Колпь

Значение слова колпь

колпь в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

колпица ж. колпик м. (колпа?) чубатая птица из разряда цапель, чачура, Рlatalеа; белая, нос ложкою; перья идут на казачьи султаны. Бела, как колпица. Не велика птица, колпица. Летят колпчики и говорят: у нашей матушки сердце каменное, грудь железная? мельничные крылья.

Колпица, деревянная пристройка печи, за которой устраивают полати (Наумов). Колпачий, к колпице относящ. Колпина об. твер. пск. щеголь, чистяк, причесаный.

Большая Советская Энциклопедия

река в Ленинградской и Вологодской областях РСФСР, правый приток р. Суда (бассейн Волги). Длина 254 км, площадь бассейна 3730 км2. Берёт начало на Вепсовской возвышенности, течёт по Молого-Шекснинской низменности. Питание смешанное, с преобладанием снегового. Половодье с апреля по май. Средний расход воды в 30 км от устья 25,2 м2/сек. Замерзает в ноябре, вскрывается во 2-й половине апреля≈начале мая. Сплавная. На К. ≈ г. Бабаево.

Колпь — река в Ленинградской и Вологодской областях России , правый приток реки Суда (бассейн Волги ).

Длина — 254 километра, площадь бассейна — 3730 км², средний расход воды в 30 километрах от устья − 25,2 м³.

На реке расположен город Бабаево — центр Бабаевского района Вологодской области .

Колпь вытекает из озера Екшозеро на Вепсовской возвышенности на востоке Ленинградской области. В верхнем течении быстро течёт на юго-восток по ненаселённой, лесной местности, пересекает западную границу Вологодской области, затем поворачивает на запад, заходит в Ленинградскую область, где принимает справа реку Крупень и расширяется до 30-40 метров. В верхней и средней части реки течение быстрое, есть каменистые перекаты.

Ниже по течению Колпь поворачивает на юго-восток и вновь заходит на территорию Вологодской области. В среднем и нижнем течении русло реки проходит недалеко от железной дороги Санкт-Петербург — Вологда . В нижнем течении выходит на Шекснинскую низменность, скорость падает, река начинает образовывать крутые излучины, затоны, старицы.

Колпь впадает в Суду недалеко от деревни Усть-Колпь Кадуйского района , в 20 км выше посёлка Кадуй и в 57 км от устья Суды.

Населённые пункты на берегах Колпи :

  • Ленинградская область: Красный Бор,
  • Вологодская область: Плесо , Плоское ,
  • Ленинградская область: Косой Ухаб, Нечаевская, Коробище, Ольеши, Перунь
  • Вологодская область: Верхневольский , Торопово , Смородинка , д. Бабаево , Колпино , г. Бабаево , Сиуч , Заполье .

Колпь — река в России , протекает в Рязанской области , Владимирской области . Устье реки находится в 12 км по левому берегу реки Гусь . Длина реки составляет 93 км, площадь водосборного бассейна 1280 км².

Реки:

  • Колпь — река в Ленинградской и Вологодской областях России, приток Суды;
  • Колпь — река в Рязанской и Владимирской областях России, приток Гуся;
  • Колпь — река во Владимирской области России, левый приток Ушны.

Населённые пункты:

  • Колпь — село во Владимирской области России.
  1. ПЕРЕНАПРАВЛЕНИЕ Колпь

Колпь — село в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области России , входит в состав Купреевского сельского поселения .

Колпь — река во Владимирской области России , левый приток Ушны . Протекает на территории Ковровского , Селивановского и Муромского районов. Исток находится юго-восточнее посёлка Красный Маяк , устье — у посёлка Кондраково . Длина — 82 км, площадь водосборного бассейна — 1530 км².

До железнодорожного моста включена в государственный комплексный заказник «Колпь».

На реке расположен посёлок Красная Горбатка (8478 жителей).

Транслитерация: kolp’
Задом наперед читается как: ьплок
Колпь состоит из 5 букв

Колп, колпик, колпица

Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений). Сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900.:

Колп – дракон, змей, сирена.

Толковый словарь Даля.:
КОЛПА –
жен., пск. вероятно зад головы, затылок, и колпак шапка, б.ч. браино. Надавай ему в колпу-то! дай подзатыльника. Колпак, калпак муж. (татар. шапка) спальная либо домоседная шапочка, с острою лопастью; колпаки вяжутся или ткутся обычно глухим боченком, со спуском в оба конца на нет; одна половина колпака выворачивается внутрь другой половины, и в шерстяном изделии, обе сваливаются вместе. В больницах употр. бумажные, хлопковые колпаки, на Дону женщины носят шелковые, замест платков. старь, колпак столбун называлась высокая, не острая шапка Племя каракалпаки, по-руски: черношапочники.
| Колпак, ·стар. шелом островерхий, с яблоком, репьем; шеломом звали круглый сверху, а шишаком высокий, с шишом (трубкою) и еловцем, значком в нем.
| Колпак человек, вялый, глуповатый, простак.
| Цедилка, холщевой мешок, сквозь который виноградный сок идет из давила или жема.
| Колпак, навесец, покрышка и вообще всякая вещь в роде колпака, шапки: крышка перегонного куба, алембика, шлем; свод или навес над очагом, плитою, горном; самый свод фабричных печей, напр. стекловарной; верхняя часть стекляной халявы, при дутье трубкою; стеклянный колокол для покрытия разных вещей от пыли; вьюшная крышка, посверх тарелки; крышка на подзорную трубу, либо на части разных машин и снарядов; покрышка карманных и других часов и пр. Колпачек надевают на ловчую птицу, на больной палец; гасильник состоит из щипцов, обнимаюших свечу, сторожки и колпачка. Ружейный, пистонный или зарядный колпачек, маленький наперсточек из латуни, с гремучим порохом, для стрельбы. Дурацкий колпак, шутовская шапка с погремушками. Сшить колпак, вязен колпак, да не по-колпаковски. По Сеньке шапка, по таковскому и колпак Все люди как люди, один черт в колпаке. уж у нее колпак. Прости, колпак, а шапка и так! Колпачный, к колпаку относящийся. Колпачник муж. -ница жен. колпачный мастер или продавец; кто носить колпак, ходить в нем; беззаботный домосед. На винокурных заводах, колпачник смотрит за бражным кубом. Колпаковатый человех, колпак, беззаботный; простоватый. Колпачить что, кого, надеть колпак Жены мужей колпачат, подчиняют себе, делают их колпаками.Жена мужа колпаком накрыла или в колпак нарядила. Жена его околпачила, или заколпачила.Переколпачить кого, переделать на свой нрав. аколлачить шапку, наклобучить. Проколпачился с бабами. Его околпачили, одурачили.

Читать еще:  Новь - место для рыбака

Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964—1973:
колпак
колпа́к калпа́к, укр. ковпи́к, блр. коўпа́к, др.-русск. колпакъ, Сборн. Рум., ХV в. (Срезн. I, 1258), также грам. 1503, 1523 гг. и др. (см. Корш, AfslPh 9, 508); Домостр. Заб. 95; К. 33 Заимств. из тур., тат., крым.-тат., казах. kаlраk “шапка” (Радлов 2, 268 и сл.); см. Мi. ТЕl. 1, 324; Бернекер 1, 474 и сл.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.:
КОЛПАК
КОЛПА́К, -а, муж.
1. Мягкий конусообразный головной убор. Ночной к. Шутовской к.
2. Конусообразная покрышка к разным предметам. Колпаки промышленной печи.
3. перен. Недалёкий человек, простак (прост. шутл.).
• Попасть под колпак, быть под колпаком (прост.) попасть под тайное наблюдение, слежку; быть под таким наблюдением.
Держать под колпаком кого1) держать под тайным наблюдением (прост.); 2) также
под стеклянным колпаком содержать, воспитывать, ограждая от всяких внешних воздействий (разг. неод.).
| уменьш. колпачок, -чка, муж. (к 1 и 2 знач.).
| прил. колпачный, -ая, -ое (к 1 знач.) и колпаковый, -ая, -ое (к 2 знач.; спец.). Колпаковая печь (техническая печь с нагревательным и предохраняющим колпаком).

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК», 2007:
колпак
колпака, м. [тюрк. kalpak – высокая шапка]. . Конусообразный или овальный головной убор, служащий для различных целей. Шутовской колпак (прежде надевавшийся шутами, иногда с бубенчиками). Дурацкий колпак. Поварской колпак. Спальный колпак. 2. Навес, покрышка в форме колпака или шапки из разных материалов над разными предметами. Колпак над лампой. Колпак над кушаньями в буфетах. Колпак над столовыми часами. Колпак над плитой или очагом (навес из листового железа, с трубой для отвода чада и дыма). 3. перен. О простаке, дураке, недалеком человеке (разг. фам.). Ах ты, колпак! тебя всякий одурачит. І Жить под стеклянным колпаком – перен. быть в невозможности скрыть что-н. из своей жизни. – Всякий провинциал живет как будто под стеклянным колпаком. Нет решительно никакой возможности хоть что-н. скрыть от своих почтенных сограждан. Достоевский.

Читать еще:  На что и где можно ловить Белого Амура

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912:
колпак
(иноск.) — глупый, сонный, недогадливый, бесхарактерный человек (муж), которым можно вертеть, как вертят колпак на голове
Колпачить — одурачить, подчинить (о жене)

Ср. Маменьки, считая себя (в деле ухаживанья). гораздо смышленее колпаков своих, папенек, были уверены, что капитан придумал все затеи (праздники) эти. для их дочерей.
Даль. Прокат.
Ср. Бедный колпак вертелся туда и сюда, наконец должен был уступить (супруге).
Там же.
Ср. Колпак и размазня! решил, слушая Антона Львовича, Столешников: “одно доброе дело на своем веку сделал, упёк Клочкова. Да и не будь я, — черта бы с два порешил он это дело так гладко”.
Данилевский. Девятый вал. 3, 43.

Итак, словари, написанные интеллигентными людьми (как правило мужского пола) объясняют слово колпак, как заимствованное из тюркского языка, означающего слова шапка, но при этом народная этимология слова околпачивать связывается с мужчиной, поведение которого подчинено жене, и осуждается как неправильное.

А теперь обратимся к трактовке чисто народной, которая сохранилась в русских былинах.

Онежские былины записанные А.Ф.Гильфердингом летом 1871 года, изд-во Академии Наук СССР, Москва-Ленинград, 1949.

Былина 62 – ПТИЦЫ И ЗВЕРИ (Сказитель Фепонов Иван, крестьянин дер. Мелентьевской Купецкой волости, Пудога):

А еще бы за Дунаечкиим морем
Белой-от колпик был царик,
Белая колпица царица.

45 А гуси-ты на мори бояра,
Лебеди боярицкия жены.

Былина 280 -ПТИЦЫ (А вдотья Васильевна Георгиевская, супруга кенозерского священника и дочь прежнего — Василья Кенозерского. Родилась и всю жизнь провела на Кенозерском погосте; ей лет под 40. Выучилась былинам от крестьянина — «швеца» из Масельги Лекшмозерской (Лекшмозеро лежит к югу от Кенозера в Каргопольском уезде), который по зимам живал для портняжных работ в доме ее отца. По словам Георгиевской причина, подавшая ей повод усвоить себе былины, состояла в том, что ее отец, отличавшийся особенною суровостью характера, запрещал своим дочерям петь хороводные и другие веселые песни, которые он называл греховными, и заставлял их петь божественные стихи. Вместе с такими стихами она от скуки выучилась и былинам, которых знала в молодости гораздо больше, чем теперь.):

А лебедушки были княгины.

Былина 298 – ПТИЦЫ ( А ндрей Ильич Максимов, крестьянин-земледелец, 35 лет от роду. Знает только одну нижеследующую «старину», которую певал его дед, живший в той же деревне Немятовой.)

Итак, в былине про птиц говорится, что на море или за Дунайским морем колпик – царик, а белая колпица – царица.

Еще в одной былине номер 264 ПТИЦЫ (сказитель – Лядков (Кропачев) Иван Михайлович, крестьянин дер.Мамоново на Кенозере, грамотный , 65 лет) белым царем назван клепчик, а белой царицей – клепица:

Белые клепчик-то белые царь,
Белая птица клепица та ведь есть белая цариц

Нужно сказать, что у него былина очень сокращена, а многие птицы вообще не обозначены или их обозначение сильно отличается от значений птиц в этой былине других сказителей. Так гусь назван губернатором.

Еще у двух сказителей этой былины объяснение колпа тоже пропущено.

Про историю названия Колпино в Ленинградской области.

Достаточно согласованной позицией современных колпинских краеведов стала точка зрения о том, что название Колпино имеет форму притяжательного прилагательного и в своей основе содержит слово колп со значением «лебедь». Об этом теперь колпинцам будет напоминать и скульптура в парке у детского пляжа.

Penthesilea as one of the Nine Female Worthies, Petit armorial équestre de la Toison d’or, fol. 248. (Bibliothèque nationale de France, Manuscrits occidentaux, cote : Clairambault 1312.

Колпик-царик в былине явно в уменьшительной форме, а колпица-царица – нет, то есть можно предположить, что царик был в подчинении у царицы, как и трактуется в словарях , околпаковать – подчинить жене.

Читать еще:  Лимонно-чесночное филе рыбы - рыбные рецепты

И кстати, к вопрос о якобы тотемной вражде лебедя и сокола а же былина ПТИЦЫ И ЗВЕРИ говорит, что “сокол – скорый посланник”.

Приведу былину 62 целиком, так как там много интересного. Особенно про петухов-казаков, которые много жен держат и про бедных куриц:

Колпь (Владимирская область)

Содержание

Село расположено в 61 км на юго-восток от Гусь-Хрустального на правом берегу реки Колпь, в 40 км на юг от ж/д станции Заколпье на линии Москва—Муром.Является частью Купреевского сельского поселения. Находится близ населенных пунктов: поселок Таланово, поселок Красная Заря. Характеризуется холмистым рельефом. Населенный пункт расположен на реке Колпь. Сохранился ряд зданий конца XIX- первой половины XX веков.

Село возникло в первой половине XIX века как Колпский Выселок Гусь-Железного завода.

В конце XIX, начале XX века в селе была построена деревянная церковь Николая Чудотворца (сгорела в 1949 году).

До революции село входило в состав Лавсинской волости Меленковского уезда.

В годы советской власти — центр Колпского сельсовета, центральная усадьба колхоза «Буревестник».

Слово “колпь” достаточно распространено в российских географических названиях. Происходит оно от балтийско-славянского слова “колп”, означающего лебедя.

Вероятно, эти красивые птицы когда-то и водились в местной округе. Стояла на реке Колпь когда-то деревня Руднева. Была она небольшая.

Но в 1783 году крупные русские заводчики и землевладельцы Баташевы, родом из тульских оружейников, построили здесь Рудневский чугунолитейный завод.

Рабочих завезли из Гусь-Железного, где было имение Баташевых, из-за жестокости и самодурства барина прозванное позднее “Орлиным гнездом”.

Однако по каким-то причинам в XIX веке завод закрылся, и крестьянам пришлось заняться добычей леса, его сплавом по реке, заготовкой древесного угля и смолокурением.

Нельзя было обойтись и без хлебопашества. В 1857 году в Рудневой насчитывалось всего 6 дворов, но жители её были трудолюбивы,

а потому стояла в деревне кузница, три смолокурни для добычи смолы и постоялый двор. В 1861 году отменили крепостное право, и баташевские рабочие начали расселяться.

Часть из них поселилась на Пасынковой пустоши близ Рудневой пустоши, и названо это место было Колпский выселок с Гусь-Железного завода.

Так появилось поселение Колпь, которое после строительства там деревянной церкви во имя святого Николая стало селом.

Жители его были глубоко верующими и за соблюдением обрядов следили строго. Церковь действовала и в советское время, но в 1948-1949 годах в Колпи был большой пожар: выгорело полдеревни, в том числе и церковь. К счастью, значительную часть утвари удалось спасти, и крестьяне вместе с иконами сохранили ее по домам. На месте сгоревшей церкви в 60-е годы установили обелиск воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, а потому, когда во время перестроечных времен встал вопрос о восстановлении прихода, место для новой церкви пришлось выбирать тоже новое. Выбор пал на Верину гору, рядом с местным кладбищем. В Колпи издавна существует поговорка «пошел на Верину гору», означающая кончину.

Строили новую церковь во имя Всех святых земли Владимирской просиявших, как говорят, всем миром, при активном участии благочинного отца Георгия, а рубщики в Колпи всегда были отменные. По свидетельству очевидцев, были при строительстве храма и чудеса: заложили фундамент, приходят, а он теплый.

Утварь, оставшуюся от старой церкви, собрали по домам. Сохранился и старый колокол, который поместили на звонницу.

В 1989 году новый храм освятили, и начало возрождаться на селе православие. Учителя, которые прежде сдирали крестики с детей, теперь сами ходят в церковь. Есть при храме и воскресная школа. Настоятель церкви иерей Андрей Шеин, проживающий здесь же, считает своей главной целью научить детей, посещающих ее, любить родной край, Бога, маму и папу. Поэтому проходят ребятишки мимо храма – обязательно перекрестятся.

Источники:

http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/wd/%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BF%D1%8C
http://balty-slavjane.livejournal.com/263908.html
http://ru-wiki.ru/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BF%D1%8C_(%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C)

Ссылка на основную публикацию