Техника трансфера: продолжение

Работают ли «чужие» инновации?

Трансфер технологий является эффективной методикой передачи разработок, услуг физическим лицам, компаниям-партнерам на выгодных условиях (соглашение, контракт) при реализации инновационных разработок. Метод включен в процесс продвижения и увеличения производственных мощностей предприятий.

Роль трансфера технологий в развитии инновационной экономики

Важной составляющей оперативной передачи разработки, рецепта, схемы между подразделениями холдинга либо партнерскими компаниями является трансферт технологий. Метод позволяет наращивать производственные мощности, увеличивать скорость выхода продукта на рынок, повышать конкурентоспособность предприятия и т.д.

Трансфер обеспечивает перемещение научных разработок от исследовательского отдела к производственному, поддерживая быстрые темпы интеграции изобретений.

Метод позволяет осуществлять взаимодействие между лабораторными комплексами, исследовательскими институтами, прикладными и академическими подразделениями, позволяя корректировать производственные процессы после передачи результатов научной деятельности, снижать себестоимость продукции и т.д.

Характеристики

В инновационной деятельности трансфер технологий является методом передачи концепций, схем другому носителю (компания, физлицо).

A post shared by Technology Transfer Center (@technology_transfer) on Sep 28, 2017 at 1:04am PDT

В состав понятия включены:

  • транспортировка с помощью средств связи патентного права на авторские разработки либо меры по отчуждению изобретения;
  • временная выдача прав применения новаторских разработок на основе выписки лицензий, предоставления техдокументации на ноу-хау;
  • обмен информационными данными в рамках конференций, выставок;
  • назначение ответственных за передачу сведений.

В крупных компаниях управление процессами трансферта технологий осуществляется с помощью отделов, отвечающих за выявление и учет разработок, юридическую защиту схем, образцов, обладающих коммерческой значимостью.

По сфере передачи различаются формы трансферта:

  • внутренний;
  • квазивнутренний;
  • предназначенный для внешних взаимодействий.

Передача сведений между цехами, отделами предприятия позволяет оптимизировать производственный процесс, сроки выпуска новой продукции, обеспечивает конкурентное преимущество компании.

Трансфер квазивнутренний позволяет перемещать разработки, изобретения, рецептуру между компаниями, объединенными в союз, альянс и т.д. Методика помогает решать задачи по выходу объединения на ведущие позиции в отрасли.

Во внешней передаче сведений принимают участие разработчики инновации и компании, физлица, заинтересованные в практическом применении знаний.

В соответствии с видом данных, использующихся в трансфере, определяют сведения:

  • основанные на словесном формате (издания, монографические труды, курсы);
  • с основой на навыках, умениях, передающихся на стажировках, образовательных программах;
  • основанные на применении технических агрегатов, установок.

Перевод разработок субъектам соглашения осуществляется в разных экономико-правовых форматах:

  • лицензирование;
  • выдача прав на авторскую разработку (ноу-хау);
  • инженерно-технические работы по заказу (инжиниринг);
  • создание промышленных объединений (коопераций);
  • франчайзинг;
  • аренда техники (лизинг);
  • оказание техпомощи;
  • объединение компаний из разных городов, стран.

Передача лицензий на технологию, состав, метод применяется разработчиками при превышении прибыли от сделки над монопольным производством продукции. Лицензия на технологию становится продуктом при оформленной техдокументации и подписании договора.

Ноу-хау переводится сторонам соглашения в формате беспатентной лицензии между предприятиями холдинга, структурами компании. Необходимо предотвращать доступность информации до подписания договора.

Инжиниринговый трансфер позволяет на договорной основе предоставлять услуги инженерно-технического характера, оказывать помощь в проектировании, монтаже оборудования для компаний-заказчиков. Консультативная помощь необходима при выпуске инновационного продукта на предприятиях с нехваткой квалифицированных кадров. Специалисты выполняют координирование проектов либо выполняют комплексные работы.

Читать еще:  Камера для подводной съемки рыбалки

Кооперация промышленных предприятий позволяет выполнять оперативный обмен технологиями, методами для ускорения вывода продукта на рынок, увеличения объема производства и прибыли. Метод кооперирования позволяет создать серийный выпуск продукта, повысить уровень компетенции предприятий.

Франшизой является переуступка либо перевод на основании коммерческого соглашения реализации продукции, оказания услуг. Метод передачи инновации отличается гибкостью, мобильностью, обеспечивает быстрый рост дохода и расширение мощностей предприятия.

Лизинг позволяет передавать технически сложные агрегаты с системами авторской разработки на площадках, эксплуатируемых с коммерческими и промышленными целями. Право собственности на технику остается у компании-арендодателя. В контракте указывается период найма оборудования, правила, ежемесячный размер взносов, гарантии.

Популярным методом трансфера является техпомощь, которая становится главным предметом договора либо включена в соглашение о переводе комплекса технологий или установки сложных агрегатов и оборудования.

Для вывода продукта на крупные рынки требуется объединение компаний, которые могут перенимать информацию, схемы работы, исследовательские разработки. Совместная деятельность позволяет нарастить объемы производства, снизить финансовые риски.

Этапы трансфера технологий

Трансфер инноваций выполняется поэтапно и включает:

  • инвентаризацию объектов;
  • оценку метода;
  • выбор варианта юридического регулирования процесса;
  • определение способа перевода данных;
  • поиск потребителей;
  • передачу разработки, рецептуры, навыков.

На этапе инвентаризации выполняется учет объекта технической собственности фирмы. В компании фиксируются патентные данные, методы, осуществляется юридическое оформление разработки.

При оценке инновации определяется коммерческая перспектива от внедрения продукта, назначается цена и т.д.

На этапе определения способа правовой безопасности открытия выбирается оптимальная схема (оформление авторских прав, регистрирование патента и т.д.).

При подборе формы перевода технологии по договору и модели проталкивания учитывается надежность сохранения данных, планы и возможности разработчика, размеры прибыли и т.д.

Определение потенциальных заказчиков, составление плана вывода продукта на рынок осуществляется через специальные отделы, взаимодействие на конференциях и т.д.

Завешается трансфер подписанием договора и переводом данных, обучением сотрудников, установкой и запуском оборудования.

Понятие «трансфер технологий».

Понятие трансфер происходит от английского «to transfer» — переносить, перемещать. Единого согласованного определения трансфера технологий нет. В свободной электронной энциклопедии Википедии приведены следующие определения:

— Трансфер технологий – основная форма продвижения инноваций.

— Трансфер технологий — коммерциализация инновации и какой-либо иной научно-технической разработки, передача ее авторского права иному лицу: юридическому или физическому. Передача технологии

Обычно по трансфером технологий принято понимают процесс передачи результатов научной деятельности в реальную экономику. И поскольку данный процесс сопровождается получением коммерческой выгоды, то понятия «трансфер технологий» и «коммерциализация технологий» в данном аспекте эквивалентны.

1.4. Типы объектов трансфера, формы трансфера технологий;

Рассматривая объекты и формы трансфера технологий, мы будем опираться на приведенные в предыдущем разделе схему инвестиционно-инновационного цикла производственной компании и схему линейной модели инновационного процесса, основанного на продвижении технологии. Трансфер технологий осуществляется различным образом, в зависимости от стадии инновационного процесса, каждая из которых обладает своей спецификой и по каждой из которых существуют достаточно известные формы (методы) трансфера. То есть формы коммерциализации технологии определяются сообразно стадиям ее развития.

Читать еще:  Андозеро - место для рыбака

При выборе основных форм трансфера технологий мы будем опираться на то, что принято в мире. Ниже в таблице 5 приводится достаточно хорошо известный (см. например, А. Бретт, Оценка коммерциализуемости технологий (Технологический аудит), М., Moscow News Weekly, 1995, с. 7 – 47) перечень возможных вариантов трансфера технологий, т.е. передачи «информации, предназначенной для использования и достижения какой-либо цели, или же знания о том, как сделать что-либо».

В общих чертах можно подразделить приведенный перечень на 2 части. Одна связана с человеческим и технико-технологическим ресурсом организации и, как правило, не может быть отделена от них. Другая же часть, отделима от носителей в том, смысле, что права собственности на этот ресурс могут принадлежать организации и служить источником дохода и средством участия в международном процессе обмена технологиями.

Передача технологии может осуществляться:

· во вновь организуемые компании – спин-аут и совместные предприятия

· в действующие компании

· в другие исследовательские организации для дальнейших исследований

В первых двух случаях речь идет об относительно краткосрочном финансовом выигрыше. Во втором – об увеличении исследовательских ресурсов и стратегическом преимуществе. При этом, сложность трансфера в существующие компании намного выше, чем во всех других случаях.

Необходимо вернуться к трансферу технологий, неотделимых от носителя. Фактически, это услуги, опирающиеся на квалификацию организации и ее общий технологический ресурс. Не все специалисты относят такую деятельность к трансферу технологий. Возможно, это оправданно тем, что при выполнении этих услуг оплачивается лишь труд работников и организационные и материальные издержки. При разумной позиции заказчика за ним остаются исключительные права на все возникающие при этом реальные и потенциальные объекты интеллектуальной собственности и их коммерческое использование. Тем не менее, упомянутые формы коммерческой деятельности значимы для исследовательских организаций, и в настоящее время именно здесь сосредоточено наибольшее количество связей с промышленностью. Ввиду сложности и большой наукоемкости продвижение этих услуг обладает существенной спецификой. Наиболее значимыми особенностями их маркетинга является обеспечение и демонстрация выдающихся общетехнологических возможностей – качества исследовательского оборудования, технологий и методик исследования, а также управление общетехнологическими ресурсами и их развитием в соответствии с имеющимися и прогнозируемыми потребностями рынка. Также необходимо обеспечение силы кадрового состава и демонстрации этой силы.

149.154.154.61 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Трансфер технологий

В силу ряда причин в России крайне велик разрыв между наукой и бизнесом, и, следовательно, ситуация с коммерциализацией научных разработок оставляет желать лучшего. Отчасти это связано с тем, что спрос на разработки пока невысок: результаты научных изысканий в большей степени нужны только промышленности, возрождение которой началось не так давно, и до недавнего времени формировать спрос на научные результаты было некому.

Читать еще:  Хурдун - место для рыбака

Надо отметить, что и со стороны науки делается очень мало, чтобы преодолеть эту пропасть: у нас сложился такой формат финансирования этой сферы, который слабо ориентирован на коммерциализацию — ученые получают гранты, а основной формой отчетности по этим грантам являются их публикации. Соответственно, многие новые открытия и новые знания сразу публикуются, что означает: их нельзя потом запатентовать. А раз их нельзя запатентовать — значит нельзя привлечь частных денег, в том числе венчурных, чтобы превратить разработку в какой-то продукт или сервис.

Еще одна проблема — те, кто занимаются коммерциализацией разработок, не нацелены на решение конкретных задач, стоящих перед бизнесом и индустриальными заказчиками. Обычно ученые или те, кто пытаются быть технологизаторами, привлекают на свои разработки грант, за счет которого делается прототип, дорабатывается и запускается в серию. Потом привлекается еще один грант, который идет на поддержание данной цепочки. В конце концов оказывается, что эта работа не была нужна никому. А правильно было бы науке и технологическим стартапам исходить из нужд индустрии и производства. Имея какую-либо разработку, ученый должен искать конкретного индустриального партнера, задачи которого будет решать, используя свои знания. То есть наука должна быть нацелена на преодоление технологических барьеров, с которыми сталкивается индустрия.

И, наконец, у нас не хватает определенных инфраструктурных элементов, которые бы позволили сделать коммерциализацию разработок непрерывной. Не хватает именно technology transfer centers, как это называется на Западе, которые должны находиться везде, где существует наука за бюджетные деньги. И они должны помогать ученым патентовать результаты работы прежде, чем публиковать их. А потом передавать партнеру, производству и индустрии в виде лицензии либо делать стартап, получать венчурные деньги и продолжать дальше работать и капитализировать данное открытие.

Нам необходимо создать новую культуру патентования разработок и трансфера их в индустрию. Открыть сеть центров трансфера технологий, как на базе ведущих университетов, так и научных организаций, где ведутся различные разработки.

В рамках дорожной карты «Нейронет» Национальной технологической инициативы мы уже работаем над созданием сети региональных «Нейронет-центров», которые, по сути, являются интерфейсами для бизнеса и науки на базе российских ведущих университетов. Эти центры должны в числе прочего обеспечивать правильный трансфер технологий.

Еще один аспект — это создание различных рейтингов, которые показывают степень взаимодействия научных организаций и представителей индустрии. Благодаря этим рейтингам легко оценить, как тот или иной НИИ ориентирован на решение практических задач.

Я часто сталкиваюсь с мнением, что фокус науки на наиболее перспективных с коммерческой точки зрения сферах исследований повлияет на качество научных изысканий и ограничит поле зрения науки. Однако финансовый аспект лишь показатель того, что разработка кому-то нужна, ведь в большинстве случаев наука должна служить достижению какой-то практической цели — наука, как говорится, без практики мертва.

Автор — соруководитель рабочей группы «Нейронет» Национальной технологической инициативы

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источники:

http://viafuture.ru/sozdanie-startapa/transfer-tehnologij
http://studopedia.ru/15_120122_ponyatie-transfer-tehnologiy.html
http://iz.ru/723199/andrei-ivashchenko/transfer-tekhnologii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector