Муруджинские озера – место для рыбака

Домбайская сказка. Пешее путешествие к Муруджинским озерам. Кавказ

Домбайская сказка. Поход к Муруджинским озерам.

Я буквально грезила этим местом, потому что несколько лет уже слышала и знала про эти озера, но никак не доводилось на них сходить. То местные отпугнули медведями, то погода не позволяла.

Озера сказочной красоты, расположенные на высоте почти в 3000 м. Одно из озер Голубое, второе Черное. Путь до озер и обратно занимает около 14 -16 часов , поэтому это поход минимум с одной ночевкой.

До места стоянки от дороги идти примерно 5-6 часов, поэтому мы не торопясь собрались и в 10-11 утра были уже на тропе.

Тропинка начинается в 500 метрах не доезжая до знаменитой реки Муруджу, одной из самых чистых рек мира, и наш путь пролегал вдоль этой реки к озерам из которых чистейшая река берет свое начало.

Сначала дорога идет по лесу, защищающему нас от палящего солнца, тропа резко уходит вверх и в течении часа мы идем с большим набором высоты. Весь путь по лесу мы набираем высоту, иногда приближаемся к реке Муруджу, иногда удаляемся от нее, мы движемся вверх вдоль нее.

Когда лес заканчивается начинаются огромные поля, заросшие высокой травой и кустами малины. По этим полям с достаточно плавным набором высоты, без резких перепадов мы идем еще часа 2 или 2,5 . Идем по ощущениям, весело и быстро шагаем вперед.

По пути нам встретились две группы туристов, которые сказали что до озера мы сегодня точно не дойдем, а сможем добраться до березовой рощицы, месте где удобно остановиться на ночлег перед походом к озерам.

Дойдя до березок мы были крайне удивлены , что так скоро до них добрались. Внутри было много сил и энергии двигаться дальше. Но дальше перед нами возвышалась высоченная гора, на хребте которой в чаше, окруженной со всех сторон макушками гор и располагались небесной красоты озера.

Решено было отдыхать, кушать и набираться сил перед восхождением.

Утром, пока мы завтракали мимо нас пробежала группа туристов из четырех человек. Мы были рады видеть людей в столь уединенном месте. Мы собрались, покушали сложили «лишние» вещи в рюкзак и оставили их дожидаться нас под деревом, пока мы пойдем на озера.

От места ночлега до озер путь занимает около трех часов. К голубому озеру ведет тропа, берущая начало по высохшему руслу реки, а затем петляющая между зарослями рододендрона, либо уходящая на россыпи камней и валунов.

Вверх мы шли по валунам, хождение по такой поверхности требует внимания и глубокой концентрации. Но постепенно организм привыкает к такой поверхности и ты уже начинаешь получать удовольствие от того, что ловко скачешь по камням, аккуратно переступая с одного валуна на другой.

Когда мы поднялись на хребет и увидели перед собой озеро, радости не было предела. Мы восхищались цветом воды, горами, окружающими озеро со всех сторон опоясанными вечными снегами.

Солнышко хорошо припекало, поэтому нам захотелось искупаться. Конечно температура воды в высокогорном озере мягко говоря прохладная, но это и привлекает. Я люблю купаться в ледяной воде, потому что чувствую как в организме и в голове все обнуляется, когда погружаешься с головой в воду в которой нет еще никакой информации. Случается полная перезагрузка.

Мы искупались. Я три раза окунулась с головой, а когда вышла на берег меня захлестнуло волной радости и счастья. Приятно было согреваться в лучах теплого солнца и чувствовать свежесть и прилив новых сил.

Время обеда подумали мы, к тому же у нас с собой была горелка jet boil и мы решили перекусить перед тем как спускаться вниз. Пообедав мы собрались на перевал Межозерный – который разделяет голубое и черное озера.

По дороге мы познакомились с несколькими семьями туров, туры – горные козлы, обитающие высоко в горах. Туры кочевники – они часто переходят с места на место. Поразило то, что у туров нет страха людей. Они играли друг с другом, пили воду из озера и ходили буквально в паре метров от нас. Эти моменты удалось запечатлеть. Наблюдения за дикими животными подарили мне просто незабываемые эмоции.

Вокруг собирались тучки и начал моросить грибной дождь с градом, но это не могло нас остановить. Мы быстро вскарабкались на перевал откуда открывался вид еще более потрясающий чем с берега озера. Мы походили по перевалу, пофотографировались и решили спускаться вниз, как бы не пошел дождь посильнее.

В горах с погодой нельзя шутить. Даже самый простой маршрут усложняется в несколько раз, а то и более, если настигает непогода.

Спускаться назад мы решили тем же путем, а группа туристов из четырех человек, которая нас обгоняла минут на 20 пошла другой дорогой вниз через Черное озеро. Ребята были отчаянные они пошли на озера одним днем и им нужно было торопиться.

А нам торопиться было некуда, мы шли и наслаждались природой, горами и тем как солнце освещает долину и макушки гор. Природа подарила нам подарок, после дождя мы увидели радугу, протянутую через все ущелье. И мы были выше радуги и так радовались ей, словно дети.

Читать еще:  Ящик для зимней рыбалки своими руками

Поход к Муруджинским озерам для меня это не только трекинг, но и мощная эмоциональная и духовная перезагрузка.

Когда мы спустились до березовой полянки, посовещавшись мы решили остаться здесь еще на одну ночь и никуда не торопясь снова развели костер, расставили палатку и занялись приготовлением ужина.

Ночью нам светили яркие звезды, под боком шумела река Муруджу, а огонь согревал и очищал. Я заметила, что в голове нет мыслей и разум и тело отдыхают. Не нужно никуда срываться и бежать, не нужно торопиться и продумывать в голове миллион вариантов, все идет своим чередом и разворачивается для нас самым лучшим образом.

На следующий день с ясной головой, и отличным настроением мы двинулись в обратный путь к цивилизации: электричеству, горячей воде, кафе и мягкой теплой кровати.

И самый большой сюрприз, подаренный нам озерами ждал нас именно внизу в поселке, а не возле голубой очаровательной воды. Как только мы вышли к людям, нас поглотило множество звуков и шума. Голоса людей и разговоры ни о чем. Множество машин и зданий, кафе и ресторанов из которых гремела музыка. А мы всего за несколько дней уже так привыкли к тишине. Нас не отвлекали от созерцания природы ни люди, ни машины, ни здания. Мы наслаждались, а спустившись к людям, нас захлестнуло новой волной. Сумасшедший контраст который принес еще больше эмоций и впечатлений.

Поход в горы-это не только трекинг, это путешествие в глубь себя. Наедине с природой, открывается множество тайн, мы становимся ближе к самим себе, способными услышать свои чувства и мысли, которые спрятаны очень глубоко, внутри нашего подсознания. Поэтому любая вылазка на природу – это не только путь к пункту назначения, это еще и путь вглубь себя.

Определенно это волшебство, что с нами произошло и мироощущение и улыбки встреченных нами людей и новые яркие звуки и образы, все это начало наполнять изнутри нас с такой бурной силой, словно горная быстрая речка наполняет опустевший сосуд новой энергией, жизнью. Единственное, что нужно фильтровать поток, который идет внутрь и исходит изнутри. Но делать это просто, потому что все ощущения и эмоции сильно обостряются и становятся чистыми и прозрачными как вода в горном озере.

Муруджинские озера

Карачаево-Черкессия

АктивныйОтдых

Тебердинский заповедник – это удивительный уголок Карачаево-Черкесии, где таится огромное количество природных достопримечательностей. В их числе и Муруджинские озера. Образованные рекой Уллу-Муруджу водоемы поражают своей суровой красотой. Растительности вокруг них очень мало. Причина в том, что в зимнее время здесь часто сходят лавины, сметая все на своем пути.

Где находятся?

Туристы, отправляющиеся летом отдыхать на Домбай, очень часто включают в список обязательных для посещения мест Муруджинские озера в одноименном ущелье. Ближайшим населенным пунктом является поселок Домбай. От него до водоемов около 12 километров.

Путешествие к озерам стоит планировать на середину лета. В горах достаточно долго лежит снег и тает только в начале лета. Поэтому даже в июле в долине реки можно встретить болотистые луга. Они образовываются на месте, где лежали снежники.

Мурунджинские озера на Домбае – это два удивительно красивых водоема, соединенных между собой небольшим ручьем. Находятся они в разломах гор. Из-за этого их называют каровыми. «Кар» – это трещина, образованная в скальной породе, как правило, очень глубокая. Муруджинские озера – именно такие ямы, заполненные водой.

Первое из них называют Голубым. Расположено оно на высоте в 2800 метров над уровнем моря. В диаметре достигает 500 метров. Глубина его около 52 метров. Туристы восхищаются удивительным ярко-голубым цветом воды. Те, кто хочет увидеть истинную красоту Голубого Муруджинского озера, поднимаются на небольшой горный склон неподалеку. На высоте 600 метров открывается фантастический вид на его гладь.

Второе озеро носит название Черное. Чтобы попасть к нему, необходимо пройти по ручью, вытекающему из Голубого. Идти нужно очень осторожно, ведь в этом месте нередко происходят камнепады. Водоем в несколько раз меньше первого, а также не такой глубокий. Если смотреть на оба басейна с соединяющего его ручья, то особенно ярко видна разница в оттенке их потоков.

Удивительное явление наблюдают люди, которые подойдут к Мурунджинским озерам на рассвете. Перед ними предстанут брокенские призраки. Это огромные тени, окруженные радужным сиянием. Появляются они из места, где соединяются два озера. Подобное явление возникает, когда солнечные лучи спроецированы на людей, стоящих между водоемов.

Муруджинские озера: как добраться?

Сразу стоит упомянуть, что путь к водоемам неблизкий и достаточно сложный. Маршрут на Мурунджинские озера преодолеть способны далеко не все, ведь он рассчитан минимум на 2 дня. Помимо этого, отправляться в путешествие рекомендуется только людям с хорошим уровнем физической подготовки. Им придется карабкаться по склонам, пересекать труднопроходимые участки. Понадобится и специальное снаряжение.

Чтобы добраться от поселка Теберда до Муруджинских озер, нужно сначала доехать на машине до указателя на тропу в долину Муруджу. От него предстоит преодолеть непростой, но очень живописный путь по рощам, лугам и каменистым склонам. От долины до озер дорога занимает 6-7 часов.

Читать еще:  Снеток

Также попасть к озерам можно и от поселка Домбай. Так как в горных тропах легко заплутать, рекомендуется идти в такой поход с проводником. Стоит помнить, что территория заповедная. Сюда допускают только при наличии разрешения от контролирующей организации. Поэтому, если вы решили отправиться летом в Домбай с намерением посетить озера, то позаботьтесь о получении пропуска заранее.

Ростов-Экстрим

Муруджинские озера, август 2016

Ansv 06 Авг 2016

При встрече с медведем главное – бежать быстрее товарища

flibukerk 06 Авг 2016

Есть несколько вопросов, которые не отражены в стартовом сообщении темы. В последовавших плюсадынах можно голову сломать, поэтому предлагаю Вове прочитать вопросы здесь, а дать ответы — путём редактирования стартового сообщения (и создания маленького сообщения в конце темы, чтобы апнуть тему).

1. Время и место сбора для отправки из Ростова-на-Дону.

2. Время и место прибытия в долину Теберды.

3. Время и место отправки из долины Теберды.

4. Время и место прибытия в Ростов-на-Дону.

5. Высота базового лагеря.

6. Наличие на месте базового лагеря деревьев/дров/сухостоя.

7. Наличие на месте базового лагеря источников питьевой воды.

Ansv 06 Авг 2016

Дима, давай я поясню по местности, а про организационные моменты ответит Вова.

5. Базовый лагерь логичен на высоте 2240м на орогр.левом берегу Уллу-Муруджу у начала подъема к Чёрному озеру.

Справочно – начало пути с высоты около 1440м, т.е. набор 800м. На примерно 8 км пути. Т.е. это довольно щадящий рельеф.

Но в шортиках ходить не надо. В субальпике есть колючки и немного борщевиков и крапивы.

Второй вариант базового лагеря – ваще тупо у большого камня в траве. Но это плохой вариант, т.к. потом еще реку переходить по бревнышкам.

Третий вариант – тоже на левом берегу, но чуть дальше по ходу рядом с березнячком.

Четвертый вариант – на правом берегу в березняке у ручья, но пройти от большого камня еще минут 15 вверх по долине. Ровных мест палаток на 5-6.

Думаю, вариант 1 и 3 позволят вместить сразу всю толпу.

6. Деревья – березняк. Разместить палатки под деревьями, скорее всего не удастся или удастся не всем. Про дрова вопрос логичен, но. ребята, это зона покоя заповедника. Там нельзя жечь костры. Да и находиться по идее тоже Но врать не буду – кострища там есть. и туристы жгут костры. Просто одно дело, когда это делает группа 3-4 человека, и другое – если вдруг вы решите замутить там пионерский костёр. От этого поступка хотелось бы предостеречь.

7. Рядом Уллу-Муруджу. Она вполне пригодная для питья. Если вдруг мутная или чем-то смущает – есть смысл пройти до ручья, описанного в варианте лагеря 4.

По поводу источников воды по пути до лагеря. Будет место(после 450м набора высоты), где Уллу-Муруджу возле тропы. Дальше еще несколько ручьёв и уже более пологий путь. Так что на первую половину подъёма запас воды лучше иметь.

Vulh 06 Авг 2016

Alexey65 06 Авг 2016

На самом деле, ночуя в прошлом году у большого камня в долине Улу-Муруджу, мы были морально готовы что ночью прийдет медведь, т.к. вокруг заросли малины истоптанные и помет.

Поэтому мы и берем с собой столько новичков.

Будем привязывать к дереву возле лагеря по одному каждую ночь.

Yuliya 07 Авг 2016

Ещё раз привет! Я новичок в этом деле это мой первый поход ,расскажите пожалуйста подробно ,что с собой брать и как отдать предоплату .

Надо тренироваться спать в спальнике и в ботинках, чтобы в походе не испытывать неудобство привыкания.

Yuliya 07 Авг 2016

ребят скажите пожалуйста ,а у кого-нибудь место будет свободное в палатке ,чтобы присоседиться ,или придётся палатку покупать (((( (так к сведению . не храплю и во сне не хожу . )

Alexey65 07 Авг 2016

Не нужно покупать. Хорошую легкую единичку или двойку ты не купишь. Они дорогие.

А декатлоновские палатки тяжелые. Ты ее тащить не сможешь.

На озера идет толпа матрасников. Место в чьей-нибудь палатке будет наверняка.

Вместо палатки купи себе сидушку на веревочке.

Этот совет относится ко всем начинающим.

В противном случае будете отдыхать на привалах стоя (как боевые кони в походе).

Список необходимого для новичков вывешивали?

Yuliya 07 Авг 2016

А декатлоновские палатки тяжелые. Ты ее тащить не сможешь.

На озера идет толпа матрасников. Место в чьей-нибудь палатке будет наверняка.

Вместо палатки купи себе сидушку на веревочке.

Этот совет относится ко всем начинающим.

В противном случае будете отдыхать на привалах стоя (как боевые кони в походе).

Список необходимого для новичков вывешивали?

John 07 Авг 2016

Кстати! Список необходимого для новичков вывешивали?

Для всех новичков создал тему “Что брать в поход?” – читайте и собирайтесь! http://www.rostov-ex. v-pokhod-otvet/

наблюдатель 08 Авг 2016

Alexey65 08 Авг 2016

Всех расселим по палаткам и все вопросы освещу, когда время придет! Имейте терпение!

Анекдот тебе в помощь!

Девушка собирает рюкзак в поход.

= Стринги, стринги, еще стринги.

-Доченька, а палатка, спальник?

-Будут стринги, будут и палатка и спальник.

AVC 08 Авг 2016

фил 08 Авг 2016

Стоит новой девушке задать вопрос, как тема прям ожила, и советы, и шутки)))

Дааааа,старый сказочник ожил.

AVC 08 Авг 2016

Кстати, мы с Наташей тоже ищем к кому заселиться)

Alexey65 08 Авг 2016

Стоит новой девушке задать вопрос, как тема прям ожила, и советы, и шутки)))

(мечтательно) Девушки это хорошо.

фил 08 Авг 2016

Кстати, мы с Наташей тоже ищем к кому заселиться)

У Алексея Николаевича самая большая палатка.

О! Уже реклама покатила!

Alexey65 09 Авг 2016

Для тех, у кого нет спальников, сообщаю, что в Триале Фритаймовские Кондор 3000 можно со скидкой взять за 2100.. Очень теплый и легкий спальник с капюшоном. Если нет карточки, могу дать.

Will7676 10 Авг 2016

Предлагаю прогуляться к Муруджинским озерам на 3 августовских дня.
Долина Уллу-Муруджу является закрытой зоной покоя Тебердинского заповедника, поэтому посещение платное и составит 1т.р. на человека за 3 дня!
1 день – идем по долине, набор первые 2 км около 400м, потом почти по ровному 10км, ставим лагерь.
2 день – идем радиально налегке к Черному и Голубому озерам, высота озера 2840м (набор около 700м), ну и чуть выше на перевал между озерами.
3 день – можно сходить на другие озера чуть поменьше на северо-восток, и возвращаемся обратно.
По расходам: плюс к посещению заповедника – транспорт и ваше личное питание. Раскладки и снаряжение, как всегда личные или по-договоренности между палатками.
Буду брать предоплату при наличие полной группы (от 15 человек), т.к. надо заранее договорится с заповедником и транспортом.

Записываемся:

15. Tofsla
16. Татьяна
17. Татьяна+1

День добрый! Очень хочу ухать в горы на пару дней. Можете взять с собой? Авто есть если чего.

наблюдатель 10 Авг 2016

места есть! пиши в личку мне!

Romiros 10 Авг 2016

не меняется цифра?

Ansv 10 Авг 2016

Рома, это из разных опер

В зону покоя вообще нет доступа

Romiros 10 Авг 2016

короткими перебежками, от березы к березе))

наблюдатель 10 Авг 2016

короткими перебежками, от березы к березе))

хочешь попробовать?

Есть еще 2-3 места!

И всем, кто едет в общем транспорте, пришлите мне в личку или в ВК, данные для списка водителю!

ФИО полностью, дата и год рождения, серия и № паспорта, адрес прописки.

John 13 Авг 2016

Вова, озвучь датывремя!

1. Время и место сбора для отправки из Ростова-на-Дону. 2. Время и место прибытия в долину Теберды. 3. Время и место отправки из долины Теберды. 4. Время и место прибытия в Ростов-на-Дону.

наблюдатель 13 Авг 2016

Сбор и отъезд в 22часа 18авг с Ворошиловский/Социалка (у ВТБ-24)

Прибытие на место примерно к 8 утра. в автобус с собой взять перекус и воду. будет пара остановок на заправках

лишние вещи можно оставить в автобусе

С утра быть готовыми оперативно взять рюкзак и выйти на маршрут! через 1-2 км в удобном месте остановимся и позавтракаем, и прочие дела сделаем

Обратно предположительно в 17-18часов 21авг, соответственно в Ростове в 2-3ночи 22авг.

И паспорта все берем – не забываем.

Alexey65 13 Авг 2016

И еще характеристику от соседей по дому не забудьте!