Нея

Не́я — город в Костромской области Российской Федерации, административный центр муниципального района Город Нея и Нейский район. Город расположен на правом берегу реки Нея, в 237 км от Костромы. Население — 9827 жителей (перепись 2010) [1] .

Нея — административный центр и единственный населённый пункт городского поселения город Нея [2] .

Содержание

Физико-географическая характеристика

Часовой пояс

Нея и Костромская область, как и соседние области, относится к московскому часовому поясу (Moscow Time Zone, MSK/MSD). Смещение относительно Всемирного координированного времени UTC составляет +4:00 (MSD).

Населённый пункт возник как посёлок при железнодорожной станции Нея [3] на линии Вологда — Вятка (открыта в 1906 году). Название станции — по близлежащей реке. Ранее, в 1905 году здесь был открыт деревообрабатывающий завод англичанина Оскара Стевеня. [4]

20 сентября 1926 года населённый пункт получил статус рабочего посёлка, а в апреле 1929 года был образован Нейский район, административным центром которого и стал посёлок Нея. В 1958 году указом Президиума ВС РСФСР последний был преобразован в город областного подчинения. [4]

При образовании муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» город Нея вошёл в состав муниципального района «город Нея и Нейский район», став центром и единственным населённым пунктом городского поселения «город Нея» [2] . С точки зрения административно-территориального устройства по-прежнему является городом областного подчинения и не входит в состав Нейского района.

В городе расположен целый ряд промышленных предприятий, ныне не функционирующих: лесозавод, завод «Музлесдрев», леспромхоз, авторемонтный завод, маслосыродельный завод, льнозавод, швейная фабрика, птицефабрика, кирпичный завод. Действующая промышленность представлена лесообработкой (пилорамы), хлебным производством, типографией.

В конце 1990-х годов администрация Костромской области вернулась к идее построить в городе Нея огромный целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК). Идею одобрили в Минпромнауки РФ, а в декабре 2003 года целесообразность строительства Нейского ЦБК была официально признана Правительством РФ. В 2006 году был найден инвестор — финский концерн Ruukki (до 2004 года — Rautaruukki Corporation), настоявший на переносе проекта из Неи в город Мантурово.

Мобильную телефонную связь в городе обеспечивают операторы МТС, «БиЛайн», «МегаФон» и «Tele2».

Автобусным сообщением Нея связана с Костромой (два рейса туда и обратно ежедневно на июнь 2012 года). Железнодорожным сообщением по Транссибирской магистрали Нея связана с городами Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также с Москвой и Санкт-Петербургом. Через город проходит строящаяся федеральная трасса «Екатеринбург – Санкт-Петербург ».Имеется объездная дорога.

В городе представлено три автобусных маршрута. Основой парка являются микроавтобусы «Газель» и автобусы малой вместимости ПАЗ-3205.

Образование в городе представлено четырьмя детскими садами, двумя средними общеобразовательными школами , одной основной общеобразовательной школой и професионнальным училищем. Действуют станция юных техников, детско-юношеская спортивная школа, музыкальная и художественная школы [5] . Издаётся местная газета «Нейские вести».

Читать еще:  Озеро Окуневое (Щучье) - платные водоемы

В городе действует краеведческий музей [6] , районная больница. В центре Неи расположен памятник природы — парк.

В Неё имеется православная церковь Спиридона Тримифунтского (построена в 2003—2006 годах) [7] .

История города Нея. С чего всё начиналось.

Храм во имя святителя Спиридона епископа Тримифунтского в Нее

История города Неи начинается со строительства железнодорожной станции Нея. До 1900 года на месте города Неи стояла вековая тайга, сюда не ступала нога человека.

Лес — богатство Костромского края, который давно привлекал к себе взоры промышленников России. Когда было отменено крепостное право, помещики, лишившись доходов с крестьян, стали широко эксплуатировать свои леса. Началась хищническая вырубка их в основном вдоль рек, так как реки служили путями вывоза леса. Лесные же массивы в междуречье оставались нетронутыми.

Сложившаяся к концу 19 века внешнеполитическая обстановка на Дальнем Востоке и развитие торгово-производственных связей центра России с Сибирью поставили вопрос о строительстве железной дороги, которая связала бы центр России с Сибирью.

Первоначальный проект дороги предусматривал её прокладку из Вологды через Солигалич, Кологрив на Вятку. Но видный царедворец Сипягин, имевший большое влияние в Петербурге и владевший огромными дачами под городом Буем, заинтересованный в продаже своего леса, добился изменения трассы дороги, и она прошла через Буй, Галич, Вятку.

Общее направление железной дороги совпадало с древним торговым трактом, связывавшим когда-то центр России с Сибирью. По территории Нейского района этот тракт проходил из Парфеньева через Солтаново, Николо-Торжок на город Унжу.

Камни-валуны в Нее.

Строительство дороги началось в 1903 году. Тысячи рабочих, привезённых из Тамбовской, Казанской, Минской губерний, в неимоверно тяжёлых условиях строили дорогу. Вооружённые примитивными средствами механизации — тачками, грабарками, живя в землянках и бараках, построенных вдоль дороги, они работали здесь среди лесов и болот. Стихи Н.А. Некрасова и картины художника К.А. Савицкого могут дать представление о тех тяжёлых условиях, в которых жили и работали строители железной дороги. Несмотря на трудности, темп строительства дороги был высоким. В конце 1905 года пошли первые товарные поезда. В 1906 году дорога была построена, и с декабря 1906 года по ней открылось регулярное движение поездов. Пропускная способность её была 18 поездов в сутки.

Через 100–120 километров располагались большие станции (Буй, Николо-Полома, Шарья, Свеча и другие), служившие пунктами технического обслуживания: здесь происходила смена бригад, менялись паровозы и прочее, — а между ними были построены разъезды и полустанки. К числу таких полустанков относилась и Нея.

Место для станции было выбрано в 2,5 километрах от реки Неи, среди лесов и полей деревни Дорофеево, и этот выбор места был продиктован топографическими условиями и градостроительными требованиями. Тогда уже проектировщики предусмотрели, что пристанционный посёлок будет расширяться в сторону реки Неи.

Типовое деревянное здание вокзала, несколько домов и небольшой пакгауз составляли станцию. Вдоль железной дороги было построено много лесопильных заводов (у станции Лопарево, Николо-Поломы, Неи, Мантурова и других), и началась усиленная вывозка леса.

Читать еще:  Жареный голец - рыбные рецепты

Сразу же сюда, в Нею, из Москвы стали приезжать купцы и лесопромышленники. Первыми приехали четыре брата Свешниковы. Они скупили 1100 десятин земли под лесом и занялись его рубкой и трелёвкой.

С постройкой железной дороги англичанин по фамилии Стивени купил земли сто десятин под лесом, построил первый на территории будущего города Неи завод для переработки древесины. Этот завод сейчас называют «лесозаводом № 8» (лесозавод Нейского леспромхоза). К 1911 году в Нее на берегу реки был построен ещё один лесопильный завод — завод «Музлесдрев». Два лесопильных завода имели 6 лесопильных рам, производивших в год 18 888 кубических метров пиломатериалов.

Вокзал в Нее. Фото 2007 года.

Многие годы Нея имела статус поселка. Удобное географическое положение поселка (река Нея, железная дорога, лесные богатства) способствовало развитию в нем лесопильной и деревообрабатывающей промышленности. Кроме этого, получило развитие производство на базе переработки местного сырья: льна, картофеля, продуктов животноводства.
Наряду с посёлками при железной дороге и заводами в состав будущего города вошёл ряд деревень — Осташево, Максаково, Лаврово, Ивановское, Борисово. Ближайшей к станции была деревня Дорофеево, полученная окольничим М.М. Салтыковым в составе Коткишевской волости за оборону Москвы от поляков в 1628 году. В конце 17 столетия в качестве приданого за его внучкой она перешла в руки М.П. Римского-Корсакова и позже оставалась в собственности этого рода. В 1926 году сросшиеся между собой поселения были административно объединены в один посёлок, который в 1929 году стал центром Нейского района.

В 20-30 годы 20 века Нея входила в состав Иваново-Вознесенской губернии Ивановской промышленной области, Ярославской области. С 1944 года – в составе Костромской области.

В годы Великой Отечественной войны в Нее находилась военная база, которая выполняла задачу по обеспечению войск артиллерийскими боеприпасами. На фронт отправлено 387 эшелонов боевого имущества. В 1941 году в Нее действовал эвакуационный госпиталь.

Станция Нея выделялась своим грузооборотом среди других станций. За год она отправляла до 400 тысяч тонн грузов, в основном лесоматериалов. Таким образом, город Нея возник на базе лесного посёлка, со временем ставшего одним из центров лесопиления в Костромской области. Он известен и как станция Вологодско-Вятской железной дороги. С каждым годом он рос и расширялся, увеличивалось количество населения. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 28 февраля 1958 года рабочий посёлок Нея преобразован в город.

В 1967 году в городе Нее построена средняя школа №1.

В 1987 году открыта станция юных техников, а в 1989 году – краеведческий музей.

В 2007 году на строящемся Свято-Спиридоновском храме установлен и освящён купол с крестом.

Численность населения города Нея Костромской области

Диаграмма изменения численности населения города Нея с 1959 по 2013 годы.

Читать еще:  Ловля на болонскую удочку

Город Нея занимает восьмое место среди населенных пунктов Костромской области по численности населения. В Нее сейчас проживает немногим более 9 тысяч жителей. Наибольшее количество проживающих насчитывалось в городе в конце 60-х – начале 70-х годов 20 века. Начиная с начала 90-х годов 20 века, наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности населения. Так, за последние 25 лет количество жителей Неи сократилось практически на треть. По темпам убыли населения за последние годы город Нея занимает одно из первых мест в Костромской области.

Город Нея возник на базе железнодорожной станции, построенной вблизи пересечения железной дороги с рекой Неей. Развитие торгово-производственных связей центра России с Сибирью и осложнившаяся к концу XIX века внешнеполитическая обстановка на Дальнем Востоке сделали необходимым строительство железной дороги от центра России на Дальний Восток. По первоначальному проекту дорога должна была пройти из Петербурга через Вологду, Солигалич, Кологрив на Вятку, но видный царедворец Сипягин, имевший большое влияние в Петербурге и владевший огромными лесами под городом Буем, заинтересованный в продаже леса, добился изменения трассы дороги, и она пошла через Буй, Галич, Николо-Полому.

Древний гужевой тракт проходил через Парфеньев, Солтаново, Никола-Торжок и Унжу, где выходил на Старо-Вятский тракт.

В 1903 г. началось строительство железной дороги. Несмотря на примитивные средства механизации, темп строительства железной дороги был очень высок. В 1906 г. дорога была построена, и в декабре открылось движение. На линии через 100—120 км располагались большие веерные станции: Буй, Никола-Полома, Шарья, Свеча и др. Впрочем, об этом уже сказано в своем месте. Нея, названная по имени реки, сначала была полустанком. Центр нынешнего города — бывшая деревня Дорофеево.

Вдоль железной дороги было построено несколько лесопильных заводов, и началась усиленная вывозка леса и пиломатериалов. В 1901 г. и 1911 г. на берегу Неи возникло еще два лесопильных завода, имевших шесть лесопильных рам и производивших в год 18000 кубометров пиломатериалов. Большинство их шло на экспорт.

Деревня Дорофеево упоминается в 1628 г. в составе Коткишевской волости, когда деревню вместе с другими получил за оборону Москвы от поляков окольничий М.М.Салтыков. Потом за клевету на невесту царя Михаила Федоровича Марью Хлопову он был выслан в свою Коткишевскую вотчину. Позже Дорофеево перешло к сыну М.М.Салтыкова Петру Михайловичу — начальнику Малороссийского приказа, а от него к его сыну Федору Петровичу Салтыкову, который был убит стрельцами в мятеж в 1682 г. Коткишевская вотчина еще до смерти Федора Петровича была дана в приданое дочери Аграфене Федоровне и перешла князю О.И.Щербатову. От Щербатова Дорофеево перешло к М.П.Римскому-Корсакову вместе с дочерью Щербатова.

В 1910 г. в Дорофееве было 28 крестьянских дворов. На реке Номже стояла мельница.

Россия, Костромская область, Нея на карте

Источники:

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/8587
http://xn—-dtbfccaqgkavuda3aihdp.xn--p1ai/%D0%BD%D0%B5%D1%8F-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4/
http://kostromka.ru/belorukov/derevni/neya/223.php

Ссылка на основную публикацию