Озеро Кальджин-Коль-Бас – место для рыбака

Обсуждения

Маршрут: Три озера: Кальджинколь, Алахинское и Коксу.

8 сообщений

Длительность тура: 23 дня.
Автомобильная часть: 4 дня, 1740 км.
Конная часть: 19 дней, 350 км.
Стоимость: 47500 руб
Даты заездов:
1.07.18 – 23.07.18
19.07.18 – 10.08.18
8.08.18 – 31.10.18

Этот эксклюзивный, новый экстремальный маршрут соединяет в себе 3 разных озера, словно 3 разных мира. Вас ждет долгий отрыв от цивилизации, позволяющий побыть наедине с собой и многое переосмыслить, и много-много гор, причем разных – от старых и поросшим тайгой до неприступных вздыбленных нагромождений скал. Нитка маршрута пролегает через три крупных, живописных и не похожих друг на друга высокогорных озера – Кальджинколь, Алахинское и Коксу. Мы совершим путешествие по сакральному и дышащему древностью плоскогорью Укок, где расположено озеро Кальджинколь. Затем минуем заброшенный советский рудник Чиндагатуйский с развалинами паровой электростанции, которые мы также посетим. Последнее большое озеро на нашем пути – Коксу – это апофеоз зрелищности и великолепия горной природы. Путь до него – это рай для фотографа и восторг для глаз. От озера мы совершим конный переход до смотровой площадки высоко в горах, откуда видна Белуха. Кроме всего прочего, Вас ждет незабываемое общение с лошадьми, рыбалка на хариуса и фотостоянки. На безграничных просторах высокогорных лугов среди потрясающего разнотравья можно найти горные эдельвейсы, золотой корень, красную щетку и еще множество редких и лекарственных растений.
В автомобильной части маршрута Вас ждет путешествие по Чуйскому тракту – трасса М52 пролегает по древнему торговому пути, объединяющему части легендарных Чайного и Шелкового путей. Вам предстоит увидеть красивейшие пейзажи, неустанно сменяющие друг друга, посетить многочисленные базары и смотровые площадки.

Подробное описание маршрута «Три озера: Кальджинколь. Алахинское, Коксу».

1 день. Барнаул – с. Кош-Агач. Авто 790 км. Сбор рано утром в Барнауле. Долгий, насыщенный путь по трассе М52 (Чуйскому тракту) с остановками в придорожных кафе, на базарах, где можно приобрести различные сувениры и необходимое для похода снаряжение, а также возле достопримечательностей Чуйского тракта: смотровой площадки в месте слияния р. Бия и р. Катунь, петроглифов, каменных балбалов, остатков древнего пути вдоль современной трассы и других. Ночевка в кемпинге Тендтуярык вблизи села Кош-Агач.

2 день. С. Кош-Агач – с. Джазатор (Беляши). Авто 140 км. Рано утром выезжаем из кемпинга. Остановка – в селе Кош-Агач с завтраком в кафе (по желанию) и посещением большого казахского базара с товарами из Монголии, Казахстана и Китая. После этого получаем в пункте погранконтроля коллективный пропуск и приступаем к преодолению 140-километрового пути до села Джазатор – отправной точки конного путешествия. Грунтовая дорога также является частью древнего пути и изобилует различными памятниками архитектуры разных времен, как то: Тархатинский мегалитический комплекс, древние курганы (в том числе Аютинский могильник с каменными изваяниями и квадратными курганами), старые казахские могилы. Прибытие в село Джазатор, баня, вечер знакомств у костра.
3 день. С. Джазатор – р. Ильдыгем, 20 км. С утра у участников похода есть последняя возможность приобрести все необходимое в магазинах с. Джазатор. Далее нас ждет знакомство с лошадьми, а тех, кто ранее никогда не сидел на лошади, – краткий курс обучения верховой езде. После этого мы начинаем наше незабываемое конное путешествие. Сегодня у нас короткий пробный переход: по широкой автомобильной дороге, мимо маральника, стоянок пастухов, старых курганов, Джазаторской ГЭС, до реки Ильдыгем, где мы и разбиваем первый лагерь. Ночуем на окраине леса на берегу реки Ильдыгем у жаркого костра.

4 день. Р. Ильдыгем – перевал Бугумуюс – ущелье р. Аккол, 20 км. Сегодня нам предстоит преодолеть перевал Бугумуюс на высоте 2843 м, с высшей точки которого открывается потрясающий вид на Южно-Чуйский хребет, пики Икту, Ирбисту, Чуйский и Талдуринскую Ограду, а также на долину реки Джазатор и село Беляши (Джазатор). Спускаемся с перевала и в ущелье р. Аккол.

5 день. Ущелье р. Аккол – застава Аргамджи, 25 км. В этот день переходим перевал Керчулу (2448 м) причудливыми скальными останцами красноватого цвета. На вершине перевала организуем перекус и фотостоянку, откуда впервые любуемся вытянутыми изгибами плоскогорья и вдыхаем его особенный ветер, а затем спускаемся под перевал и ступаем на землю священного плато Укок. Поднимаемся на гору Кызыл-Тас (2400 м) в урочище Бертек, где в одно мгновение перед нами раскидывается древнее плоскогорье Укок во всем своем великолепии. От захватывающей панорамы вершин Табын-Богдо-Ола, Канас и упокоенно лежащих изгибов Акалахи теряется дар слова. Остановка у Бертекской писаницы – скалы с изображениями оленей, горных козлов, яков и верблюдов, датированными 3-4 веками до н.э. Остановка на месте старой советской заставы Аргамджи, упраздненной в 2010 г.

6 день. Застава Аргамджи – подножие Табын-Богдо-Ола, 15 км. Сегодня нам предстоит переход по просторной долине реки Калгуты с посещением загадочных памятников древности – каменных стел с изображениями воинов. Ночлег на пастушьей стоянке под самым Табыном, где прямо над нами вздымается овеянный легендами горный массив Пяти Священных Вершин.

7 день. Подножие Табын-Богдо-Ола – р. Музды-Булак, 15 км. Тропа пролегает мимо живописного озера Музды-Булак, в окрестностях которого можно увидеть малоизвестные петроглифы с изображениями животных. Останавливаемся на ночевку на стоянке на берегу речки Музды-Булак, где возможна рыбалка на хариуса.

Читать еще:  Поведение судака во время нереста

8 день. Р. Музды-Булак – оз. Кальджинколь, 25 км. Посещение загадочного места захоронения «принцессы Укока» и расположенных рядом курганов скифской эпохи. Ночлег на живописном озере Кальджинколь, откуда открывается изумительный вид на хребет Южный Алтай и гору Канас.

9 день. Дневка на озере Кальджинколь. Рыбалка на хариуса. Для желающих – радиальный выезд через урочище Ушберток-Жайляу на высоту 2600 м, откуда раскидывается потрясающая панорама на все плоскогорье Укок: озера Кальджинколь и Кальджинколь-Бас, самую высокую вершину Табына – Найрамдал (4374 м), красивейшее ущелье Чат, перевал Канас (дорога в Китай), Южно-Чуйский и Катунский хребты. Также можно искупаться в озере. Для желающих организуется баня по-черному.

10 день. Оз. Кальджинколь – ручей Мукыр, 30 км. Сегодня совершаем долгий переход, минуя озеро Кальджинколь-Бас, вдоль ручья Мукыр до его впадения в речку Чиндагатуй. Тропа идет по крутому склону через курумники и камнепады среди зарослей карликовой осины и березки. Через зону кедрача выходим на широкую грунтовую дорогу – Чиндагатуйский тракт, ведущую к руднику под горой Молибден. Ночуем у долгожданного костра на поляне на берегу р. Чиндагатуй.

11 день. Ручей Мукыр – оз. Алахинское, 20 км. Идем по Чиндагатуйскому тракту до его окончания около рудника. Осматриваем старинную паровую машину, которая снабжала бараки заключенных, расположенные выше на другом берегу речки. Наверху видны входы в штольни. Рудник функционировал с 1938 г по 1954 г; здесь добывались молибден и тантал для нужд военной промышленности СССР. Продолжаем путь по конной тропе до озера Алахинское. Разбиваем лагерь на уютной лесной поляне на берегу озера.

12 день. Дневка на оз. Алахинское. Даем отдых лошадям. Желающие могут совершить пешую прогулку вдоль берега озера, порыбачить, позагорать или просто порелаксировать. Баня по черному.

13 день. Оз. Алахинское – перевал Акбулак, 25 км. Выдвигаемся в обратный путь по уже знакомой тропе и останавливаемся на перевале Акбулак, откуда наслаждаемся видами на скалистые вершины Каралахинской долины и ущелья Чат.

14 день. Перевал Акбулак – перевал Шокпартас – долина Кужурту, 25 км. Сегодня организуем фотостоянку на вершине перевала Шокпартас. Великолепие открывающихся панорам невозможно описать словами. Отсюда, с высоты 2900 м, видна часть легендарного плоскогорья Укок и вздымающиеся в непостижимой дали угрюмые массивы Табын-Богдо-Ола и Канас. В другую сторону – величественные Катунский и Южно-Чуйский хребты, белоснежные пики Шенелю, Икту, Ирбисту. Минуем одинокие выветренные останцы, приобретшие под воздействием постоянных ветров причудливые, фантастические формы. Далее спускаемся к зоне кедрачей, в уютную долину Кужурту. Тропа пролегает в живописной местности мимо древних курганов на лесных полянах, старых стоянок животноводов, где можно увидеть стада лошадей на вольном выпасе. Ночевка на уютном берегу речки Кужуртубулак.

15 день. Р. Кужуртубулак – мост через р. Коксу, 15 км. Тропа идет вдоль речки Кужуртубалак до впадения ее в полноводную и могучую реку Коксу, по берегу которой мы и пройдем, наблюдая её живописные панорамы и любуясь восхитительным бирюзовым цветом воды. Переходим реку по автомобильному мосту, ночуем близ пастушьей стоянки на берегу реки. В этот день происходит подвоз части съестных припасов на УАЗике на оставшийся отрезок похода.

16 день. Вдоль р. Коксу до места слияния с р. Орочаган, 25 км. Ночуем на месте слияния Коксу с речкой Орочаган, возможна рыбалка на хариуса.
17 день. Слияние р. Коксу и р. Орочаган – Озеро Коксу, 15 км. Сегодня прибываем на озеро Коксу, где нас ждет апофеоз красоты горных пейзажей, сочетающих неприступные грозные скалы и густой кедровый лес, окружающие озеро наподобие чаши.
18 день. Дневка. Рыбалка. Желающие могут совершить прогулку по линии берега.
19 день. 30 км. В первой половине дня – радиалка на смотровую площадку, Спуск через перевал Кошбулак с посещением смотровой площадки с видом на Белуху. а потом – до орочагана.
20 день. 25 км. Орочаган – мост.
21 день. 20 км. Мост – джазатор.
22-23 день. Авто 790 км. Обратное путешествие через село Кош-Агач, кемпинг Тендтуярык по Чуйскому тракту в Барнаул.

Семь таинственных озер: Укок-Тува-2014. Часть 3: река Ак-Алаха — озеро Кальджин-Коль-Бас — перевал Укок

Вода к утру 16 июля упала незначительно. Быстро позавтракав, мы связали машины стропами и заклеили малярным скотчем. Первыми должны были ехать мы, а Гавриловы оставались на берегу страховать нас. Все ценные вещи, включая рации и ребенка, мы предусмотрительно положили в машину Гавриловых. Мне Саша выдал топор, чтобы в случае чего я могла разбить окно, а также лопату. Если бы нам не удалось по какой-то причине самостоятельно забраться на крутой противоположный берег, то я должна была вылезти в окно и быстро-быстро, пока не набралась вода, лебедить машину за ближайший камень (который при ближайшем рассмотрении оказался малопригодной для лебежения кочкой).

Это вид на брод с другой стороны. В принципе, весь брод можно просмотреть, но глубины, как и в жизни, не видно, и крутой первый выезд с этой стороны тоже не виден

Читать еще:  Велеса - место для рыбака

Все было готово. Мы поехали. Глубина и сила течения оказались практически такими же, как когда мы переходили Ак-Алаху в прошлый раз. То есть крузер немного сносит течением, и вода заливает на капот, а больше ничего страшного. Но мы ехали в неизвестность, были на взводе, и потому, когда Саша не смог с первого раза выскочить в крутой подъем, я выпрыгнула в окно, вооружилась лопатой и побежала к кочке. Бежать, правда, нужды не было, поскольку мы стояли на сухом. Собственно, не было и нужды вылезать через окно, но дверь была заклеена малярным скотчем. Добежать до кочки, впрочем, я не успела, потому что услышала крики с недавно покинутого нами берега. Оказалось, что Саша, пока я перемещалась по берегу, включил блокировку и начал выезжать на берег, а строп между машинами мы привязали недостаточно. По мере вылезания Сашей на этот берег гавриловский крузер, едва не проехав по хозяину, вкатился с распахнутой водительской дверцей и нашим растерянным ребенком на заднем сиденье в реку. Все орали Сашке, чтобы он не газовал, я попыталась дублировать, но он увлеченно выезжал на берег и ничего не слышал. Гаврилов скачками по реке догнал машину, запрыгнул внутрь и перелетел на нашу сторону. Надя осталась на том берегу, и мы стали прощально махать ей руками и предлагать идти на конский брод. Она говорит, что даже всерьез собиралась это сделать.

Конечно же, Серега отцепил стропы и съездил туда-обратно за Надей. Хорошо, что он быстро среагировал и вода оказалась не высокой, иначе вместо заряда бодрости мы могли бы получить чего похуже…

Средние два рукава Ак-Алахи совсем мелкие, последний немного поглубже, но тоже уже не представлял собой сколько-нибудь серьезной преграды, поэтому мы наскоро отметили переход и отправились дальше. Наш путь лежал к кургану принцессы Укока и на озеро Кальджин-Коль-Бас. По дороге фотографировали местных жителей.

Вот эта дымка на фотографии с конем — это снег. Началась настоящая пурга-метель. 16 июля 2014 года.

Фото: Ярослав Нелюбин

Самое интересное, что из-за этой пурги планшет потерял спутники, и мы доехали до самого кругана принцессы, думая, что даже не добрались до моста через Ак-Алаху. Перезагрузка и танцы с бубном через какое-то время помогли, спутники нашлись, но дороги на озера Кальджин-Коль там, где она должна была быть по карте, не было. Мы накрутили несколько километров по полям, нашли много разных дорог, приводящих к разным мелким озерам, но только не нужную. Рано или поздно нашли бы и нужную, но тут появился пограничный «Урал». Пограничники честно расспросили нас о цели визита, а мы не менее честно расспросили об этой же цели их. Один твердо заявлял, что на Алахинское дороги нет и проехать никак нельзя, другой же говорил, что «может быть, на ваших машинах…» Заодно они попросили нас заехать на заставу и отметиться и сказали, что дорога на Кальджин-Коль идет почти от заставы. В качестве бонуса обсудили возможности рыбалки, после чего расстались.

Когда мы отметились на заставе, то, во-первых, нас нагнала вторая часть группы, а во-вторых, погода изменилась кардинально.

Дорога на озера Кальджин-Коль и Кальджин-Коль-Бас несложная, но очень кочковатая. Кроме того, запомнился один чудесный подъем: сначала нужно забраться в довольно крутую гору, а наверху резко повернуть на 90 градусов налево. Разумеется, заранее об этом никто не знал, так что все, кого не успели предупредить по рации, сначала сваливались на противоположный склон, а потом уже разворачивались.

На Кальджин-Коле в том месте, где планировалась стоянка, дул пронизывающий ветер. Неподалеку стояла какая-то палатка.

В общем, ничего нас тут не прельщало, а озеро Кальджин-Коль-Бас еще и находилось чуть ближе к конечной точке экспедиции, поэтому мы объехали Кальджин-Коль почти по периметру и отправились на Бас. Погода там была не лучше, такой же ветрище.

Мы немного покатались по берегу и решили разбить лагерь под небольшим бугром, который хоть как-то защищал от ветра.

Фото: Ярослав Нелюбин Фото: Вадим Рудских

Здесь нам предстояла полноценная дневка и даже чуть больше. Оказалось, что из-за непредусмотренно сложного прохождения Бугымуиза запасы солярки в экспедиции приближались к нулю (несмотря на то что некоторые слегка пополнили их у пограничников). Таким образом, мы даже не могли предпринять полноценную попытку дойти до Алахинского озера. По этой причине было решено произвести разведку до «точки невозврата» по топливу и на этот год ограничиться этим.

На берегу разбили полноценный лагерь, поставили шатер, баню, приготовили горячие блюда и горячительные напитки, включая глинтвейн, и сели дожидаться следующего утра.

Фото: Ярослав Нелюбин

Точно не помню, но, кажется, именно это утро, 17 июля, началось вот так:

Фото: Ярослав Нелюбин Фото: Ярослав Нелюбин

Тем не менее, после завтрака два крузера (мы и Гавриловы) и один квадроцикл выехали в направлении Алахинского. Почти сразу мы нашли едва заметную старую дорогу по берегу озера и двинулись по ней. Местами случались заметные боковые уклоны, местами тропа сильно поросла кустарником, а ближе к западной оконечности озера, где в него впадал ручей, все было сильно заболочено.

Читать еще:  Электронные сигнализаторы поклёвки

Фото: Сергей Гаврилов

К счастью, квадроцикл был шустрее машин, и довольно скоро его экипаж научился оценивать, где машины пройдут, а где нет, так что, преодолев болото, мы поехали довольно быстро. Вскоре возникла необходимость форсировать ручей с его заболоченными берегами, и мы потратили еще какое-то время на поиски брода. После этого приняли решение двигаться по ручью и благополучно проехали еще какое-то расстояние, пока ручей не стал слишком узким.

Квадрик заехал еще примерно на километр дальше, наконец-то застрял, был вытянут нашей лебедкой, и это как раз и оказалось «точкой невозврата», после прохождения которой некоторым могло бы не хватить солярки для возвращения в Кош-Агач. Поэтому, как бы ни взбодрило нас начало пути и как бы ни хотелось нам продолжать, мы были вынуждены развернуться. Разумеется, обратный путь был быстрее, и скоро мы уже наслаждались свежим хариусом и горячей солянкой в лагере.

Фото: Татьяна Рыжих

Утром 18 июля стало потеплее, над озером клубился туман…

Мы на скорую руку отметили мой день рождения (главными блюдами праздничного завтрака были торт и ликер, оба производства Тамары), собрали лагерь и тронулись в обратный путь. Большая часть компании собиралась в Туву, но для кого-то путь был действительно обратный: Макс присоединялся к нам только на Укок, Вадиму нужно было домой, Ярослав тоже опасался проходить Бугузун с телегой. Мы, конечно, предлагали ему прицепить и телегу, и квадрик, и Вадима к Максу и поехать с нами просто на Pajero, но Ярослав не пошел на такой решительный шаг.

У нашего экипажа были некоторые сомнения тоже, потому что у Сашки уже дня два как что-то случилось с глазом: то ли что-то попало, то ли еще какое-то повреждение — в общем, глаз болел и плакал и не хотел оставаться на Укоке. Однако я решила, что на погранзаставе всяко должен быть если не врач, то хотя бы ветеринар — глядишь, и сделает чего с этим глазом.

В долине Ак-Алахи погода была прекрасная.

Мы опять отметились на заставе. Местный фельдшер промыл Сашке глаз, и ему немедленно полегчало (глазу и Сашке, не фельдшеру). Макс и Тамара, которые уже съездили на перевал Укок, пока мы искали дорогу на Алахинское, отправились в сторону перевала Теплый ключ. К ним присоединились барахлящий Эскудик (в который пересадили настигнутого вирусом Ярослава) и квадрик, принявший к себе в качестве пассажира Юлю-Марусю. А мы, Гавриловы и экипаж Патруля решили прокатиться на перевал Укок, где стоят крест и шлагбаум, а за шлагбаумом начинается Казахстан.

Фото: Сергей Гаврилов

А еще там просто красивые горы. Особенно мне понравился вот этот цирк.

На панораме цвета получились какие-то уж слишком фиолетовые, но все равно красиво.

Конечно же, мы хотели заехать и на перевал Канас, в верховья Ак-Алахи, но пограничники сказали, что туда дорога закрыта. Поэтому мы смогли лишь посмотреть в сторону этого перевала. Если хорошо присмотреться, то можно было разглядеть и реку Бетсу-Канас, и Птичьи озера, и озеро Белое где-то вдалеке.

А продолжение про перевал Теплый Ключ, отдых на Алтае и Туву, как обычно, следует…

Озера Кальджин-Коль и Кальджин-Коль-Бас

Длина береговой линии: 12,22 км / 10,62 км

ОЗЕРА КАЛЬДЖИН-КОЛЬ И КАЛЬДЖИН-КОЛЬ-БАС

ОЗЕРА КАЛЬДЖИН-КОЛЬ И КАЛЬДЖИН-КОЛЬ-БАС

Расположение: плато Укок (посмотреть на карте)

ОЗЕРА КАЛЬДЖИН-КОЛЬ И КАЛЬДЖИН-КОЛЬ-БАС

Происхождение: деградационное оледенение

Температура воды: до 20 градусов

Притоки и истоки: река Кальджинкол.

Большинство озер, расположенных на мистическом плоскогорье Укок, имеют ледниковое происхождение, поскольку эта ныне заболоченная территория на протяжении тысячелетий была покрыта ледниками, с ледоемом в отдельные периоды. Озера Кальджин-Коль и Кальджин-Коль-Бас не исключение. Оба озера сформированы моренными валами, расположенными на западной части плато.

Озеро Кальджин-Коль-Бас является одним из крупнейших водоемов на плато Укок. Его пронзительно синие волны, словно гладкое зеркало с пологими краями, лежат среди поросшей низким кустарником и степными травами, долины. Здесь, как нигде больше на Алтае, ощущается замерзание времени. Статичные суровые хребты с белоснежными холодными вершинами, много пустого пространства во всех направлениях, лишь иногда сменяемых одинокими скальными выступами, и, среди этой «колдовской» тишины, величественное Кальджин-Коль-Бас, скрывающее древние тайны в своим темных глубинах. Почему то, стоя не берегу, четко слышны звуки далекого варгана, что ведет свой рассказ об иных временам, об ушедших во тьму и о жизни и смерти.

Озеро Кальджин-Коль, с трех сторон окруженное скалистыми хребтами, находиться восточнее Кальджин-Коль-Бас. Размеры озера меньше, чем у «старшего брата», но, все же, достаточно велики для этого района. Между озерами расположена протока – часть реки Кальджинкол. На юге озера расположен каменистый остров, площадью 500 м2. Бывалые рыбалки говорят, что на этих озерам самая знатная рыбалка на тайменя во всей округе.

Неподалеку от озер расположено большое количество археологических памятников, включая курган «алтайской принцессы», Бертекская писаница, 5 царских курганов и многие другие. Также отсюда открывается потрясающая панорама хребтов Южный Алтай и Табын-Богдо-Ола.

Добраться к озерам удобнее всего на автомобиле от поселка Кош-Агач. Кстати, стоит помнить, что все плато «Укок» расположено в пограничной зоне.

Источники:

http://vk.com/topic-113328048_33471066
http://julikko.online/sem-tainstvennyh-ozer-ukok-tuva-2014-chast-3-reka-ak-alaha-ozero-kaldzhin-kol-bas-pereval-ukok/
http://vilingstore.net/article/169138/ozera-kaldzhinkol-i-kaldzhinkolbas/

Ссылка на основную публикацию