор у них внешние),или веломусорщики, многие торгуют (опять же на велотелегах) овощами фруктами.Женщины часто работают на стройке, я просто была в шоке – женщины голыми руками месят сухой цемент или что это, на голове носят эти чаны, и работают вообще без каких либо перчаток, касок, комбезов и распираторов.Дети тоже не сидят без дела – торгуют овощами.Всю эту работу они делают с утра – заходят на улицу и что то голосят ( оповещая о своем визите), на нашу улицу заходил мальчик с 5-7 утра таща огромную телегу и кричал “алу гоби алу гоби”(алу-картошка, гоби-капуста) ну мы выходили и брали, очень удобно. Еще как только мы заселились к нам в квартиру с позволения сторожа постучалась такая хрупкая девочка, сказала что будет убираться у нас в квартире (мытье посуды, полов и еще что то) за 200 рупий в неделю(где то 250 рублей), я сначала говорю да я сама полы мою и посуду, на что они оба на меня так удивленно посмотрели, у них оказывается дамы этим не занимаются,а нанимают вот для этого их. Мне стало ее жалко говорю приходите, только у нас посуда обычно не копится. Она была очень рада. Когда я готовила обед и накрывала для нее она брала тарелку и садилась на пол у двери(!) типа так нельзя, садиться на диван, мне стоило почти четыре дня переубеждать ее чтобы она спокойно садилась к нам на диван, со всеми, причем местный индус из нашей компании фыркал и смотрел на меня шальными глазами как буд то я усадила за стол рептилоида.Бред да?)

Читать еще:  Спиннербейты: обзор производителей

Жила и работала там 10 месяцев(тыжпрограмистом) вынужденно, сама никогда не хотела там побывать. Уебанская страна и ублюдочные порядки, законы и в целом обстановка, впечатлений от нее у меня осталось масса (по большей части негативных и полных праведного возмущения и гнева)восхищаются ей только шивоманы и всякие индодрочеры, которые знают Индию лишь по фильмам и чистым индийским центрам в России, или были только в Гоа и не жили в самой ее клоаке и не варились вообще в социуме(Дели, Мумбаи, Пуна и т.д.).

Касты: складывание кастового строя в Индии

Важной особенностью формирования феодальных отношений в Индии является постепенное оформление кастового строя. Касты — замкнутые общественные группы, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни, принадлежность к которым членов общества определяется их происхождением и наследуется,— существовали в той или иной форме и у некоторых других пародов древности (например, в Египте с конца Нового царства). Но в Индии кастовый строй сложился в наиболее законченном виде.

Касты (ВИ, 1957)

Каста — португальское слово (означающее род, племя, происхождение), является переводом слова джати, которым в Индии назывались в феодальный период и называются сейчас замкнутые группы людей, объединённых единством профессии или сословным положением. Зародившись в глубокой древности, касты приняли строгие формы именно в средние века. Ни один человек не мог быть вне той или иной касты. Переход из одной касты в другую не допускался. Всей жизнью касты руководили старшины и кастовые советы (панчаяты).

Постепенно стало определяться деление всех прежде равноправных свободных на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям. Эти общественные группы назывались варнами *. Родоплеменная аристократия, захватившая монополию на прежде выборные общественные должности, составила две привилегированные варны — брахманов, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатриев, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну— вайшьев.

Каста (Тавадов, 2011)

КАСТА (португ. casta — род, поколение, от лат. castus — чистый) — замкнутая группа людей, связанных единством наследственной профессии и общественного статуса. Браки, как правило, заключаются лишь внутри этой группы. Кастовая система является формой социальной стратификации, при которой касты расположены в иерархическом порядке и отделены друг от друга в соответствии с правилами ритуальной чистоты. Низшие страты кастовой системы характеризуются понятием «неприкасаемые», поскольку они исключены из практики очищающих ритуалов. В рамках такой иерархической системы каждая каста выступает как ритуально более чистая, нежели расположенная ниже ее. Кастовая система представляет собой пример закрытости социальной, когда доступ к благосостоянию и престижу оказывается закрытым для социальных групп, исключенных из очищающих ритуалов, причем такая ритуальная сегрегация подкрепляется правилами эндогамии.

Источники:

http://3w.su/slovo/kast.html
http://pikabu.ru/story/neprikasaemyie_nizshaya_kasta_indii_5885068
http://ponjatija.ru/taxonomy/term/1055

Ссылка на основную публикацию