Синяя (Якутия) – место для рыбака

Река Синяя

Очередная «Точка на карте» получилась не вполне традиционной. В этот раз отправимся не на подмосковные водоемы, а в Якутию. Хочу познакомить читателей с одной из самых кра­сивых рек нашей страны, из сплава по которой я только что вернулся. Конечно, мне дове­лось побывать далеко не на всех российских реках, но опыт подсказывает мне, что не только у нас, но и во всем мире найдется не так много рек, которые могут сравниться по красоте с рекой Синей, или, по-якутски, Сиинэ.

Синяя берет свое начало на Приленском плато, течет по не­му шестьсот километров и впа­дает в Лену. Мы не планирова­ли пройти всю реку, нас инте­ресовали лишь последние сто километров, то есть та часть ре­ки, где находится памятник при­роды «Синские столбы». Многие слышали про Ленские столбы, но с кем я ни разговаривал, ни­кто не мог мне хоть что-то рас­сказать про Синские. До этой по­ездки я, честно говоря, и сам о них ничего не знал.

Каждый год мы с друзья­ми планируем очередное путе­шествие на одну из рек нашей необъятной страны. Рек у нас столько, что жизни не хватит все их пройти, но пройти по самым известным и красивым очень хо­чется. И количество рыбы в ре­ке для нас не является основным критерием. Была бы река, а ры­бу мы поймаем. С этим у нас ни­когда проблем не было. Пробле­мы бывают только с финансами на поездку и с заброской.

Мы уже бывали в Якутии, и воспоминания об этих местах очень яркие, только вот бюд­жетными эти поездки точно не были. Но если заняться орга­низацией поездки заранее, то всегда есть возможность купить билеты на самолет по прием­лемой цене. В «Трансаэро» бы­ли билеты до Якутска и обратно по 14000 рублей. А когда мы уз­нали о Синей, то последние со­мнения отпали. Надо идти! Ко­манда собралась у нас «межре­гиональная»: семь человек из Москвы, Рязани и Сургута.

Прилетели в Якутск. В аэро­порту нас ждал микроавтобус, который, преодолев 120 киломе­тров по не очень хорошей грунто­вой дороге, доставил нас в посе­лок Бердигестях. Там мы пересели на два подготовленных к бездоро­жью УАЗа. Еще сотня километров – и мы наконец на берегу Синей.

Заброска хоть и утомила, но прошла гладко. Еще вчера вече­ром мы были в Москве, а сегодня уже наслаждаемся таежным за­катом на берегу якутской реки.

Река, если честно, в месте нашего старта не произвела на меня никакого впечатления. Во­ды мало, и она теплая – выше двадцати градусов. А это значит, что таким рыбам, как хариус и ленок, тут делать нечего. Цвет воды темный, дно же в месте на­шей высадки было песчаным. Отлично для пляжа, но для ры­балки не очень: рыбе просто не за что зацепиться.

Но нам пока не до рыбалки. Мы собирали катамаран и бай­дарку. Именно на них мы пла­нировали пройти маршрут. За­бегая вперед, скажу, что пройти его можно на любой надувной лодке. Никаких опасных поро­гов и водопадов на этой части реки нет.

Но вот плавсредства готовы, пришло время первой ухи. В на­роде говорят, что в Якутии рыбы столько, что, отправляясь на ры­балку, можно сразу ставить на огонь воду для ухи. Мне с моим другом Сергеем пришлось, од­нако, потрудиться. Если бы пе­ред уходом поставили котелок на огонь, вода успела бы выки­петь. И уха у нас была не из ха­риусов и ленков, а из щук и оку­ней. Собирая в Москве снасти, я каким-то чудом бросил в ко­робочку несколько маленьких джиг-головок и пачку съедоб­ной резины. Вот джиг и принес мне удачу.

Сергей на вертушки и коле­балки тоже наловил рыбки, но джиг на якутской речке – это, со­гласитесь, оригинально. Рези­на и в дальнейшем хорошо со­блазняла окуней и щук, что в принципе не удивительно. Уди­вительно то, что окунь стоял на классических харюзовых ме­стах: на быстрых шиверах перед небольшими перекатами. И все­ми своими повадками напоми­нал хариуса. Он атаковал и бы­стро проплывающую по поверх­ности муху, и пролетающую над ним колебалку. А щука стояла сразу за перекатом, там, где по всем правилам должен был сто­ять ленок.

В общем, с рыбалкой все бы­ло более-менее понятно, и от этого было немного грустно. Да­же пойманные килограммовые окуни нас не очень-то и обрадо­вали, хотя уха из окуней очень вкусная.

Еще меньше нас обрадовала встреченная на реке во второй день команда местных рыбаков на уазиках. Правда, судя по кар­те, это была крайняя точка, куда можно было попасть на машине, что нас, естественно, несколько приободрило. А когда Сергей на первом же быстром и глубоком перекате поймал ленка, мы по­няли, что все только начинается. Остановившись на этом перека­те на ночевку, мы поймали еще несколько ленков. Как только стемнело, я решил половить «на мыша». На первой же проводке – выход. Потом еще один. Я в пол­ной уверенности, что это ленок. Ведь это его классические места сразу за перекатом. Но оказа­лось, что прямо на сильном тече­нии стоит щука – и именно она охотится на моего мыша.

Читать еще:  Пруды в Майском - место для рыбалки

А тут еще Вячеслав, взяв­ший спиннинг в руки чуть ли не впервые, начал рушить все усто явшиеся правила. Он тащил мы­ша с такой скоростью, что, каза­лось, ни у одной рыбы не было шансов догнать его приманку. Да и никакие полевки и мыши не плавают так быстро! Но щу­ки буквально сходили с ума от такой проводки, и он таскал их одну за другой. При этом восхи­щался приманкой, за которой ему не нужно было лезть в воду. Другие приманки он все время цеплял за камни, и ему приходи­лось то и дело их спасать.

3 августа, как раз в день мо­его рождения, река открыла нам всю свою красоту. Утром Си­няя подарила нам ленка на пол­тора килограмма, о чем мы еще совсем недавно и не мечтали. А потом мы увидели первые Син­ские столбы. Правда, чтобы мы не поумирали сразу от избытка чувств, река спрятала их в дым­ке лесных пожаров, принесен­ной сменившимся ветром.

На праздничном столе у нас была уха из ленка, вкуснейший малосол из него же плюс хе из щуки – и, конечно, по чуть-чуть спирта за здоровье именинни­ка. А еще нам некуда было торо­питься. Ведь весь маршрут всего сто километров, а времени у нас было больше недели.

И все эти сто километров мы только и делали, что восхищались открывающимися пейзажами. На каждом повороте извилистой ре­ки нас ждали средневековые зам­ки, построенные природой за многие миллионы лет. Ни один из этих замков не был похож на дру­гой. Иногда казалось, что вот-вот из многочисленных пещер и пе­щерок вылезут сказочные суще­ства и, с удивлением посмотрев на тебя, спрячутся в своих камен­ных жилищах.

За очередным поворотом лось, не заметив байдарку, прыг­нул с берега в воду прямо перед ребятами, а потом как ни в чем не бывало пару раз фыркнул на них и, попозировав, неспешно ретировался в тайгу.

Нам совсем не хотелось от­влекаться на рыбалку, тем более что у скал поймать удавалось, как правило, только щук и оку­ней, ну и еще неопознанную на­ми рыбу, которую мы называли сорогой.

Весь ленок стоял на быстрых перекатах, что было вполне ожидаемо. Ведь за время наше­го сплава вода в реке остыть не успела. Ленок ловился и на ста­рый «Атом», и на розовый чабик. Я специально решил попробо­вать этот воблер. Раз он отлич­но ловит форель на платниках, почему бы ему не ловить и си­бирскую форель, как иногда на­зывают ленка? Только я повесил эту приманку – и тут же поймал ленка. А щуки заглатывали этот чабик так, что из пасти торчал лишь кончик поводка-струны. Интересно, кого здешним хищ­никам может напоминать розо­вый воблер?

Но самой эффектной и эф­фективной приманкой по лен­ку я бы назвал «ночного гу­ляку». Этот топвотер от Halco нас просто покорил. Я, правда, давно знал о его рабочих каче­ствах, а вот Александр не дога­дывался. Я предложил ему «гу­ляку», а сам прицепил пенопо­лиуретанового мыша. Ленок просто обожает мышей – похо­же, что для него это деликатес. Найти бедную мышку в желуд­ке у ленка удается довольно ча­сто. Поэтому, если возле места ночевки был перекат, вечером, как только ленок выходил на охоту, мы тоже спешили к ре­ке. И «гуляка» делал на раз мою самую уловистую мышь. А раз­мер пойманных ночью ленков очень радовал.

Ленок был у нас в уловах до самого последнего дня наше­го путешествия. И все это время мы любовались сказочными ви­дами Синских столбов, которые тянутся до самого Синска, где, собственно, и закончился наш поход. Совсем короткий поход, вспоминать который мы будем всю жизнь.

И очень жалко, что боль­шинство у нас знают о существо­вании американского Большо­го Каньона и африканского во­допада Виктория, но ничего не знают о тех же Синских столбах, которые по своей красоте и не­повторимости дадут фору и пер­вому и второму.

Бюджет всей поездки (12 дней, 7 человек) составил трид­цать тысяч рублей на каждого, включая авиаперелет, заброску- выброску, все накладные расхо­ды и еду.

Читать еще:  Инза - место для рыбака

На посещение природного парка «Синяя» нужно получить разрешение в администрации парка. О стоимости этого разре­шения я рассказал отдельно на 3-й странице этого номера «РР».

Река Синяя

Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20.

Я жил бы там, и жил бы вечно…

Мой товарищ Гавриэл, не большой любитель рыбалки, но страстный путешественник, как-то пригласил сплавится на катамаране по одной из красивейших рек Восточной Сибири, а может и всей России — Синей*. Согласился я на этот сплав только потому, что время было летнее, серьезная рыбалка на горных реках еще не началась, а махать топором на даче изрядно поднадоело. Я отлично понимал, что на Синей, кроме щук и окуней, никаких других речных хищников нет, поэтому настроился загорать и купаться, а уж рыбачить — как получится.

Оформив отгулы, сложив в геологическую вьючную сумку все необходимое снаряжение, мы прилетели на рейсовом самолетике Л-410 под псевдонимом «Чебурашка» в районный центр село Бердигестях Горного района ЯАССР.

Самый быстроходный аппарат местных воздушных линий СССР

Еще через пару часов, со знакомыми пилотом Юрой П. на вертолете Ми-2, который работал по заявке базы авиационной охраны лесов от пожаров, отправились на реку Синюю. Жара, качка, специфическая вонь в салоне польской вертушки, не могли испортить нам настроения. Мы глазели на сплошной кудрявый ковер тайги с разноцветными разводами озер и изумрудными лентами речек, пили квас и даже пели песни.

Типичное карасевое озеро центральной Якутии

Через сорок минут, описав контрольный круг над галечной косой, наша «стрекоза» плавно примостилась возле обрывистого берега, чуть ниже села Тонг-Улах.

Пока мы разгружались и перетаскивали снаряжение, пилот искупался в реке и, помахав нам ручкой, умчался за четырьмя пожарниками, сброшенными накануне с парашютами, на небольшой лесной пожар.

Неспеша, собрали катамараны. Но если бы и спешили, то все равно, самоделки эти быстро не соберешь, возились часа два. Закрепили на них снаряжение, разделись до плавок и, перекрестившись, поплыли вниз по течению. Сплав мы начали, так сказать с «высоких» широт. Река в среднем своем течении, петляет среди небольших холмов, то покрытых великолепными березовыми рощами, то елово-лиственичным лесом, иногда сосновым редколесьем. Довольно часто встречаются разнотравные луга с тихими заводями, где вода то и дело вспенивается от малька разбегающегося от полосатых разбойников — окуней. Песчаные косы и острова так и притягивают своим горячим золотым песком, прямо шепчут: «Полежи на мне, полежи». Ну и лежим, вместо того, чтобы плыть. Чем дальше плывем, тем слабее русло реки меняет свое направление. Теплая вода её лениво перекатывается через мели, замирает на плесах, прячется в заводях, как бы показывая всем своим поведением, что не хочет вливаться в холодные воды своей старшей сестры — Лене.

Среднее течение Синей

В первый же день приятно удивило наличие в реке ленков. Небольшие, в этой реке, но удивительно красивые, эти рыбы попадались, как правило, возле устьев небольших, холодных речушек и ручьев стекающих с плато. В результате самыми востребованными блеснами стали вертушки второго и третьего номеров. При этом цвет значения не имел, если ленки были, то ловились. На следующий день, проплывая под нависшими над рекой деревьями, мы увидели в кристально чистой, с изумрудным отливом воде, хариусов. Быстренько пристали у противоположенного берега, снарядили себе по удочки и, забредя по пояс в воду, принялись ловить. На искусственную муху, гордые и благородные рыбы, ловиться не хотели. Пришлось лезть в кусты, в которых прятались от дневной жары тучи рыжих комаров и копать червей. И на червя, добытого с великим трудом, было поймано всего два хариуса. Это после, уже на другой стоянке, мы поняли, что лучше всего ловить хариуса на обыкновенного, но живого кузнечика. А вот попробуй сначала их наловить, ползая голыми коленками по колючей траве, из которой поднимаются гудящие тучи комаров, готовых впиться в каждый миллиметр твоего тела — кошмар.

Сплав проходил легко и весело. Рыба ловилась, причем намного лучше, чем я предполагал. Щук, например, ловить было совсем просто. В любом месте, где возле берега было глубоко, а трава, росшая на берегу, росла и в воде, обязательно «паслась» зубастая. Причем, на крупные колеблющиеся блесна попадались вполне приличные экземпляры. Считается, что в Синей обитает шестнадцать видов рыб. Может быть, но мы насчитали меньше. На все виды наших снастей, спиннинг, удочка и жерлица, мы поймали ершей, елецов, красноперок (сорога), хариусов, ленков, окуней и щук. Тайменя даже не видели.

Читать еще:  Форель радужная

Удивляло и радовало отсутствие людей, что делало путешествие более таинственным и опасным. Если учесть, что вокруг была непроходимая, девственная тайга, а у нас не было даже ружья, то можно представить, как иногда приходилось с опаской вглядываться в кусты из-за которых доносился треск ломающихся веток. В тайгу, хоть и не глубоко, мы все же заходили — за ягодой. Особо вкусная в июле, это конечно кислица (красная смородина). Наелись мы её во всяком виде, даже новое блюдо придумали — кислица, залитая сгущенным молоком — обалдеть. Если нас при этом видели медведи, то завидовали черной завистью и глотали слюни.

Не созревшая кислеца, та, что прячется в темноте

Была у нас с собой карта, но вероятно «прозевав» несколько ориентиров, мы, в конце концов, перестали понимать, где нас несет. И только когда речка снова начала вилять, а перед нашими глазами появились гряды известковых, старых скал, мы поняли, что слева остался приток под названием Тас-Ханда и что скоро наше путешествие закончится.

Вечные стражи древней земли Олонхо

Скалы, которые мы проплывали, называются Синские столбы. В отличие от Ленских столбов, которые есть только на правом берегу, эти возвышаются то на одном, то на другом берегу Сеней. Местами стены скал почти отвесные. Кое-где скалы довольно высокие, много пещер и ниш. Попадаются очень живописные нагромождения в виде отдельных столбов и колон. Некоторые, если «включить» фантазию похожи на средневековые замки. Мы, конечно, не упустили возможности полазить немного по этим скалам, но ничего особенного там не нашли — просто красиво.

Рыбалка в устье реки оказалась интересной только для Гавриэла, который на небольшую донку вытаскивал одну за другой крупных сорог и радовался при этом, как ребенок. Я не поймав ни одного хищника, уговорил напарника закончить баловство с ловлей сороги, и мы выплыли на быстрое Ленское течение.

Лена в устье Синей

Сплавляться на утлых, одноместных катоморанчиках по громадной реке, оказалось не очень приятно. Мутная от ила, темная, пенящаяся вокруг препятствий вода, перемешивается течением, создавая эффект слабого кипения. Картинка, скажу вам, не слабая. С одной стороны кусты на берегах только успевают мелькать перед глазами, а с другой, километры воды. По Лене, не очень удаляясь от левого берега, доплыли мы до Покровска, откуда на рейсовом автобусе вернулись в Якутск.

Вывод: идеальное место для отдыха в компании или семьей. Красиво, безопасно, весело. Рыбалка чисто любительская, на уху поймать всегда можно, но могут быть и приятные сюрпризы в виде крупного ленка.

СИНЯЯ* — река в Якутии, левый приток Лены. 597 км, площадь бассейна 30,9 тыс км2. Средний расход воды в нижнем течении 41 м3/с.

Постаревшие и разлетевшиеся по миру участники той экспедиции: Якут и Гавриэл

Мероприятие

Сплав по реке Синяя (Якутия)

Информация

Описание: Синяя-Тур приглашает любителей активного отдыха и рыбалки на летний тур по реке Синяя (Якутия).

📅Даты тура: 15-23 июля 2019 г. (8 дней/ 7 ночей).
👬Группа: 6-14 человек.
💰Стоимость: 25 000 руб. (по опции все включено, кроме питания в придорожных кафе). Показать полностью…
Трансфер г. Якутск – река Синяя и обратно.

Река Синяя, левый приток Лены, известна рядами известковых скал, сильно разрушенных дождями, морозами, ветрами. Они поражают почти отвесными стенами (высотой до 100 м) с пещерами и нишами. Это Синские столбы, которые поочередно украшают оба берега Синей до впадения ее в Лену. Река богата рыбой – окунь, щука, ленок, хариус.

Чистый воздух, неограниченная возможность купания, рыбная ловля, богатство и разнообразие впечатлений – все это предлагает туристический водный маршрут “Сплав по реке Синяя”.

Даты тура: 15-23 июля 2019 г. (8 дней/ 7 ночей).
Группа: 6-14 человек.
Стоимость: 25 000 руб. (по опции все включено, Показать полностью… кроме питания в придорожных кафе).
Трансфер Якутск – река Синяя и обратно.