Кокошь

Волосник, сорока, кокошник: Русские головные уборы от допетровских времен до «Звездных войн»

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

До свадьбы

Девичий головной убор был намного проще женского. До замужества можно было демонстрировать свою косу – девичью красу. На голову повязывали обычно ленту или одевали венчик (венец) – красиво украшенный и завязывающийся сзади.

Волосник или повойник

Эта часть убора представляла собой сетчатую шапочку, которая одевалась непосредственно на голову и стягивалась, чтобы волосы не выбивались наружу. Несмотря на то, что она не была видна, волосник тоже богато украшали вышивками, и выглядел он очень нарядно.

Повойник шили из полотна, он тоже одевался под верхний убор и предохранял волосы от спутывания, а богатый наряд – от загрязнения. Позднее его стали использовать отдельно, но чаще всего прикрывали хотя бы платком. Сегодня современная мода, повернувшая, как и сто лет назад, свой взгляд на русофильство, может предложить женщинам дизайнерские повойники, которые будут смотреться актуально с современным нарядом.

Кика рогатая или копытцем

В старославянском языке слово «кыка» означало «волосы». Этот вид женского убора, вероятно, является одним из самых древних. Его форма является прямой отсылкой к языческим культам, так как во многих древних культурах рога (бык, корова) считались символами плодородия. Поэтому носить кику рогатую могла только замужняя женщина. В некоторых областях рога означали плодовитость в прямом смысле, и в старости кика заменялась на безрогую. А в некоторых более ранних традициях длина рогов была связана со статусом женщины в роду – на молодуху сначала одевали кичку с едва наметившимися рогами, и заменяли ее на полноценную бабью кику после первых родов. Самые большие рога при этом носила наиболее уважаемая женщина.

Передняя часть кички поднималась и держала форму благодаря жестким вставкам, например, из бересты или самодельного картона из проклеенной бумаги и холста. Украшались кики богато – бисером, жемчугом, вышивкой. Считается, что обрамление женских уборов – жемчужное очелье и ряски – височные привески успешно скрадывали возраст, отвлекая внимание от немолодого лица.

Православное духовенство боролось с рогатыми языческими символами, и поощряло женщин носить другие уборы, но до конца XIX века кички успешно держали свои позиции, особенно в южных областях России.

Тульская сорока

Из-за путаницы в терминах, сорокой называется как самостоятельный головной убор, так и часть кики. Однако тульская сорока стоит особняком, ее ни с чем не спутать. «Хвост» этой сложной конструкции похож скорее на павлиний и выглядит очень ярко. Знаменитый русский этнограф Николай Михайлович Магелянский, изучавший в 1902 году села Тульской губернии, писал про «сороку»:

«…головной убор, состоящий, в целом, из четырнадцати отдельных частей, надеть который — длинная и сложная процедура, требующая и много времени и большой сноровки (…) Между прочим, небольшое количество серебра в нитках этих „золотных“ головных уборов служит причиной их массовой гибели: скупщики покупают уборы сотнями и выжигают из них серебро…»

Сборник (самшура, моршень)

Главное отличие в этом наряде – «сморщенная» или присобранная часть, которая и дала ему название. Сборник похож и на кику, и на кокошник одновременно. Пришел он из северных губерний, но распространен в XIX веке был в Центральной России и в Сибири. Расшивалась такая шапочка очень богато – золотом, камнями, жемчугом. Более простые варианты могли быть и повседневными.

В древне-русском языке слово «кокошь» означало курицу. Поэтому название самого известного русского головного убора навеяно, вероятно, формой куриного хвостика. Хотя, как раз форма кокошника могла очень сильно варьироваться – от высокого и вытянутого Костромской губернии до широкого полукруглого Владимирской. Существовали также и кокошники в виде цилиндрической шапки или двухребенчатые, их носили с платками.

Читать еще:  Заброс мультипликаторной катушкой

Существовала очень оригинальная разновидность кокошника с жемчужными шишечками. Она была распространена в Псковской губернии. Эти своеобразные украшения символизировали плодородие. Была даже поговорка: «Сколько шишек, столько детишек». В изготовлении таких нарядов прославились мастерицы Торопецкого уезда, поэтому такие шишаки даже называли торопецкими кокошниками.

Кокошник стал своеобразным символом России. Петр I, пытавшийся перестроить традиционный российский уклад на новый лад, даже издал специальный указ, запрещавший носить боярышням этот вид одежды. Реабилитировала его только Екатерина II, воскресившая моду a la russe. Но долгое время он был скорее принадлежностью маскарадных костюмов. На волне патриотизма в войну 1812 года кокошник возвращается в гардероб великосветских дам, а в 1834 году по указу Николая I даже становится частью придворного платья.

Известный историк моды Александр Васильев считает, что после революции, мода, распространенная русскими эмигрантами, познакомила мир с этим элементом нашей национальной одежды: «в 1919-29 годах (кокошник) входил в арсенал модниц всего мира». С тех пор этот женский головной убор частенько становится элементом нарядов на модных показах. Можно говорить о том, что он оказал влияние на мировую моду.

Грандиозный бал-маскарад в доме Романовых в русском стиле 1903 года оставил след в нашей культурной традиции и память, которая прошла через столетие. Смотрите раритетные цветные снимки с этого уникального праздника .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кокошник — забытая корона русских красавиц

Когда именно в русском женском костюме появился кокошник неизвестно. Само название «кокошник» происходит от слова «кокошь» – петух, курица. За него платили баснословные суммы и передавали из поколения в поколение. Его запрещали и возрождали снова. В этом обзоре рассказ об истории русского кокошника.

Кокошником называют старинный русский головной убор в виде округлого щита вокруг головы или опахала. Впервые употребление этого слова зафиксировано в XVII веке. Существует несколько версий того, как кокошник пришёл в русский народный костюм.

Одна из популярных версий появления кокошника – византийская. Ещё в античности знатные гречанки украшали свои причёски диадемами, которые крепились при помощи лент. Правда, такие венцы могли носить только незамужние девушки. Замужние женщины должны были набрасывать на голову специальное покрывало. Высока вероятность, что в период активной торговли между Русью и Византией дочери князей могли познакомиться c византийской модой. Так и пошла традиция высоких женских головных уборов.

Подражать высшему сословию начали и другие слои населения, и уже через некоторое время костюм русской красавицы не обходился без кокошника, расшитого бисером, золотом или жемчугом. Кокошники были девичьи, не закрывающие волосы, и женские. Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями.

В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.

Правда, есть и монгольская версия происхождения кокошника, приверженцы которой утверждают, что у монгольских женщин был похожий головной убор. Так или иначе, но кокошник стал органичной частью русского костюма замужних богатых женщин.

Главная особенность кокошника – гребень. В различных русских губерниях его форма была различной. Например, в Костромской, Псковской, Саратовской, Нижегородской и Владимирской кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В Симбирской губернии носили кокошники-полумесяцы. В других областях были «златоглавы», «каблучки», «наклоны», «кокуи» и «сороки».

Повязка (перевязка, налобник) – ленточный головной убор (известен уже в X веке) – обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Повязки носили девицы из небогатых сословий.

Читать еще:  Как выбрать карповую катушку

Их надевали чаще всего по праздникам и даже на свадьбу (вместо венца). Делали из недорогих подручных материалов – кожи, шерсти, бересты. Шли в ход и шелковые ленты, а в богатых семьях – византийская парча. Украшали также вышивкой, жемчугом, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.

Замужние женщины также могли использовать повязки, но надевали их на покрытую голову.

В будни женщина надевала подубрусник или повойник (волосник), представлявший собой небольшую шапочку-сетку из тонкой ткани. Он состоял из дна и околыша со шнуровкой вокруг головы, с помощью которой шапочка туго завязывалась сзади. Повойник украшали жемчугом, камнями, нашивая их на область лба. Эту нашивку берегли и передавали от матери к дочери, перешивая на новый головной убор.

Главной задачей повойника было прятать волосы женщины от окружающих, но многие усердствовали, стягивая его так, что не могли моргать. Поверх повойника женщина надевала платок или шапку.

Кокошник плотно прилегал к голове и закрывал волосы, заплетенные в косы. По сути, кокошник был этаким веером из плотной основы, который пришивался к шапочке. Позади него спускались ленты. Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. В будни же ограничивались ношением повойника.

Особое внимание уделялось орнаменту, украшавшему кокошник. В середине, как правило, располагалась стилизованная «лягушка» – символ плодородия. по бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности. Тыльная часть была особенно богатой. На ней традиционно вышивали стилизованный куст, который символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение. А на этом «кусте» были и птицы, и плоды с семенами и много других символических знаков. Таким образом кокошник был ещё и оберегом, который носили роскошные русские красавицы в национальных костюмах.

Изготавливали кокошники в больших сёлах, в городах или при монастырях мастерицы-кокошницы. Сначала они расшивали золотом и серебром дорогую ткань, а затем натягивали ее на берестяную основу. Доволько часто кокошники расшивали жемчугом. Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству, часто они использовались несколькими поколениями.

Петр I запретил боярышням носить этот головной убор, но как свадебный атрибут кокошник в русской моде сохранился. А при Екатерине, когда возродился интерес к российским древностям и русской истории, вместе с традиционными сарафанами вернулось и некое подобие кокошника.

Николай I в 1834 издал указ, который ввёл новое придворное платье с кокошником. Состояло оно из открытого узкого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до февраля 1917 года.

Очень красивые, вы молодец!)) Особенно третья понравилась)

Ну, у нас последние лет 150 у интеллигенции тренд такой — преклоняться перед западным и хаять свое.

Национальные костюмы вообще, интересная тема, у любых народов.

Но есть печальный опыт соседней страны, как не надо возрождать традицию! (Вышиванка)

Пихать её только везде не надо.

этот на Никаб похож ))

Да, кокошники — это клево!

Наряд безумно красивый, но по-моему, его очернили здесь

«Правда, такие венцы могли носить только незамужние девушки.

Замужние женщины должны были набрасывать на голову специальное покрывало. » — Чем то на Хиджаб смахивает. Только более красочнее,а суть и вид один и тотже, надо запретить.

Суть совершенно другая. Я чего то не слыхал, что-бы женщины в кокошниках, с криками «Христос воскресе!» взрывались где нить в Грозном. Равно как не слыхал, что-бы группа русских парней ездила где нить по Рязани и стреляла из пневматики по девушкам, которые вышли на улицу без кокошника.

Читать еще:  Любожа озеро

опять двойные стандарты. Лично я кого то защищать не собираюсь. Но если смотреть в правде глаза, без пропаганды и РЕН ТВ, то и не все мусульмани бегают и режут. Моих 2 соседа мусульманина, не меня, не мою жену, не моих детей пока что не режут. А вот «Васянчики» бухающие у маркета, в след сыну и дочере бутылки кидали. Другану вообще руку до кости порезали из за того что он не курит, тоже славяне и тоже при выходе из маркета. Можно привести пример дохера случаев агрессии и ангельского поведения, тех или иных.

Я в своем комменте акцентировал на то что, хиджаб и кокшник схожи по форме ношения, обязывающая прекрывать шею, да и еще фраза о том что «девицы носили кокошник, а замужние должны были покрывать голову» тоже как то заставляет призадуматся. И еще не будем забывать про то что Влодимир мог принять Ислам, и че бы мы тогда делали и какую бы мы тогда музыку заводили ? И еще интересный факт, в то время как в Москве, Киеве, Казани, Астрахани и еще в каких то там городах были Мечети ,на Руси в то время не было принято Христианство а после оно где то только проповедовалось. Ислам на территории нынешней РФ распростронялся примерно с

920 был принят как офиц религия и где то до

1500года, это 600-700лет Ислама на территории нынешней РФ. И они не могли пройти бесследно в культуре России. А после бороды боярам начал брить Петр , а если бы не брил то ходили бы и было бы это нормально. И возможно кокошник это некий видо-измененный хиджаб, более красивый и богато украшенный.

  • В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 449

    Скопировать библиографическую ссылку:

    КОКО́ШНИК (от др.-рус. кóкошь – ку­рица, пе­тух), го­лов­ной убор за­муж­ней жен­щи­ны в тра­диц. ко­стю­ме рус­ских. Пред­став­ля­ет со­бой на­ряд­ную шап­ку разл. кон­ст­рук­ции и фор­мы, как пра­ви­ло на твёр­дой ос­но­ве, пол­но­стью скры­ваю­щую во­ло­сы (см. в ст. Го­лов­ные убо­ры ). Пред­по­ла­га­ет­ся (Д. К. Зе­ле­ни­ным и др.), что К. – от­но­си­тель­но позд­ний тип го­лов­но­го убо­ра, сме­нив­ший со­став­ной убор ти­па ки­ки . Наи­бо­лее ха­рак­терен для сев., центр., вост. гу­бер­ний Ев­роп. Рос­сии и Си­би­ри. Раз­ли­ча­лись мно­го­числ. ти­пы К., в т. ч.: в ви­де вы­со­кой ци­лин­дрической (нов­го­род­ская «ки­ка», или «го­лов­ка») или усе­чён­но-ко­ни­че­ской, рас­хо­дя­щей­ся квер­ху (мос­ков­ская «кич­ка») шап­ки; невысокой ци­лин­д­рич. шап­ки с пло­ским дном, ино­гда с на­уш­ни­ка­ми и по­за­тыль­ни­ком (бе­ло­зёр­ская «ша­поч­ка», по­мор­ская «шап­ка», кар­го­поль­ский К. с вы­сту­паю­щей пе­ред­ней ча­стью и др.); в ви­де шап­ки в фор­ме ко­пы­та с вы­со­ким твёр­дым пе­ре­дом (Сев. Дви­на); ша­поч­ки с вы­со­ким твёр­дым греб­нем (од­но­ро­гий К.) по­лу­круг­лой (вла­ди­мир­ско-яро­слав­ский тип), ки­ле­вид­ной или тре­уголь­ной (ко­стром­ско-яро­слав­ский тип) фор­мы; кол­па­ка с вы­со­ким очель­ем (Псков­ская губ.); «мор­шень» (бо­руш­ка, оча­пок, сбор­ник, ше­ло­мок) с вы­сту­пом на те­ме­ни, со­бран­ным в сбор­ки спе­ре­ди (Ар­хан­гель­ская, Во­ло­год­ская гу­бер­нии, се­вер Вя­тской губ.); «ряс­ка» – твёр­дая ша­поч­ка, на­де­вав­шая­ся на пу­чок во­лос на за­тыл­ке, с жем­чуж­ной сет­кой, за­кры­вав­шей те­мя и лоб, и по­за­тыль­ни­ком (Твер­ская губ.), и др. К. ук­ра­ша­лись по­зу­мен­том, зо­лот­ным шить­ём, жем­чу­гом, жем­чуж­ной (цен­траль­но- и сев.-рус. губер­нии) или би­сер­ной (цен­траль­но- и юж.-рус. гу­бер­нии) под­ни­зью; сза­ди час­то при­кре­п­ля­лась лёг­кая на­ряд­ная ткань (фа­та), по­верх обыч­но по­вя­зы­вал­ся пла­ток. В юж. гу­бер­ни­ях К., по­доб­но ки­ке, но­си­лись с от­дель­но по­вя­зы­вае­мы­ми на­лоб­ни­ком и по­за­тыль­ни­ком: «зла­то­глав» с пря­мо­уголь­ным греб­нем и «ше­ло­мок» с сед­ло­об­раз­ным вер­хом (Кур­ская и Ор­лов­ская гу­бер­нии); «од­но­двор­че­ский» К. – пло­ская ша­поч­ка, на­де­вав­шая­ся на ки­ку, и т. д. Сход­ные го­лов­ные убо­ры су­щест­во­ва­ли у уд­мур­тов, ко­ми и др. на­ро­дов Вост. Ев­ро­пы.

    Источники:

    http://kulturologia.ru/blogs/081118/41220/
    http://pikabu.ru/story/kokoshnik__zabyitaya_korona_russkikh_krasavits_4935167
    http://bigenc.ru/ethnology/text/2079577

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector
    ×
    ×