Рыбалка в Туруханске с Дмитрием

Туруханский край

Через 20 минут уже был на борту аэрохода «Хивус» – машины на воздушной подушке.

Полдня вниз по Енисею и вверх по притоку. По берегам олени бегают, лоси выходят (в один из дней, когда шли сплавом, лось по шею в воде сидел, от мошки спасался. Ветер от него, перекат рядом шумит, и нас увидел только метров за 100).

Следующие 6 дней – сплав. Сплавляться на резиновой лодке (как это было бы, если сплавляться с группой) я не захотел, рыбачил с «Хивуса». Твёрдая опора под ногами, устал – сел, устал сидеть – лёг (в машине – два спальных места). Легкий перекус и чай в термосе – здесь же.

Команда – три человека. 1-й – командир, 2-й – лагерь организовать, дрова – костер, 3- поесть приготовить, посуду помыть. Брал с собой 0,7 водочки, пил, как дурак, один. Команде нельзя. На работе.
И к рыбалке подходы правильные: тайменя: поймал – отпустил, остальная рыба: только на поесть.

Рацион: по утрам каша на молоке, салаты. Потом всё из рыбы: вареная, жареная, копченая, вяленая (пожалел, что пива не взял, ибо сиг, пойманный и подсоленный утром, а вечером подвяленный у костра – сказать, что это вкусно – ничего не сказать).

Комары – мошка: по-разному. Бывало, заедали, особенно в безветрие. Рот откроешь – потом отплевываешься. Как сказал наш командир (летом рыбак, а зимой – охотник): «Край вечного недосирания: зимой мороз, а летом гнус не дают посидеть, подумать о смысле жизни».
Москитола хватало на полчаса, да и то, если выльешь на себя столько, что ручьём стекал. Костюм был анти-(или противо-) москитный, от мелочи спасал, но если под него ничего не поддевать, комары хоботами всё равно доставали до тела.
А бывало, что раздевался и загорал. По крайней мере, помыться каждый день в реке возможность была.

Река красивая, все берега – пологие, трава, потом лес. Глубины – от нуля до 1,5м.

Рыбалка.
За шесть дней поймал 54 ленка от 1 до 3 кг. С меньшим весом не считал. Погода менялась, и в день бывало от 3 до 18 ленков.
Рыба сильная и очень красивая.

Даже поводок, многократно “жёваный” щуками, не был препятствием для проявления интереса к блесне.

Стыдно сказать. После каждой подсечки мысль: только бы не щука. А то перчатку надевать, зевник и экстрактор доставать. А «Хивус» плавится, его не остановить. Пока возишься со щукой – он проходит перспективные для ловли ленка места.
Щук поймал штук 25. Все не больше 3 кг. «Крокодилов» не было: щучьи места (крутояры и глубины) были уже ближе к устью, которые в последний день, не уложившись в «расписание», прошли на моторе.

Раз было, щуку на скорость реакции проверял. Опыты ставил.
Одна выскочила около берега кг. на 1,5, но не успела взять блесну. И стоит в двух метрах от меня, не уплывает. Опускаю ей блесну на хвост – разворачивается с попыткой схватить добычу, но успеваю выдернуть блесну из воды. Ещё раз – вновь за секунду разворот на 180 градусов. На третий раз выдернуть блесну не успел. Доигрался: пришлось откусывать жало у тройника, который впился в жабры и выходить не хотел: жалко было рыбку губить.

Сиг, хариус: немного. Если бы поставить небольшой тройник – можно было тягать хариуса постоянно.
Но ловил на Блюфокс № 5. Цвет блесны значения не имел.

Ну и некоторое разочарование по хозяину сибирских рек. Поймал только одного таймешонка на 2,5 кг. Всё-таки июль – не лучшее время для рыбалки на тайменя. Попозже надо.
Поймал – отпустил!

На мыша ловилась щука. Интересное зрелище, когда с глубины не больше метра 2-3 килограммовая рыбка выпрыгивает из воды с твоей мышью в зубах.

В целом от рыбалки – масса положительных впечатлений. Через неделю после возвращения с рыбалки лежал кверху пузом на берегу заграничного моря с женой и думал: «Какого бабая я тут делаю? Жизнь – там, в Сибири».

Зачем я всё это написал?
В местах, описанных мной, и севернее от них хотя бы раз побывать надо!
Дороговато (хотя всё относительно). Гарантий, что отдашь деньги и рыбалка будет супер – никаких. Но важен не улов, важны процесс и красота вокруг!
На следующий год хочу в те же места. С этими же ребятами или другими – не важно, организаторов туров на рыбалку – много.
Рыбаки! Копите деньги! Если есть желающие присоединиться – пишите, может, удастся сформировать свою группу.

Читать еще:  Рыбалка в Мурманской области с Владимиром Куликовым

P.S. Добавил лося в воде:

Рыбалка в Туруханске

Рыбалка в Туруханске с одной стороны каждый год предсказуемая, но с другой и разная и иногда получается очень неожиданной – не по трофеям, а по складывающимся вокруг нее обстоятельствам.

Об этом и расскажу ниже.

Было это несколько лет назад. В том сезоне мы прилетели в Туруханск, как обычно, в августе и до середины сентября организовали несколько маршрутов на разные реки региона. Всего нам удалось побывать на четырех реках, но сейчас речь об одной из них, потому что проведенное здесь время запомнится, надеюсь, не только нам, но и тем ради кого и благодаря кому мы сюда попали – нашим друзьям-клиентам.

Началась наша поездка с обычной предпоездочной суеты, ставшей уже рутиной – закупки продуктов, проверки и подготовки снаряжения и прочих моментов, которые необходимо утрясти перед стартом групп. Однако в этом году эта обычная подготовка осложнилась тем, что в регионе бушевали пожары (их очагов на момент нашего приезда было более 400), районы один за одним закрывались для полета, испуганные дымом и огнем туристические группы вылетали с речек буквально не увидев ни единого хвоста. Аномально жаркий и сухой июль настолько «высушил» реки и тайгу, что мы столкнулись с проблемой как организовать комфортный и безопасный сплав и при этом найти участки, где сейчас держится рыба – в общем, пришлось задействовать весь наш опыт и знания.

В итоге от всех предыдущих планов, разработанных еще в Москве за полгода до поездки, было решено отказаться – для сплава пришлось выбрать болотистую и небольшую реку в районе, где очагов пожаров было отмечено как можно меньше.

Место для заброски выбрали в самых верховьях реки, при подлете ориентируясь по уровню воды, достаточному для сплава – с нашими лодкам, даже гружеными, нам необходимо всего 10 см над дном чтобы худо-бедно продвигаться вперед.

Река, куда мы прилетели, с первого взгляда произвела очень неплохое впечатление – напротив широкой и длинной косы, где мы устроили лагерь, на излучине образовалась небольшая яма, выше и ниже которой шумели короткие мелководные перекаты. Вода в реке, несмотря на высокую температуру воздуха, на удивление была достаточно прохладной – всего +12 С, что обнадеживало и вселяло надежду на успех будущей рыбалки.

Так как на место мы прилетели уже глубоким вечером, рыбалке в этот день удалось посвятить совсем немного времени и более подробное знакомство с рекой состоялось только на следующий день. И было оно самым приятным! Разделившись, мы отправились исследовать реку в районе лагеря – часть группы пошла вверх, часть вниз по течению – и у каждой по возвращении было что рассказать.

Ниже лагеря в устье небольшого холодного ручья образовалась небольшая яма с галечным дном – всегда и везде перспективное место стоянки тайменя. Первыми трофеями здесь стали окуни, которые и клевали с переменным успехом в течение дня, но через некоторое время их клев вдруг прекратился и с вечерней прохладой на охоту вышел таймень. У одного из нас за час случилось 6 мощных поклевок, но каждый раз удача отворачивалась от рыболова – таймень сходил с крючка. Что было причиной этих сходов для меня не понятно – то ли активность рыбы была невысокой, то ли была выбрана неправильная приманка и тактика вываживания.

Вслед за группой пришедшей снизу, в лагерь вернулись ребята, ушедшие вверх по реке. Их результат был чуть лучше – удалось поймать небольшого тайменя около 10 кг, пару щук до 6 кг и нескольких крупных окуней. Несколько смущало полное отсутствие в реке сколько-нибудь крупного хариуса – на обследованном участке ни одной поклевки этой рыбы не случилось, и только на пороге чуть ниже лагеря на небольшие мухи ловились совсем небольшие рыбы до 15 см длиной.

Следующий день мы вновь решили провести на этом месте и более обстоятельно обловить ближайшие к лагерю ямы. Результат был удачным – и ниже и выше по течению мы поймали нескольких тайменей до 12 кг, щук, окуней, сигов.

Читать еще:  База отдыха "Гиреево" - платные водоемы

К вечеру второго дня с верховьев реки потянуло дымом и в лагере стало ощутимо тяжелее дышать. Несколько очагов пожара были расположены где-то в 3 – 4 км ниже и дым от них столбом перемещался где-то у нас за спиной, то приближаясь, то удаляясь. Было принято решение следующим утром начинать сплав, чтобы избежать неприятных ситуаций и экстренных сборов. Так и сделали. И уже через несколько километров воздух стал чище, и дышать стало свободнее. Лес, тем не менее, горел на протяжении всего сплава – очаги возгорания иногда подходили вплотную к реке и мы видели открытое пламя, столбы густого дыма то там, то тут поднимались над тайгой, но сплошной дымовой завесы, как это было в первый день, мы уже не встречали.

Река стала немного шире, достигая в некоторых местах 70 метров, но глубины по-прежнему были небольшими и в целом было заметно, что уровень воды в нормальные годы по меньшей мере на метр выше. Во время сплава мы старались не растягиваться и держаться друг от друга в пределах видимости, но и не слишком близко, чтобы не мешаться во время ловли. Такой вариант сплава, кроме того, позволяет лодкам меняться, чтобы каждый попробовал себя в роли флагмана и первым обловил возможные места стоянки рыб.

Всего за неделю у нас было три сплавных дня, и каждый был по-своему интересен. Наиболее удачными были первый и последний дни, когда были пойманы самые крупные таймени экспедиции. Наибольшее количество тайменей мы поймали на первом участке сплава и в районе второго лагеря. Самый большой из них достигал длины 1,47 м и веса 18 кг, а экземпляров в районе 10 – 12 кг попалось около 7 – 8 штук.

На втором участке сплава широких медленнотекущих плесов с глубинами до 2 метров стало больше, а пороговых участков, наоборот, меньше. На этих плесах вдоль берегов почти сплошной стеной поднималась водная растительность, так что из 70 — 100 метров русла, «рабочими» оставались около 50 метров. Здесь ловился в основном окунь, язь и сиг. Причем в это время они собирались в стаи, не только окуни и сиги, но и язи – часто мы наблюдали наверное до 40 особей, проносящихся под нашей лодкой. Помимо этих рыб, на порогах часто мы видели уходящих от лодки тайменей. В основном это были некрупные экземпляры до 5 – 7 кг, но однажды в глубине одной из ям нам то ли померещился, то ли махнул хвостом настоящий трофейный таймень.

Самого крупного тайменя около 20 кг мы поймали в последний день сплава, на участке совершенно нетипичном и не сулившем изначально какой-то особой удачи. Это был широкий, практически стоячий «окуневый» отрезок реки с песчаным дном и полосой водной растительности у берегов, где один за одним ловились язи, окуни и щуки.

Чем ниже мы сплавлялись, тем труднее было найти место для постановки лагеря и вертолетную площадку. В итоге нам пришлось вырубать часть береговых кустов, чтобы вертолету было где сесть, но иначе улететь не получилось бы – впереди начинался длинный болотистый участок, проскочить который у нас уже не было времени.

В целом же, река нас очень порадовала, и мы еще тогда решили, что обязательно вернемся сюда.

ВНИМАНИЕ

В августе 2017 года мы организуем сборную группу как раз на эту реку, причем начать маршрут планируем с самых ее верховьев, а заканчивать уже в Енисее.

Рыболовные сплавы по притокам Енисея

Сезон лета-осени 2014 года на Енисее сложился для нас очень удачно. Смело можно сказать, что такой рыбалки у нас не было давно. Конечно, каждый год в Туруханске мы ловим отличных тайменей, но такого, чтобы с одного места удавалось вытащить десяток экземпляров от 10 кг и более я не помню. Но давайте по-порядку.

Прилетели мы в Красноярский край, как обычно, в начале августа. Нашей целью с первой группой рыбаков было попасть в систему озер в верховьях реки Северная, где мы в первую очередь хотели поискать крупного гольца и исследовать боковые притоки, а на саму реку зайти только в конце маршрута. Погода, однако, как и в прошлом году внесла свои коррективы в эти планы — район был закрыт для полетов с неблагоприятным прогнозом на ближайшие два дня, поэтому, посмотрев на карту региона, мы приняли волевое решение вылететь на одну из неизвестных нам рек-притоков Енисея, где также по нашей информации мог быть голец и таймень.

Читать еще:  Какой крючок выбрать для ловли судака

Погрузив экспедиционное оборудование в вертолет, мы удобно устроились у иллюминаторов, и как только поднялись в воздух, начали с интересом всматриваться в проносящуюся под нами тайгу. Лететь нам предстояло около 2 часов, но уже через 30 мин мы смогли оценить масштабы прошлогодних пожаров, порушивших (как в итоге оказалось, к счастью) наши планы поездки в эту часть обширного водного бассейна реки Енисей. Гари были повсюду — почерневшие лиственницы и проплешины в лесной подстилке покрывали местность то тут, то там, не исключая и равнины болот, на которых только совсем уж влажные низины остались нетронутыми. Воды в реках между тем, было, казалось, достаточно много, не смотря на то, что предыдущий месяц был жарким и сухим. Наконец мы подлетели к нужной точке, что стало понятно по характерному изменению гула двигателей. Описав дугу над местом посадки, мы резко снизились и, быстро разгрузившись, вскоре уже провожали взглядом скрывающийся на горизонте вертолет.

Ну что ж, сезон в Туруханске наконец-то начался в полной мере! Впереди нас ждало три реки и чуть больше трех недель походной жизни.

Но вот неделя прошла, и мы вернулись в Туруханск, проводили одну группу и встретили другую, посовещавшись с которой, решили вылететь на пару дней сначала на эту же реку и только потом перелететь на ту, которую выбрали заранее. С новой группой мы приземлились на небольшом пяточке рядом с первым хорошим порогом, где неделю назад было пойманы хорошие таймени. Конечно, сомнения относительно успеха возможной рыбалки, которая должна будет проходить по следам нашей предыдущей группы, были, но развеялись следующим же утром, когда еще один Сергей вытащил тайменя, длиной 145 см. Вес рыбы нам определить не удалось, так как под рукой как назло не оказалось весов, но судя по ее длине и ширине хвостовой лопасти она весила около 25-30 кг. Снова собрав лодки, мы начали сплав как раз по самому тайменевому участку реки. В этот раз, однако, рыбы было ощутимо меньше. Наверняка сказались прошедшие накануне дожди, из-за которых вода немного поднялась и помутнела, но и наш прошлый вояж также определенно имел влияние. Тем не менее, еще около 15 крупных тайменей нам поймать удалось.

Последующие дни были не столь насыщенными, хотя до 10 тайменей в день мы все же ловили, но все они снова были в районе 10 — 12 кг. Хариус клевал вяло, щука и окунь попадались регулярно. Особенно много в реке было окуня, который порой даже мешал ловли тайменя. Держась в том числе и на перекатах, он быстрее хватал приманку, чем успевал атаковать ее таймень — я пару раз наблюдал как таймени двигались наперерез моей блесне, но окунь опережал их. Тем не менее, за прошедшие 7 дней сплава мы в 4 спиннинга поймали никак не меньше 70 тайменей за 10 кг, наибольший из вытащенных весил около 18 кг.

Следующий день стал, пожалуй, еще более удачным. Вначале река снова текла через озерные расширения со щукой и окунем, но затем вошла в глубокое русло в узких берегах. Здесь почти сразу нам удалось выловить еще одного крупного тайменя, особи помельче также продолжили регулярно клевать. Наконец, после очередного озера, на выходе из которого образовался небольшой перекат, мы решили остановиться и обловить это место с берега. Первый же заброс на стремнину и поклевка тайменя около 10 кг! Непродолжительное вываживание и, после фотографирования рыба быстро отпускается. Следующий заброс в то же место и снова поклевка! На крючке вновь таймень под 10 кг! Так в течение часа на небольшом участке практически с одного места мы выловили десяток тайменей. Действительно крупных экземпляров среди них не оказалось, но при таком активном клеве это было не так важно. Тем более, что в 500 метрах ниже начался глубокий быстрый плес, где мы взяли несколько тайменей от 12 до 15 кг, а еще одного — судя по размерам увиденного хвоста, он мог весить за 20 кг — мы упустили.