Нязя — место для рыбака

Самые рыбные места в Челябинской области

Южнее Уральских гор расположилась Челябинская область среди долин, столицей которой является город Челябинск. Но в регионе не только красивая природа, но и множество замечательных водоемов с чистой водой и большой рыбой.

Обилие водоемов, подходящих для рыбалки, всегда привлекает не только туристов, но и местных жителей, предпочитающих посидеть на берегу водоема с удочкой в руках. В области найдется занятие для приверженцев рыбалки на любые снасти, включая фидер, поплавок, донку и спиннинг.

Какая рыба водится в Челябинской области

Рыбы на Урале очень много, и Челябинская область не исключение. Разная рыба водится в местных водоемах. Особо удачливым рыбакам удается поймать редких экземпляров, а вот от трофейного улова никто не застрахован, даже новичок. В местных реках и озерах водится:

  • Голец;
  • Вьюн;
  • Щиповка;
  • Белый амур;
  • Верховка;
  • Голавль;
  • Гольян;
  • Густера;
  • Елец;
  • Жерех;
  • Карась;
  • Красноперка;
  • Лещ;
  • Линь;
  • Плотва;
  • Пескарь;
  • Карп;
  • Толстолобик;
  • Уклейка;
  • Корюшка;
  • Таймень;
  • Форель;
  • Сиг;
  • Окунь;
  • Судак;
  • Щука;
  • Налим.

Как видите, рыба самая разная, поэтому и снасти нужно выбирать соответствующие. Регион славится своей рыбалкой на тайменя, речного гиганта мечтают поймать все рыбаки. Но его размеры порой бывают очень большими, поэтому снасти нужно выбирать мощные.

Карта рыбных мест

250 кг рыбы за 1 рыбалку

Задержанные браконьеры рассказали секрет своего успеха для хорошего клёва. Рыбинспекторов так удивило отсутствие у них браконьерского снаряжения.

Первое место, куда следует отправляться на рыбалку — это река Миасс. Ниже по течению располагается множество отличных водоемов, которые отлично подходят для рыбалки. Равнинные и горные водоемы Челябинска могут принести отличный трофей.

Бесплатных и платных мест для рыбалки в области более чем достаточно. Рыболовных и туристических баз на территории области очень много.

На реках Нязя и Наим отлично ловится судак, щука, лещ, хариус и елец, реже попадается форель. Рыбы в реках очень много, это и привлекает рыбаков. На берегах рек можно отлично отдохнуть и порыбачить воспользовавшись услугами платной и бесплатной рыбалки.

Нязепетровское водохранилище очень большой искусственный водоем, расположенный на реке Уфа. После возведения дамбы река вышла из берегов и затопила несколько небольших речушек, а на их месте образовался новый и большой водоем.

Во множестве рыбацких легенд и рассказов о поимке гигантской рыбы упоминается озеро Чебаркуль. На озере очень много щуки, которую местные рыбаки ловят на разные снасти, в том числе и на живца. Но помимо зубастой хищницы в водоеме много другой рыбы.

Отличное озеро Сугояк, которое находится неподалеку от Челябинска, привлекает рыбаков. Большое количество рыболовных хозяйств на берегу водоема могут свидетельствовать только об одном — рыбы здесь действительно много. Это отличное место для рыбалки в любое время года.

Чаще всего на озере попадается щука, сиг, лещ и плотва, а также очень много другой рыбы.

Троицкое водохранилище находится в 150 километрах от Челябинска и часто привлекает к себе рыбаков. Карп, толстолобик и белый амур, который искусственно был запущен в водоем нередко радует местных рыбаков. Рыба в водохранилище действительно большая.

Местные рыбаки любят ловить сома, который достигает рекордных размеров. В зимний период водохранилище не полностью покрывается льдом, лишь его небольшая часть сковывается ледовым покровом. Ловить можно с лодки или с берега.

Бесплатные места для рыбалки в Челябинской области

Большое и красивое озеро Агашкуль в отлично подходит для Челябинской области. Особого внимания заслуживает местная рыбалка на крупного карпа, которого ловят с помощью фидерных снастей. Из хищных рыб в водоеме преобладает щука, реже попадается окунь. Любители поплавочной рыбалки часто ловят плотву средних размеров.

Местные и приезжие рыбаки часто останавливаются на озере Азбай. Их цель — поимка крупного карася, которого здесь достаточно. Ловят рыбу с использованием поплавочных и донных снастей. Очень часто в прилове рыбаков попадается плотва, а на червя и воблеры ловится окунь.

На берегах озера Аракуль можно увидеть очень многих рыбаков. И это вполне оправданно. В водоеме рыбы очень много и она разнообразна. Чаще всего рыбакам удается поймать пелядь, рипуса, сига, щуку, леща и окуня.

Отличным местом для рыбалки является Еловое озеро. Суда местные рыбаки отправляются с целью поимки крупного леща, а любители ловли на спиннинг желают поймать крупную щуку и мелкого окуня. Очень часто попадается и крупный лещ. Нередко ловится плотва и сиг.

250 кг рыбы за 1 рыбалку

Задержанные браконьеры рассказали секрет своего успеха для хорошего клёва. Рыбинспекторов так удивило отсутствие у них браконьерского снаряжения.

Читать еще:  Правый Хинган - место для рыбака

Озёрный край • Нязепетровск • Координаты: 56°6′18″N 59°36′15″E

Исток реки расположен на западных склонах Уфалейского хребта, рядом с горой Сокол, в 5 километрах от деревни Кенчурка в Полевском районе Свердловской области. Длина быстрой и холодной речки Нязя – 53 километра. Ширина русла от 10 до 20 метров, а глубина небольшая, до полутора метров. Большую часть своего пути река течет по глухой тайге, где нет ни одного населенного пункта. Лишь к концу своего пути Нязя входит в город Нязепетровск (с севера). Нязя впадает в Уфу в районе улицы Кооперативная, в одном километре от Нязепетровского водохранилища.

Основные притоки — Малая Нязя (44 км), Безымянка (41 км), Кенчурка (40 км), Большой Аюш (38 км), Сангра (26 км), Маниска (23 км), Большая Каменка (14 км) и Харпанова (11 км).

Река Нязя расположена на западном склоне южной части Уральских гор. Возвышенные массивы и увалы имеют плавные очертания вершин и склонов. Берега реки усыпаны крутыми склонами, подъем которых превышает 30°.

Река Нязя дала начало самому городу Нязепетровску — в 1747 году на её берегу заводчиком Петром Осокиным был построен железоделательный и чугунолитейный завод. Сразу же был создан искусственный пруд, вода из которого использовалась для нужд завода. В том же году при заводе был основан поселок, который позднее вырос в город Нязепетровск.

Река Нязя нашла отражение и в геральдике Нязепетровска: голубой крест на гербе города символизирует слияние рек Нязя и Уфа, на котором расположен современный Нязепетровск.

Топонимика

Толкование названия реки неоднозначно и единого мнения по поводу его происхождения нет. В источниках ХVIII в. оно упоминается в форме Наза, Нязя, Наза-Илга. По одной из версий гидроним происходит от башкирского диалектного слова «назы»«ель», «еловая», т. е. «река (елга), где растут ели». Ель — одно из самых распространенных деревьев Нязепетровского района. А на въезде в город Нязепетровск находится реликтовый ельник — ботанический памятник природы. Даже на гербе Нязепетровска изображена ель.

Другая версия толкования связана с башкирским именем Наза, с которым может сближаться происхождение названия реки. По легенде Наза — это имя башкирской девушки, утопившейся в реке из-за неразделенной любви (по другим данным, из-за того, что не могла быть вместе с любимым). Также есть предположение, что это заимствованный угро-финский топоним. Возможно, отсюда произошло и название Назямских гор (Назминского хребта), которые расположены в районе Златоуста.

Река Нязя в свою очередь дала имя городу Нязепетровску (Нязя — название реки, Петр — имя основателя города).

Отдых на реке Нязя

На реке нет организованных мест отдыха и туризма. Верховья реки привлекут тех, кто любит дикий отдых в тайге, в уединении. Никакой цивилизации, только густые леса и холмы. Эти места хорошо подходят для любителей охоты.

В самом Нязепетровске можно посетить Нязепетровский музей, парк отдыха на берегу городского пруда, церковь Петра и Павла середины XIX века. Недалеко от въезда в Нязепетровск, в поселке Новая Уфа находится Уфимский целебный источник.

Немало природных достопримечательностей в окрестностях Нязепетровска. Летом туристам предлагают водные сплавы по реке Уфе с остановками в живописных местах природы, знакомством с природными памятниками. Для любителей конных прогулок и пеших походов есть маршруты до Шемахинских пещер и Шигирского (Азяш-Уфимского) завода. Зимой популярны лыжные прогулки и катание на снегоходах.

Рыбалка на реке Нязя

Рыбалка на реке бесплатная. Рыбачит, преимущественно, местное население. Здесь водятся елец и голавль, а также занесенный в Красную книгу хариус. Его вылов запрещен законом, поэтому «случайную добычу» придется отпустить, так как за рыбаками тщательно следит рыбнадзор.

Как доехать до реки Нязя

Из Челябинска до реки Нязя можно добраться двумя путями:

Первый путь ведет по дороге Челябинск — Екатеринбург. Не доезжая Тюбука, будет поворот на Касли, оттуда нужно будет повернуть в Верхний Уфалей, где при въезде стоит указатель — Нязепетровск. Многие туристы, кто бывал там раньше, рекомендуют здесь не поворачивать. По их словам лучше ехать через город, потому как качество дорожного покрытия оставляет желать лучшего. Далее ехать в Нязепетровск, где можете продолжить свой путь по реке.

Второй путь ведёт через Аргаяш — Кыштым — Касли — Верхний Уфалей — Нязепетровск.

К верховьям (севернее Нязепетровска) можно добраться только на внедорожнике.

Нязя — место для рыбака

Изучая историю Древней Руси, нетрудно заметить, что в жизни славян рыболовство занимало не менее важное место, чем земледелие и охота. И это понятно: люди подсознательно стремились рыбой восполнить нехватку в питании животного белка. Могут спросить: зачем нужна была рыба, разве недостаточно было мяса диких животных, добытых на охоте? Дело в том, что в те далекие времена охота была занятием нелегким, зачастую опасным, требовавшим дальних переходов, иногда и постоянной кочевки. А рыбу можно было ловить вблизи от дома. Рыболовство было ближе к оседлой жизни и служило подспорьем хлебопашеству и охоте.

Читать еще:  Рыбалка в Машкино

Кочевники-скотоводы особой потребности в рыбе как в источнике белка не испытывали, да и образ их жизни не способствовал развитию рыбного промысла. Вот почему в первом тысячелетии нашей эры на юге европейской части нашей страны, с ее разноплеменным кочевым населением, рыболовство развивалось слабо. Правда, случались времена, когда степняки-кочевники вынуждены были заниматься ловлей рыбы. Например, по свидетельству Ипатьевской летописи, половецкий хан Сарчак, разгромленный Владимиром Мономахом, отступив в Придонские степи, «рыбою оживши». Скорее всего, в результате поражения хан лишился большей части скота и поэтому принужден был перейти на рыбную диету.

Небезынтересно вспомнить о греческих колониях на побережье Черного и Азовского морей. Здесь рыболовство было одним из важнейших промыслов. В развалинах Херсонеса, Оливии, Фанагории до сих пор сохранились остатки каменных ванн для засолки рыбы. Чеканные изображения головы осетра по количеству конкурируют с профилями римских императоров и скифских царей на монетах из курганов Северного Причерноморья. Это говорит о хозяйственной ценности осетровых даже в античные времена.

По свидетельству арабских путешественников, в VIII—IX веках в низовьях Дона возникли поселения славян, занимавшихся как земледелием, так и рыболовством. Славяне из Центральной Европы расселялись не только в южном направлении; на востоке они дошли до междуречья Волги и Оки, на севере и северо-западе — до земель, где обитали финно-угорские племена, для которых охота и рыбная ловля были основным занятием.

Из летописей и иностранных литературных источников того времени известно, что у древних славян, расселявшихся на восток по Русской равнине, рыба была таким же ходовым объектом торговли, как меха и мед. Самые древние списки летописей упоминают в этой связи лосося, линя, щуку, осетра, угря, окуня, а из орудий лова — сети, невода, уду, мережи. Видный русский ученый-ихтиолог К. М. Бэр отмечал, что славяне заслуженно пользовались славой искусных и отважных рыбаков.

На Руси рыба издревле была одним из любимых и ценимых продуктов питания. На столе наших предков всех сословий рыбным блюдам принадлежало почетное место. В начале X века легендарный князь Олег покорил Царьград и в переговорах с греческими царями выдвинул, по свидетельству «Повести временных лет», среди прочих такое условие: «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут довольствие на 6 месяцев: хлеба, вина, мяса, рыбы, плодов». Как видим, и в контрибуции не обошлось без рыбы.

Принятие на Руси христианства и введение в жизненный уклад постов, возникновение многочисленных монастырей способствовали увеличению потребности в рыбе и дали заметный толчок развитию рыбного промысла. Со временем в нем появились элементы профессиональной направленности. Рыболовецкие артели — ватаги — отправлялись на промысел не только к устьям рек и отдаленным озерам, богатым рыбой, — некоторые доходили даже до побережья Ледовитого океана.

По-видимому, первыми крупными рыболовными угодьями на Руси были озера Чудское, Ладожское, Ильмень, среднее течение Днепра. Позднее центр рыбного промысла переместился в Новгород и Псков. В X веке между новгородцами и варягами был заключен договор о разграничении северных рыбных и звериных промыслов.

В ту пору право владения водоемами и рыбными ловлями (то есть наиболее удобными для промысла участками рек и озер) обычно распространялось и на прилегающую прибрежную территорию. Однако и водоемы, и рыбные угодья могли быть переданы (без земли) другим лицам во временное или бессрочное пользование посредством продажи, завещания или дарственной записи. Как свидетельствуют исторические документы, рыбными ловлями владели высокопоставленные светские и духовные лица, монастыри, а иногда и люди низших сословий. Были, однако, и такие участки, которые ни в чьем владении не состояли и где дозволялось промышлять любому желающему.

Выборным князьям новгородцы давали особые договорные грамоты на право пользования рыбными ловлями. Вообще же, в своих исконных вотчинах князья закрепляли за собой самые богатые рыбой водоемы. Рыбу для князя ловили специальные ловцы, обязанные поставлять к княжескому столу определенное количество той или иной рыбы. По сравнению с остальной челядью ловцы, как и охотники, пользовались некоторыми привилегиями.

Купцы, бояре, зажиточные крестьяне, владевшие промыслами, часто прибегали к услугам наемных ловцов. Иногда рыбными ловлями владели сообща, и каждый из компаньонов имел право распоряжаться своей долей улова по собственному усмотрению.

Монастырям рыбные ловли доставались обыкновенно в дар от князей или бояр. Впрочем, нередко святые отцы оформляли на угодья купчую и платили за них сполна. Монахи и сами занимались промыслом и привлекали к этому монастырских крестьян. В монастырских уставных грамотах среди прочих повинностей, налагаемых на крестьян, упоминается и обязанность «ез бить и рыболовные снасти исправлять». Езом называли частокол или плетень, устанавливаемый поперек реки для того, чтобы преградить рыбе путь, сконцентрировать ее в одном месте и выловить. Чаще всего езом перекрывали реку от берега до берега; заграждение во всю ширину именовалось заезком.

Читать еще:  Маловское озеро

Стόит несколько подробнее остановиться на тех способах ловли, которые были распространены на Руси в средние века.

Удочка тогда не была в почете. И это понятно: рыболовство, как и в более ранние времена, оставалось промыслом, обеспечивающим средства к существованию. Никаких законов, охраняющих рыбные богатства, не было, и ловля велась, на наш нынешний взгляд, хищническими, варварскими способами. Ловца заботило лишь одно: взять рыбы как можно больше — от этого зависело благополучие его и семьи. Удочка могла сгодиться только для отдыха и развлечения, но многочисленному неимущему люду было не до того, а русская знать, которая в состоянии была позволить себе такую «блажь», почему-то всегда предпочитала охоту рыбной ловле, считая последнюю занятием недостойным, плебейским. В то же время в Западной Европе, особенно в Англии, ужение было весьма популярно среди феодальной аристократии.

Вернемся, однако, к промысловым способам ловли. Как уже отмечалось, широкое распространение получили езы (заколы, учуги), где рыбу, собравшуюся у изгороди, цепляли баграми, били острогами, вылавливали неводами. Постановка еза требовала усилий сотен людей. Ставили его весной, а зимой убирали. Крестьян, занятых на «езовой службе», даже освобождали порой от других повинностей.

О том, насколько внушительным сооружением был ез, можно судить по такой записи: «А в том езу двадцать восемь козлов, а входило в тот ез лесу большого на козлы восемьдесят дерев семи сажен, да на грузила и на суповатики среднего лесу девяносто дерев семи сажен, да на переклады к навалу сто двадцать дерев двенадцати сажен, а в клетки выходило семьдесят бревен дву сажен, а мелкого лесу на задовы тысяча четыреста пятьдесят жердей».

О добычливости езовой ловли не сохранилось свидетельств. Известно только, что езовый оброк великому князю составлял, помимо прочей рыбы, несколько десятков осетров и несколько пудов черной икры. А ведь, кроме великокняжеского, были и другие оброки, да и ловцы тоже имели свою долю рыбы.

На малых речках и ручьях население ловило рыбу для собственных нужд всевозможными ловушками, сплетенными из прутьев, — вершами, мордами, вандами. На озерах и больших реках пользовались неводами. По мнению К. М. Бэра, в Европе невод был впервые применен славянами, а затем уже от них заимствован другими народами. Точное время появления невода установить по историческим документам невозможно, «но нельзя сомневаться в том, — пишет Бэр, — что он существует уже несколько веков, именно с тех пор, как производится лов снетка в пресных водах».

О снетке уместно сказать несколько слов. Эта маленькая (до 10 сантиметров), внешне непримечательная рыбка представляет собой озерную форму широко распространенной в северном бассейне корюшки, которая, в свою очередь, родственна лососям и сигам. Испокон веку население северо-западной части страны испытывало пристрастие к снетку. В благоприятные годы снетка ловили тысячами пудов. Чистки, потрошения он не требует. Его сушили и запасали впрок — он хорош и в супе, и в пирогах.

И сегодня знающий в этом толк человек не упустит возможности при случае прикупить снетка, свежего ли, сушеного ли.

Так вот, как полагает К. М. Бэр, до изобретения невода крупную рыбу в озерах ловили преимущественно объячеивающими сетями. Сети, по всей видимости, применяли как ставные (то есть устанавливаемые на одном месте), так и плавные (протягиваемые в толще воды). И в том, и в другом случае принцип лова был один: рыба определенных размеров запутывалась в ячеях сети — объячеивалась. Когда же наши древние соотечественники обратили внимание на снетка, оказалось, что сети для его промысла не годятся: нельзя было допустить, чтобы крохотная, нежная рыбка запутывалась в ячеях — попробуй ее потом оттуда выпутать! Тогда-то, вероятно, и появились отцеживающие орудия лова — невода, у которых ячеи настолько малы, что даже снеток в них не запутывался. Принцип работы у невода тот же, что у решета: он отцеживает все, что крупнее ячеи.

Невода могли быть и небольшими, типа волокуши, бредня, и громадными — до нескольких сот метров, с мелкой ячеей и с крупной. В период становления Киевской Руси и Псковско-Новгородского княжества неводной лов был широко распространен как наиболее эффективный способ рыбного промысла.

В силу высокой добычливости и сравнительно небольшой трудоемкости неводной лов нашел признание и в соседствующих с Русью землях, однако там применение его было ограничено. Как пишет русский ихтиолог В. И. Вешняков, «славянский невод. разрешался во владениях Тевтонского ордена лишь по особым привилегиям».

ПУБЛИКАЦИЯ: Мосияш С. Рыболовство в Древней Руси // Рыболов. Двухмесячное приложение к журналу «Рыбоводство». Январь-февраль, № 1 М., 1986. С. 55‑58.

Источники:

http://fishermanblog.ru/samye-rybnye-mesta-v-chelyabinskoy-oblasti.html
http://www.xn--74-6kca2cwbo.xn--p1ai/nature/rivers/nyazya_reka/
http://histfishing.ru/biblio/rybprom/mosiyash-s-rybolovstvo-v-drevnej-rusi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector