Соболиное озеро – место для рыбака

За хариусом на Соболиное озеро (начало июня)

Категории статьи: Снежная / Селенгинка / Соболиное
Весной, когда во многих сибирских регионах половодье, спиннингисты ищут удачу в других регионах. Открыть летний спиннинговый сезон, а заодно половить такую вкуснейшую и одновременно одну из самых спортивных рыб, как хариус, мы и отправились на байкальские реки.

Справедливости ради надо сказать, что Сибирь большая, и законы рыболовства в каждом регионе свои. Непосредственно на Байкале ловля хариуса запрещена с начала мая до середины июня, а вот на некоторых реках-притоках (не на всех!) Байкала ловля хариуса спортивными снастями в мае разрешена. Намеченный нами путь пролегал на находившееся в 30 км от Байкала озеро Соболиное, в котором, по словам наших проводников опытных туристов и рыболовов, членов иркутского клуба рыболовов “Поплавок”, хариус ловится всегда.

Прибыв утром на поезде в Иркутск мы, не мешкая, двинулись в достаточно долгий автопробег длинной в 200 км до турбазы “Теплые озера”, от которой и был назначен старт на озеро Соболиное. Данная турбаза находится на границе Иркутской области и Бурятии на берегу красивейшей реки Снежной, там можно не только сносно переночевать, но и оставить свои автомобили на охраняемой стоянке. Переодевшись в рыболовную одежду и забив под завязку снаряжением и провиантом рюкзаки мы, полные радостных предчувствий, отправились в пеший поход.

Пройти за оставшиеся полдня весь путь по весьма сложной лесной тропе было нереально и мы, пройдя половину пути, разбили свой первый лагерь в месте слияния двух рек – Снежной и Селенгинки. Место было очень красивым и перспективным с рыболовной точки зрения. Здесь наш проводник Игорь Михалев прочитал нам небольшую лекцию о ловле хариуса и ленка и познакомил с основной байкальской снастью для ловли этих рыб: грузовым настроем.

Грузовой настрой представляет собой набор свинцовых грузиков, последовательно расположенных на леске. Все грузики имеют эллипсовидную форму и отличаются один от другого только по размерам и весу. Заканчивается настрой поводком с привязанной к нему приманкой. Назначение любого грузового настроя – удерживать наживку или искусственную приманку во взвешенном состоянии на заданной глубине.

Чем больше глубина и скорость течения, тем длиннее и тяжелее делают настрой и ближе один к другому закрепляют на лесе свинцовые грузики. Наши настрои, выданные нам Игорем были весом в 16-20 грамм, что вполне достаточно для неглубоких горных рек.

Немаловажной вещью в настрое является наплав (поплавок). Он должен при минимальном размере иметь максимальную грузоподъемность и обтекаемую форму, позволяющую легко подтягивать его против течения, и обладать хорошей чувствительностью на поклевку. Сверху наплыва на основной леске вяжется стопорный узел и под него одевается бусинка. Таким образом, рыболов, перемещая вверх-вниз стопорный узел, регулирует глубину погружения приманки. Самое главное правило – приманка должна двигаться непосредственно около дна и даже слегка чиркать по камням.

Грузовой настрой используется как при ловле “впроводку” (на реках), так и в стоячей воде (на Байкале и прочих озерах). У Игоря был с собой целый арсенал заготовленных настроев, которые крепились к основной леске. Причем на самом настрое была предусмотрена миниатюрная защелка с помощью которой легко менялся поводок с приманкой (мушкой).

Для ловли хариуса на Байкале и его притоках используют натуральные приманки (дождевой червь, бормаш, кузнечик). Но рыболовы-спортсмены всегда предпочитают искусственные мушки. Мушки, привязанные к тонким поводкам, хариусы берут чаще, без опаски, и поклевок бывает гораздо больше, чем на поводках толщиной более 0,2 мм. Но нужно учитывать, что хариусы в тех краях попадаются очень крупные, достигающие веса 1,5 – 2,0 кг и больше.

Удержать на слабом, тонком поводке таких великанов практически невозможно. Пусть будет меньше поклевок, зато есть надежда не упустить трофейный экземпляр, обрыв которого отдается горечью в памяти на много дней. Так что приходится ставить на основную леску диаметром 0,25 поводки не тоньше 0.18 мм.

Итак, снасти были собраны и мы приступили к рыбалке. Тут же выяснилось, что ловить на безинерционные катушки на грузовой настрой не очень удобно и для такой ловли гораздо лучше подходят обыкновенные инерционные катушки или мультипликаторы. Все дело в том, что грузовой настрой требует постоянного контроля. Леска все время должна быть в натяжении (или в состоянии близком к этому) и при малейшем нырке поплавка должна следовать немедленная подсечка. Проморгал полсекунды – остался без рыбы. Хариус моментально определяет подвох и тут же выплевывает обманку.

Проведенный вечер в оттачивании техники ловли на грузовой настрой не прошел зря. Хотя рыбы нами поймано не было, но зато мы отточили технику и усвоили теорию ловли. Со слов Игоря, рыбы в реках пока еще мало, она либо еще не вышла с Байкала, либо уже ушла в верховье и здесь нам делать нечего. Зато завтра на озере Соболином….

Добраться на озеро Соболиное – дело достаточно непростое даже для опытного туриста. Нам пришлось идти по еле заметной тропе сквозь буреломы, кедровый стланик, каменистые ряды (курумы), а в конце пути почти километр брести по колено в воде вдоль берега озера Соболиное обходя, таким образом, непроходимый береговой лес. Уже по темноте мы добрались до искомой площадки на берегу Соболиного озера и разбили лагерь. Все выбились из сил, а потому переодевшись в сухую одежду и наскоро отметив прибытие на точку, мы улеглись спать.

Прошло уже два дня пути, а рыбы мы еще и не видели. Пора было компенсировать наши трудозатраты хорошей рыбалкой. Озеро Соболиной образовалось несколько веков назад в результате землетрясения и, по сути, является руслом реки Селенгинки, но в отличие от реки имеет глубину до 60-80 метров.

Читать еще:  Белый Июс - место для рыбака

Ниже озера находятся несколько мощных порогов, которые не преодолевает ленок и, наверное, хариус, двигающийся из Байкала, а выше озера на расстоянии 5 километров вверх по течению Селенгинки находится водопад “Сказка” высотой в несколько десятков метров, который в свою очередь перекрывает движение рыбы вверх. Таким образом, на озере Соболином образуется замкнутая экосистема, в которой местный хариус не может уйти далеко вверх, да и вниз по течению он тоже не уходит и держится в основном в озере.

Водопад “Сказка” находится не на самой Селенгинке, а на ее притоке – ручье Красном, высота водопада около 15 метров.

Хотя полностью хариус озеро не оставляет круглый год, он все же поднимается летом выше озера к притокам р. Селенгинка – Зун-Селенгинке и Барун-Селенгинке, а также ручьям питающим эти реки. (Примечание редактора сайта baikalfishing.ru)

Все говорило за то, что хариусу тут просто деваться некуда, а учитывая труднодоступность – хариус должен быть почти непуганым, а значит активным. Но не тут-то было. Из более чем десяти посещений этого озера у Игоря впервые случилось такое фиаско. Ни он, ни тем более мы так и не увидели не только поклевки, но и даже присутствия рыбы на озере Соболином. Вполне возможно, что мы попали в такой период, когда рыбы была занята икрометом и ушла либо на глубину, либо в еще какие-то неизвестные нам места. Чтобы окончательно проверить все версии Игорь прошел верх по Селенгинке до самого водопада, но и там у него не случилось, ни одной поклевки.

Мы тоже не теряли время даром, и течение дня облавливали воды озера в поисках хариуса. Так в трудах прошел целый день, и самое время было собрать совет мудрецов и решить, что делать дальше, но погода внесла свои коррективы и решила за нас. К вечеру подул очень сильный ветер (озеро находится на высоте более 1 км. над уровнем моря) который буквально срывал палатки, резко опустилась температура воздуха и постепенно дождь перешел в снег.

Продержавшись ночь в старой и дырявой палатке к утру мы промокли и продрогли, и для нас встал вопрос не просто пребывания, но и выживания: не известно сколько продлится такое ненастье и что будет дальше – погода в горах очень непредсказуема, особенно в мае. Не долго думая, мы стали собираться в обратный путь.

Не передать словами, насколько тяжелым и сложным оказался обратный путь. Мы решили пройти за день весь путь протяженностью почти 30 км с тяжелыми рюкзаками за плечами. Наше желание было такое: пусть хоть за полночь, но дойти до теплого жилья. Кроме физических трудностей на обратной дороге мы столкнулись и с еще одной проблемой: по нашим подсчетам мы насобирали на себя более 300 клещей. За время пути мы заметили, что клещи как правило, встречаются очагами. Причем концентрация клещей в очагах такая, что буквально за 1-2 минуты пути можно набрать до 20-30 клещей.

Все клещи доставались идущим впереди группы одному-двум рыболовам. Именно они и собирали на себя с тропы всех этих насекомых. Мы же следовали за нашими проводниками и нас клещи почти не трогали. Но стоило отойти с наторенной тропки или случайно оступиться как тут же мы обнаруживали на себе клещей.

Клещи предпочитают солнечные места, заросшие сухой травой. Их почти нет в тени лесов, да и в сумерки они уже уходят под землю в свои норки и ночью можно почти без опаски двигаться. Самое главное регулярно осматриваться и плотно одеваться, не лишними будут репелленты и тогда никакие клещи не страшны. Вся наша группа благодаря этим несложным правилам осталась цела и никто не получил не одного укуса клеща.

Уже почти в полночь мы таки добрались до нашей базы и, совершенно обессиленные, отправились на поздний ужин в ближайшую “кафешку”. Походки всех экспедиционеров напоминали походку робота Вертера из известного детского кинофильма. Ноги были сбиты почти в кровь. После ужина лица у всех раскраснелись, и нас стала бить мелкая дрожь от перенесенного перенапряжения. Пора отдыхать. Надо ли говорить, что в ту ночь мы спали без снов…

Утро следующего дня мы, не смотря на ломоту во всем теле, решили все-таки посвятить ловле хариуса – зря что ли ехали так далеко. За ужином мы узнали, что неподалеку от нашей базы в одну совершенно маленькую речушку уже стал заходить хариус с Байкала и там его день назад удачно ловили на грузовой настрой, но не на мушку, а на червя. Ноги все еще болели, но мы стоически двигались вдоль реки, облавливая перспективные участки. Удача улыбнулась самому опытному из нас иркутянину Игорю, который выловил вполне солидных 8 хариусов за каких-то 40-50 минут.

Конечно, ловил он на настрой лучше нас, знал лучше повадки рыбы, да и в отличие от нас имел большой запас мушек и в конце концов нашел самую аппетитную приманку того дня, которой оказалась мушка желто-зеленого цвета под бормыша. Хариус заходил с Байкала, где до сих пор питался бормышем и в реке он тоже предпочитал муху расцветки “под бормыша”. На мои мухи белого и красного цвета были только выходы хариуса, но подойдя к мушке, он останавливался и не решался атаковать. Но я все равно остался доволен результатом рыбалки, увидел, как ловится местный хариус и в целом почерпнул для себя много полезной информации, которой не научишься в книжках и журналах.

Читать еще:  Волгоградское водохранилище - место для рыбака

В общем, если подвести итоги этой поездки, можно сделать следующие выводы. Как иногда это случается, даже самые рыбные водоемы объявляют забастовку, и можно остаться без улова где угодно. Но зато мы побывали в красивейших местах, получили огромный опыт по туризму, и поняли, что на Байкале и его притоках еще достаточно рыбы и особенно такой спортивной, как хариус и ленок. Причем размеры этой рыбы весьма и весьма солидные. Хариус в 300-400 грамм там считается средним или даже небольшим, и очень часто ловятся хариусы в 1 кило и даже более.

Учитывая то, что рыбные места находятся вблизи дорог, железнодорожных станций или на расстоянии одного пешего перехода от населенных пунктов, то и добираться до них не так дорого и накладно, как многие думают до сих пор. Это значительно дешевле, чем многие рыболовные туры или дикие поездки на север Сибири, а значит, в будущем мы еще не раз съездим в те края и обязательно расскажем об этом.

Соболиное озеро – место для рыбака

egorushka » 06 апр 2010, 19:05

. «Ах, какой был изысканный бал»…

Бывает так – планируешь за месяц, собираешься, готовишь лыжи, пакуешь рюкзаки… Но возникает вдруг из небытия важная важность, которая ставит в дальний угол твое снаряжение, а ты уже мчишь совсем в другую сторону, горы тают в голубой дымке на горизонте и, стиснув покрепче руль, даешь себе обещание, что вот в другой раз всенепременно и обязательно!
А бывает совсем иначе… Вроде ничего особенного не совершил, но вдруг звезды выстраиваются в хоровод, банки начинают вязаться, бородатые боги улыбаются из темных углов и ты понимаешь, что фортуна наконец-то заметила тебя и твое предприятие обречено на успех!
Так было и в этот раз. Дважды команда стояла на низком старте и оба раза что-то мешало осуществить задуманное. Но 29-го марта было принято волевое решение, короткие сборы и два автомобиля с четырьмя участниками в ночь на 1-е апреля 2010 года катят в сторону Выдрино.
Перед двумя мобильными группами стояли непростые задачи, на выполнение которых было отведено всего 4 дня, учитывая заход и выход.

Первой группе, состоящей из меня Михалева Игоря (Egorushka) и инструктора по фри-райду Паши Левинского (Levking), необходимо было исследовать склоны долины ручья Медвежий от места впадения в р. Селенгинка до подперевального цирка. Установить пригодность склонов для катания, толщину снежного покрова, лавиноопасность и определить место под финишную базу на границе зоны леса. Задача сложная, но выполнимая. Протяженность маршрута около 24 км, перепад высот 1200 метров.
А вот перед Василием Мальцевым (Was79) биологом-охотоведом и Алексеем Хлановским (Operator) стояла по-настоящему сложная задача. Во-первых – нужно было найти места кормления копытных в долине реки Селенгинка и установить видовой состав. Во-вторых – найти места стоянки крупного хариуса в озере, определить кормовую базу и, по возможности, количество популяций.
Забегая вперед, скажу, что обе группы справились с поставленными задачами блестяще.

Итак…
1-е апреля, 7.00 утра, база «Теплые Озера» на Снежной, температура -12*С, легкий снежок и приличный встречный ветер с гор в сторону Байкала.
Хмурое солнце кое-как осветило серые окрестности и четырех человек с рюкзаками на лыжах, плавно и уверенно скользящих по идеальной снежной целине навстречу ветру.
Переход до стрелки с двумя перекурами занял 3,5 часа. Вылазим на полку, копаем яму, рубим дрова и вот уже макарошки веселою гурьбой ринулись в кипящую воду.

обеденный перерыв на Стрелке.

Пока суд да дело ветер стихает и выглядывает солнышко. Сразу теплеет, жить становится веселее. Горячий макаронный корм со свинским салом, душистый чаек с печенюшками и снова на лыжи.
Легкие подъемы чередуются короткими спусками. Лыжня плавно набирает высоту, периодически выходя к реке или ныряя в лес. Речка в этом году совсем безо льда, только полутораметровые сугробы перекрывают русло, оставляя обширные участки открытой воды.

Селенгинка перед подъемом к озеру.

полный вариант отчета с фотографиями и видео лежит ЗДЕСЬ

Хамар-Дабан

Поселок Выдрино – турбаза «Стрелка»

Маршрут до Соболиного озера начинается от поселка Выдрино, до которого можно добраться по железной дороге или на автомобиле. От станции Выдрино необходимо пройти около 1,5 км до моста через реку Снежная (182 км трассы Иркутск – Улан-Удэ). Здесь же начинается путь до турбазы «Стрелка» по двум маршрутам.

Первый вариант – это путь по левому берегу реки, мимо Теплых озер.

Плюсы:
1) можно доехать на такси или автомобиле до турбазы «Теплые озера на Снежной». Свое название база отдыха получила благодаря трем лесным озерам – Изумрудное, Теплое и Сказочное (Мертвое), рядом с которыми она расположена. Тем самым быстро преодолеть расстояние 5,5 км по дороге и сэкономить около двух часов пешего хода.

2) если время не подгоняет, можно затратить один-два дня на посещение озер, пика Тальцинский и горы Шапка Мономаха. От турбазы до переправы хорошая лесная тропа протяженностью около 9 км.

Минус: чтобы перебраться на турбазу «Стрелка», необходима переправа через реку Снежная. Есть вероятность, что на турбазе не будет сотрудников (особенно в «не сезон»). Желательно заранее узнать, присутствуют ли они на «Стрелке». Осенью 2018 года после переправы через реку Тальцы и до «Стрелки» наша группа встречала следы медведицы с медвежонком.

Второй вариант – это путь по правому берегу реки. Автомобиль можно оставить на стоянке за 200 руб/сутки, например, на гостевом дворе «Соболиная тропа» или у владельца аэролодки. В первых домах после большой стелы «Республика Бурятия» предлагают услуги проката аэролодки. 30 минут – и вы на турбазе «Стрелка».

Читать еще:  Ловля карпа летом

Расстояние от автотрассы до турбазы «Стрелка» 14 км. Минуя последние дома поселка, выходим на лесную дорогу. Дорога дважды пересекает линии электропередачи, а через три километра после поляны она переходит в тропу, которая то прижимается вплотную к реке, то уходит от нее далеко влево. Почти на всем протяжении тропу обступают заросли колоколообразного папоротника-страусника высотой в человеческий рост, а временами тропа проходит через рощи гигантских деревьев реликтового тополя (тополя душистого). Ствол тополя могут обхватить лишь четыре-пять человек, взявшись за руки.

На тропе много поваленных деревьев – время и непогода. На этом пути нам встречались следы молодого медведя. Кое-где на тропе потрудились волонтеры Большой Байкальской Тропы, например, выложили спуск из деревьев на одном из участков маршрута. Хорошо видны по пути гора Шапка Мономаха и пик Тальцинский. Довольно часто тропа проходит по руслу реки, когда будет полная вода, идти здесь не получится. Тропа часто петляет вверх в гору и вниз к руслу. Маршрут всегда разный, всё зависит от времени года и полноводности реки. На всем протяжении тропы вдоль Снежной есть много хороших мест для стоянки.

На стрелке двух рек, Селенгинки и Снежной, выстроили турбазу «Стрелка». Река Селенгинка побыстрее и покруче нравом, как, впрочем, и Снежная до слияния. А после их встречи река течёт спокойней.

Рядом с турбазой много удобных полян для стоянки. Здесь обычно устанавливают постоянный лагерь, из которого совершают радиальные выходы на Соболиные озера, к водопаду Сказка, к водопадам на Грамотухе.

На территории турбазы «Стрелка» можно воспользоваться следующими услугами (цены 2018 года):
-установка палатки на территории – 300 руб/сутки;
-проживание в «Гостевом доме» – 2000 руб/сутки;
-прокат аэролодки – 1500 руб/чел (загрузка не менее 3 человек);
-переправа – 200 руб/чел.

Турбаза «Стрелка» – Соболиное озеро

Расстояние от турбазы «Стрелка» до озера 4,5 км. Опять-таки есть два варианта маршрута.

Первый вариант – путь по левому берегу реки Селенгинки. Перебраться через реку можно вброд при малой воде или на лодке. Неплохие места для брода есть также чуть ниже «бассейна» и напротив впадения Грамотухи в Селенгинку. Хорошая тропа начинает резкий набор высоты по крутому берегу речки, изобилующей бурными водопадами, сливами, быстротоками. По дороге приходится пересекать выходы моренных отложений, ручьи, полосы кедрового стланика.

Второй вариант – путь по более популярному маршруту, по правому берегу реки Селенгинка. Команда иркутянина Леонида Стрелюка, несколько лет прорубала тропу в густых зарослях кедрового стланика до самого её истока из озера.

Тропа до бурной горной речушки Грамотуха проходится почти легко, нужно только преодолеть небольшой подъем на горку, обустроенную перилами. И вот мы у первого моста через Грамотуху – перекинутое бревно и перила.

Дикий пейзаж вокруг, шум воды, и только сотворенные человеком переправы напоминают о том, что здесь были люди. Вдоль тропы растут маслята, грузди, брусника. На берегу огромные валуны, рядом с ними человек просто теряется. Тропа всегда разная, где-то еле читается, иногда идет вдоль берега по валунам, иногда через стланик.

Преодолеваем второй мост и выходим к отличному месту для привала или бивака. Почти рядом третья, самая живописная переправа через Селенгинку. Этот подвесной мост делали спасатели МЧС, и за это им большой поклон. Четыре троса, растяжки. Мост покачивается над бурлящей водой, и чувства так же быстро меняются от восхищения до страха и назад.

Дальше на юг, к озеру. Теперь идем тропой по левому берегу, проторенной среди каменных нагромождений, покрытых кедровым стлаником. Необходимо преодолеть ещё два крутых участка тропы. Открываются прекрасный вид на реку Селенгинка. Наконец горы и лес расступятся, и глазам предстанет Соболиное озеро. Зеркальное отражение воды, гладь и тишина.

На поляне возле истока Селенгинки удобное место для отдыха. При наличии времени здесь можно остановиться на день-два, чтобы вдоволь насладиться красотой этого незабываемого уголка Хамар-Дабана. Лучше всего, конечно, путешествовать по озеру на надувной лодке или байдарке, если не полениться донести ее сюда.

Слева от стоянки исток реки. Хорошо видно, как озеро плавно переходит в реку: сначала зеркальная неподвижная гладь, затем ровные струи сбегают под уклон по плоским камням, а дальше – бурлящий поток.

Справа от стоянки стоит домик с буржуйкой и стол под навесом. Хозяева домика предлагают переправу на плоту на другой берег озера. Стоимость услуги 500 руб/чел. Чуть дальше по тропе они ведут стройку деревянного дома, возможно, это зарождение новой турбазы на озере.

Тропа обходит озеро справа по курумнику. «Каменная река» проросла кедровым стлаником. Отсюда, сверху, открывается великолепный вид: изумрудно-голубая гладь озера, синие горы за ним и плывущие по небу белые облака, отражающиеся в зеркале озера.

Дальше по тропе проходим мимо перемычки, отделяющей первое озеро от второго. Озера соединены узкой протокой. Суммарная протяженность водоема равна 2,5 километрам, ширина – 600 метров, а глубина достигает 50 метров.

На дальний берег озера к великолепному песчаному пляжу ведет береговая тропа, то уходящая вверх по склону, то спускающаяся к самой воде. На берегу озера есть несколько хороших мест для стоянки.

Пляж расположен на острове, с обеих сторон отделенном от берега двумя протоками Селенгинки. Переходят на остров по бревну. За пляжем и еще одной поперечной протокой – другой остров, весь поросший кустами красной смородины, поспевающей здесь в начале августа.