Рыбалка на Унже с Владимиром Жилиным

Унжа-река на исходе лета

Хорош август в Средней полосе России! Очень хорош! Невидимая нить тянет меня на природу в эту пору. Особенно люблю коротать августовские ночи на Унже-реке. Какая прекрасная рыбалка здесь в августе! И мирная рыба — плотва, лещ, сазан — ловится. И хищники клюют хорошо. Окунь, к примеру, с ходу бросается на наживку. В поисках добычи и щука, и судак без устали рыщут по водным закоулкам.

Август наступил нежданно. Отложив все дела, я собрался на Унжу-реку в Мантурово, к своему приятелю Валерию Константиновичу Смирнову, директору гостиничного комплекса. Помимо основной профессии, Константиныч и прекрасный рыбак, и интересный собеседник, и виртуозный водитель проверенного русского джипа, оснащенного лебедкой, что позволяет нам прорываться к реке в любую непогоду. Редко какой шофер отважится проехать там, где прошла машина «старшого», так мы уважительно величаем директора. У него и лодка есть с мотором, и удобный плотик имеется. У гостя есть возможность и с лодочки подорожить, и с плотика порыбачить на удочки. Хорошо!

Окружают Унжу леса, где можно пособирать и грибов, и ягод. Природа радует изобилием каждого лесного добытчика. В логах появились гроздья черной смородины, в борах заалела брусника, в болотах наливается клюква, сохранилась еще в лесах черника, а на вырубках — малина. Сколько разных грибов таится в лесах! Нередко встретишь и толстоногий ядреный боровик… Комаров да слепней в августе поубавилось, и не печет страшно солнце, как в июне.

Итак, я еду в Мантурово. Сборы короткие, сажусь в машину, выезжаю на федеральную трассу. Всегда приятно ехать на рыбалку или охоту, поскольку душа просит воли. Наскучила ей городская квартира. Свежий воздух, общение с друзьями, запах рыбацкой ухи и жареных грибов, аромат ягод, красота русской природы — вот что тянет меня на Унжу.
Старшой в гостинице уже поджидает. Здороваемся и садимся за стол. У хозяина новость. Он широко разводит руками, показывая размеры недавно пойманной рыбы, увлеченно рассказывает, что неделю назад его приятель изловил на донку здоровущего сазана. Он знает поговорку, что нигде так не врут, как на войне, рыбалке и охоте, а потому свои слова документально подтверждает цветными фотографиями, на которых сазан предстает во всем величии. Еле в лодку выволокли полупудовика. Долго сопротивлялся дурило, чуть леску не оборвал. Такому сазанчику и Михаил Александрович Шолохов бы позавидовал!

Рано утром я, старшой и его приятель Сергей Русланович садимся во внедорожник и трогаемся. Сначала едем по направлению к Макарьеву. Дорога окружена лесами и зарастающими мелколесьем полями. По пути приятель старшого рассказал, что хочет половить сома на квок. Он имеет уже опыт в этом промысле и надеется на удачу. Через полчаса машина съезжает с асфальта на грунтовую дорогу — начинается маршрут третьей категории сложности. Сначала едем спокойно, поскольку ямы не полностью скрывают колеса. Но вскоре появляются жутко глубокие колеи. Страшой ведет машину уверенно, но в одной яме мы сели на мосты. В дело пускается лебедка, вскоре машина выползает на твердый грунт. И опять мы пробираемся к реке. Прежде чем добраться до Унжи, пришлось три раза использовать лебедку.

Попив чайку, определяемся, кто где будет рыбачить. Старшой выбирает для рыбалки плотик, я решил попытать счастья с берега, а Сергей, которого мы уважительно назвали сомятник, — с лодки. Я закинул три донных удочки и пошел по берегу Унжи со спиннингом. Рыбалка началась неудачно, поскольку блесна не интересовала хищников. Взобравшись на крутой берег, решил походить по бору. Пройдя метров сто, увидел три белых гриба, аккуратно сорвал и положил в авоську. Сделав кружок, нашел еще с десяток красавцев. Все как на подбор, без единой червоточины. Но рыбацкий азарт взял верх, и я спустился к реке, проверил донки, с которых снял двух подлещиков и язя. Настроение улучшилось, я вновь стал блеснить. Солнце спустилось к горизонту, его лучи заиграли в реке.

Закинув блесну недалеко от коряжника, почувствовал удар, дернул на себя удилище, подкручивая катушкой леску, стал подводить рыбу к берегу. Через несколько минут на песке оказался судак весом около полутора килограммов. Больше поклевок не было. Пошел к донкам, собрал пойманную рыбу, двинулся к машине. Улов старшого составили лещи, густера и плотва. Сомятник прибыл порожняком. Он рассказал, что были две поклевки, но рыба срывалась в полводы, сел на чурбан, закурил. Напарники по достоинству оценили мой улов и обратили особое внимание на белые грибы. Выпотрошив рыбу, затеяли уху; почистив грибы, стали их жарить. Оставшуюся рыбу мы закоптили в привезенной коптильне. Ужин получился на славу. Учитывая изречение — «рыба посуху не ходит», выпили по чарке, хорошо закусили. Начались увлекательные разговоры у костра, которые затянулись далеко за полночь.

На следующее утро я и старшой стали с лодки дорожить, а сомятник вновь приступил к своему делу. Мы дорожили долго и безрезультатно, если не считать одного-единственного окуня-сковородника, севшего на блесну. Погода начала портиться, и я стал подумывать об отдыхе на берегу Унжи. Но мнение свое не озвучил. И правильно сделал! Минут через двадцать последовал удар, и леска зазвенела. Я заглушил мотор, а старшой стал выводить рыбину к лодке.

Читать еще:  Эко-парк "Чистые пруды" - платные водоемы

Удилище сгибалось в дугу, и я схватил подсак. Лодка развернулась и медленно пошла против течения. Константиныч ловко орудовал катушкой и удилищем. Вскоре из воды свечкой вылетела большая щука. «Хороша!» — невольно сорвалось с моих уст. Минут через десять рывки ослабли, чувствовалось, что рыба утомилась. Увидев рыбину около лодки, я ее подсачил, и вместе мы втащили щуку в лодку. Отдышавшись и успокоившись, пожали друг другу руки, не спеша тронулись к лагерю.

Сомятник поджидал нас на берегу. Ловля на квок и сегодня не принесла удачи. Увидев щуку, он отметил, что в рыбине будет килограммов семь. Мы возражать не стали. Пообедав, легли отдохнуть, а вечером вновь стали рыбачить. На дорожку нам попалась килограммовая щучка, которую мы отпустили. Рыбачили ради удовольствия, поскольку наши амбиции были полностью удовлетворены, и мы безмолвно любовались красотами реки. Солнце спряталось за обозначившуюся на западе тучу. Мы решили возвращаться.

Неожиданно вдали показалась лодка сомятника, плывущая против течения. «Без мотора против течения прет?» — удивился старшой. Он взял бинокль, внимательно присмотрелся, сообщил, что кто-то резиновую лодку взял на буксир. Помолчав с минуту, Константиныч добавил: «Сом, конечно!»

Мы рванули на помощь к Руслановичу. Остановились поодаль, чтобы не напугать рыбу, и предложили помощь, на что получили отказ. Приятель напарника то подтягивал леску, то опускал ее.
Уже полчаса мы молча наблюдали за поединком. Сомятник пытался вывести рыбу на мель. Метр за метром он приближался к песчаной косе. Старшой завел мотор и, встав выше сомятника по течению, стал мутить воду веслом, пояснив свои действия кратко: «Сом на муть лучше пойдет!» Наконец, рыба оказалась на мели. Мы с трудом выволокли сома на берег. Оглядев добычу, старшой сказал, что рыбина потянет на два пуда. Сомятник устало кивнул, и мы медленно направились к лагерю.

На берегу начались разговоры о прошедшей рыбалке. Сергей Русланович рассказал нам, что поклевок было пять. Он отметил, что мелкие сомики срывали с крючка червей и уходили восвояси. Только шестая поклевка оказалась удачной…

Утром стали собираться домой. В гостинице разделили добычу, сложили в холодильник. Все сделали как полагается, чин по чину, и пошли попариться в баньку.
На следующее утро меня провожали Константиныч и Сергей Русланович, с которым мы за два дня успели хорошо сдружиться.
Крепко пожали на прощание друг другу руки. До свидания, гостеприимная Унжа-река. Приеду опять, как только выдастся свободное время. Я сел в машину, посигналил на прощание и поехал в сторону дома. На душе было легко и спокойно…

Не так давно мне удалось побывать на красивейшей реке Унжа, которая протекает в Вологодской и Костромской областях. Целью нашей поездки была сплавная рыбалка. Мы долго продумывали маршрут, изучая за компьютером спутниковые карты и собирая по крупицам всевозможную информацию о реке. Мне повезло: на просторах интернета я случайно наткнулся на одно любительское видео с Унжи, связался с его автором и узнал много полезного.
В планах у нас было подняться на моторах вверх по Унже на восемьдесят километров, до того места, где она берет свое начало от слияния рек Кема и Лундонга. Из вещей мы взяли с собой только самое необходимое, чтобы не захламлять лодки.
До реки добрались сравнительно быстро и без приключений, дорога заняла часов тринадцать. Прибыли на место уже вечером. До темноты оставалось около двух часов, а нам надо было еще спустить лодки на воду, пройти ходом вверх по течению и найти место для лагеря.

Последняя задача оказалась непростой: обрывистый берег и густой лес не давали нам возможности даже сойти на сушу. Все же, где-то через час мы заметили небольшой уступ берега и стежку. Высадились, осмотрелись и нашли маленькую полянку, на которой места как раз хватало на две палатки.
Утром, проснувшись пораньше, решили пройтись по берегу, и. О, чудо! В каких-то трехстах метрах от нашего лагеря оказался отличный «жилой комплекс»: дом из сруба, большая поляна, все условия для отдыха, не говоря уж о том, чтобы просто переночевать.

После плотного завтрака мы продолжили подъем по реке. Густой лес, яркая зелень, синее небо, чистый воздух — здорово! Первому экипажу, шедшему впереди, повезло: они наблюдали, как два лося переплывали реку. Вообще, зверя тут очень много. На берегах мы находили свежие следы медведей, тех же лосей, ну а про зайцев и говорить нечего, эти вплотную подходили к нашему лагерю. Невозможно словами передать всю красоту этой местности.

Читать еще:  Ловля язя зимой

Сама Унжа с ее многочисленными перекатами очень интересна; мы еле сдерживали себя, чтобы не начать ловлю раньше времени. Река все время петляла, и порой нам казалось, что мы плывем в обратном направлении. Удручало обилие сетей. Правда, жизнь у местных — не сахар, и рыба для них — важное подспорье. Нам рассказали, что раньше, когда работала лесопилка, валили лес, работа была у всех, и жили хорошо, была школа и два детских сада. Но потом все позакрывали, и люди остались ни с чем. Кто уехал в город, а кто остался в деревне. Их жалко, но радует то, что они полны оптимизма. Все встретившиеся нам местные оказались добрыми и отзывчивыми людьми, ни один из них не был пьян.
Здешние рыболовы перемещаются на самодельных лодках, длинных и узких. Очень забавно смотреть, как они проходят мелководные перекаты. У нас же с нашими «заряженными» лодками с водометными моторами, специально рассчитанными на мелководье, никаких проблем, конечно не возникало.

Наконец, мы у цели. Кема и Лундонга, сливаясь, дают здесь начало Унже. Отсюда и начнется наш сплав, в ходе которого мы будем облавливать все перспективные места.

В это путешествие я взял с собой два спиннинга. Основная снасть состояла из удилища Norstream Areal 662L и катушки Shimano Vanquish 2500S. В запасе я держал Norstream Areal New 702L. Эти спиннинги оказались идеальны для наших условий, и я всегда мог без труда перейти от вращающихся блесен к небольшим минноу и крэнкам.

Основным объектом нашей ловли был голавль, вес которого в Унже, по словам местных жителей, достигает трех килограммов. Но с первых же забросов стало понятно, что придется немало потрудиться. Вездесущий окунь не давал прохода нашим приманкам. Казалось бы, вот оно, отличное место для стоянки красноперого красавца! Ан нет, опять окунь или что ещё хуже, дикая плотва, которая так же охотно клевала на наши вращающиеся блесна River Old Torpedo. И через несколько часов мы уже задумались, правильно ли мы построили свой маршрут.

Принимаем решение уделять больше внимания перекатам, которых здесь немало. Правда, глубина на перекате редко превышает тридцать сантиметров и на крупную рыбу рассчитывать не приходится. Зато некрупный хариус присутствует в изобилии, надо только найти перекат с мелкой галькой на дне. Это мой первый опыт ловли хариуса, и мне очень интересно, хоть товарищи и подтрунивают: дескать, это не хариус, это детский сад, а вот когда граммов хотя бы от семисот. Они-то знают что говорят, у них за плечами не один выезд на Север за этой рыбой, и на их счету особи далеко за килограмм.
Что ж, если здесь есть мелочь, значит, должно быть и что-то покрупнее. Продолжаю извлекать из воды хариусов одного за другим на блесну River Old Satellite Torpedo 2.8, которая у меня особо отличилась в этом путешествии. Делаю проводку на снос, без какого либо вращения катушки: скорости потока хватает, чтобы блесна заиграла, и остается только сопровождать ее удилищем, поддерживая леску в натянутом состоянии. Поклевка хариуса ощущается как четкий ударчик, или, как еще говорят, тычок. А после подсечки рыба начинает показывать свой характер. Форсировать вываживание не стоит, поскольку у хариуса слабые губы и крючок может их порвать, оставив вас без добычи.

А у Кирилла Satellite Torpedo сработала и по голавлю, причем в типичном для крупной рыбы месте: там, где мелководный перекат плавно переходит в омут с обраткой. Услышав крик Кирилла, мы подумали, что он подсек крупного хариуса, но он подвел к лодке красноперого красавца-голавля весом за килограмм. Все дело, как я понял, было в месте. А таких мест, к сожалению, на нашем пути встретилось немного. В одном из них мне удалось взять отличного голавля на воблер Timon PaniCra SR. Было еще несколько хороших поклевок, и у меня, и у Кирилла.

Итак, нам надо искать похожие места или вообще сразу плыть на глубину. Уже не на веслах, а на моторе мы устремляемся вниз по течению, останавливаясь только на перекатах. Но на перекатах стоит вездесущий хариус вперемешку с окунем. Кстати, хариус хватает не только блесны, но и небольшие воблерки, и хотя поклевки не столь часты, как на River Old Torpedo, зато размер хариуса чуть побольше. Неплохо зарекомендовал себя при облове небольших канавок и приямков воблер Jackall Soul Shad 45SP. Он хорошо держал струю и сразу погружался на нужный горизонт, а на медленной монотонной проводке, чиркая лопаткой по мелкой гальке, провоцировал рыбу на поклевку.

Пройдя в быстром темпе весь намеченный маршрут и вернувшись к месту старта, мы решили спуститься вниз по течению километров на двадцать, где река шире и глубже, а на дне еще со времен лесосплава лежат массивные бревна — идеальные укрытия для рыбы.

И вот уже в сумерках на Soul Shad 58 у меня попалась неплохая для здешних мест щука. Я сделал заброс под берег и начал медленную проводку с небольшими протяжками и паузами. Чувствовалось, как воблер стучит лопаткой по бревнам. И тут — мощный удар, тормоз визжит, удилище гнется. У меня промелькнула мысль, которую я даже озвучил: это же он, голавль, и очень хороший!

Читать еще:  Псыш - место для рыбака

Пока я занимался вываживанием, Кирилл поймал несколько неплохих окуней. Был один интересный момент: когда он вытаскивал очередного полосатого, того до самой лодки сопровождали другие окуни. Глядя на эту картину, мы почти одновременно подумали и сказали, что это уже совсем другая река, тут рыбы явно больше!
Утром, встав пораньше, мы немедленно отправились на воду. В этот последний день нам не хотелось терять ни минуты. Казалось, мы нашли, наконец, рыбное место. И это было так! Среди затопленных бревен стояло немало крупных экземпляров. Кирилл буквально выдирал из-под завалов отличных голавлей, не давая им возможности достичь укрытия. Мы наблюдали, как туда-сюда курсировали небольшие стаи килограммовых голавлей. Иногда голавли сопровождали наши приманки до самого борта лодки.

сожалению, времени уже не оставалось, пора было отправляться домой. Как назло, нам всегда не хватает одного дня: только найдем рыбу — и уже надо возвращаться. Но, как бы то ни было, поездка на Унжу получилась интереснейшей, и мы получили богатый опыт.

Унжа – река в России. Описание, особенности, фото

Унжа – река, протекающая на территории самого большого государства, расположенного на материке Евразии. Ее русло проходит в европейской части РФ по двум областям – Вологодской и Костромской. На ее берегах можно встретить базы отдыха, рыболовецкие комплексы, также есть места для отдыха с палатками. В эту местность люди часто приезжают поохотиться и порыбачить. Любители «дикого» отдыха будут в восторге от окружающих пейзажей, чистого воздуха и уникальной природы.

Характеристика реки

Унжа – река, которая является левым притоком Волги. Она достаточно крупная. Протяженность водной артерии – 426 км.

Свое начало Унжа берет в месте, где сливаются реки Кема и Лундонга, на склоне Северные Увалы в Вологодской области (северная часть Восточно-европейской равнины). Протекает по территории Костромской области в направлении с севера на юг и впадает в Горьковское водохранилище (Унжинский залив), недалеко от города Юрьевец. Унжа относится к Волжскому речному бассейну.

В водоток впадает около 50-ти притоков, самые крупные левые – Княжая, Пеженга, Ужуга, Межа, Пумина; самые большие правые – Юза, Вига, Кунож, Понга, Нея. Река Унжа (Костромская область) – главная водная артерия Макарьевского и Кологривского районов.

В переводе с тюркского «унжа» означает «песчаная». И этому полностью соответствует дно реки. Оно сложено песчаными отложениями. Как правило, для отдыха больше подходит левый берег. Здесь часто встречаются песчаные пляжи.

Вдоль всего течения реки проходит проселочная дорога, которая имеет множество близких заездов. Кроме рыбалки Унжа популярна для сплавов на надувных лодках и плотах.

Особенности

В верхнем течении у истока Унжа широкая. Когда в реку впадают первые крупные притоки (Кунож и Вига), расширяется еще больше, до 60 м. Русло слабоизвилистое. На протяжении всего течения водная артерия имеет разный характер берегов: правый – крутой и высокий, основные населенные пункты находятся именно с этой стороны, в то время как левый – низкий, местами заболоченный, поросший лесной и кустарниковой растительностью. Унжа – река равнинная, иногда встречаются перекаты. В нижнем течении она расширяется до максимальных 300 м. Именно здесь образовался Унжинский залив. Максимальная глубина реки в верхнем течении – около 4-х м, в нижнем – до 9 м.

Флора и фауна

Растительность берегов представлена елово-пихтовыми сырыми лесами, которые богаты ягодами и грибами, а также представителями крупных млекопитающих, такими как медведи, лоси, рыси и волки. В нижнем течении, там, где берега болотисты, растительность представлена сосновыми борами и пойменными лугами.

Как и все реки этого региона, Унжа богата представителями ихтиофауны. В водах много щуки, леща, окуня, судака, жереха и плотвы. Унжа – река достаточно привлекательная для рыбаков. Рыбачить здесь можно в любое время года. Самый распространенный способ ловли – с берега. На дне встречаются топляки – остатки бывшего лесосплава. Рыбацкие места на реке встречаются вдоль всего течения.

Ранее по артерии осуществлялся лесосплав, сейчас прекращен. Унжа в некоторых местах судоходна. В зимний период она замерзает, а в апреле разливается. Весной уровень воды поднимается до 9 м.

Строительство первого моста

Переход с одного берега на другой долгое время осуществлялся с помощью паромной, а зимой ледовой переправы. Однако летом 2016 года запланировали построить первый мост через Унжу. Данное сооружение будет находиться недалеко от поселка Гарчуха. Сообщается, что мост сможет выдерживать автомобильный поток, а максимальный вес нагрузки – 40 тонн. Его постройка чрезвычайно важна для местного населения, так как это значительно облегчит перевозку товаров. Кроме того, возведение моста поможет увеличить поток туристов, сообщают местные власти.