Уллу-Муруджу – место для рыбака

КЧР: река Муруджу. Стычка с местными на рынке по “палёному” коньяку

Река Муруджу

Река Уллу-Муруджу или просто Муруджу – одно из самых популярных туристических мест в Карачаево-Черкесии по дороге из Теберды в Домбай.

Река очень бурная, с каменистым дном и главное – чистая, одна из самых чистых в Европе. Дело в том, что своё начало она берёт высоко в горах, в ледниках гор, а в районе трассы из Теберды в Домбай протекает по хвойному лесу. В общем, место непригодное для выпаса скота.

Выше в долине Уллу-Муруджу есть несколько озёр на высоте около 3000 м, и путь туда порядка двух дней пешком.

Сувенирный рынок

Как и полагается на Кавказе в местах скопления туристов, здесь располагается сувенирный рынок. На нём продают всякую всячину: это различные магнитики с видом местных красот, всевозможные шерстяные изделия (в первую очередь: платки, носки, шапки, тапочки и т.п.), мёд с добавлением всевозможных орехов, шишек и прочих добавок, и всякий алкоголь (в первую очередь – коньяки).

Здесь следует сказать о качестве всего этого. В общем, как повезёт.

Так называемый горный мёд в районе Домбая и конкретно на этом рыночке вы вряд ли купите. Это и дорого и неудобно для местных, да и не занимаются тут им в таких масштабах, как продают. В лучшем случае – это купленный оптом в Ставропольском крае, ну а в основном – подкрашенная патока. Мёд лучше брать у отдельно стоящих пожилых пасечников, стоящих иногда в лугах возле трассы.

Пуховые, шерстяные изделия тоже не всегда из шерсти, а могут быть с большим содержанием синтетики, о чём вам первые никогда не скажут.

Ну и конечно же коньяки. Как вы понимаете, местность с виноделием никак не связана, виноград здесь просто не сажают и не умеют выращивать. Однако, во всевозможных рынках, типа этого, продают массу коньяков, и с этикетками и просто в различных “хрустальных” сосудах разнообразных форм. Особая популярность среди туристов – это сосуды в виде сабель и быков – типа, на подарок. Т.е. ещё раз: виноград здесь не выращивают, коньячного завода нет, культуры виноделия тоже, в общем, делайте выводы о том, что это за “коньяк” и из чего он сделан.

Выйдя из машины с другом, мы подошли к коньячному ряду, и я тут ему говорю: “Да, чем красивее сосуд, тем хуже там пойло”. На что одна из продавщиц, услышав это, крикнула, что у них хороший коньяк, НАСТОЯЩИЙ, и что они сами его тут делают!))

В этот момент передо мной как раз стояли “настоящие” кизлярские коньяки, сделанные дома в Теберде или ещё где-нибудь в окрестных сёлах.

Я говорю: “А, т.е., настоящий кизлярский коньяк, который вы сами делаете?” )))

На что местная, удивлённая такой дерзости туриста, крикнула: “Ой, ну да, по вам видно, что вы хороший алкоголь пьёте!”. )))

Ну тут уже спор было продолжать бессмысленно и мы поехали дальше.

Подписывайтесь на мой канал – дальше только интересней!

Река Уллу Муруджу

Река Уллу-Муруджу считается одним из самых чистых водоемов в России и Европе. Ее льдисто-холодные голубые воды берут свое начало высоко в горах, на леднике, и считаются целебными.

Природа у реки Уллу-Муруджу

Уллу-Муруджу – река со своеобразным характером. По крутым валунам долины она стекает с благородной неспешностью, а возле устья бушует и ревет, как самый настоящий горный поток.

Читать еще:  Лодки

Ее воды в любое время года сохраняют низкую температуру, а их цвет может поразить любого путешественника: они прозрачные и совершенно бирюзовые. Сквозь них видно каждый камешек, находящийся на дне.

Но туристы едут сюда не для того, чтобы испить кристально прозрачной воды из этой реки. Их привлекают куда более захватывающие природные достопримечательности – знаменитые Муруджинские озера. Путь до них предстоит неблизкий и опасный, без специальной подготовки здесь делать нечего.

Неподготовленные туристы вынуждены останавливаться на полпути – в реликтовой роще. Это место на пересечении реки Уллу-Муруджу и трассы Домбай-Теберда прекрасно подходит для спокойного времяпровождения: здесь можно отдохнуть, перекусить и выпить чаю. А потом отправиться в удивительную елово-буковую рощу, которая напоминает сказочный лес. Вековые ели и пихты настолько плотно срослись ветвями, что сюда не проникают лучи солнца. Поэтому лес всегда окутан полумраком. Гигантские валуны, заросшие мхом, создают ощущение ветхой и по-своему величественной красоты.

Если пройти на 150 м дальше, то можно увидеть симпатичный водопад, от которого идет дорога до Муруджинских озер.

Маршрут к реке Уллу-Муруджу

Путь вдоль Уллу-Муруджу к озерам сложный и опасный. Его может осилить лишь человек со специальной подготовкой и снаряжением. Поскольку маршрут рассчитан на 2 дня, путешественнику нужно взять с собой палатку и запас пищи.

После трехчасовой прогулки от водопадов туристы окажутся в долине Уллу-Муруджу, откуда открывается великолепный вид на остроконечную вершину – Муруджинскую Иглу. Отсюда нужно идти до перекинутого через реку моста, за которым и будет место привала.

После отдыха туристы продолжат свой путь до озер, находящихся в районе Тебердинского заповедника. Первым на глаза путешественникам попадается озеро Павлиний глаз. За ним, на расстоянии нескольких метров, можно увидеть еще 2 озера: Черное и Голубое. Эти водоемы располагаются на головокружительной высоте – 3000 м – и отделяются друг от друга каменной грядой.

Лучший вид на озера открывается с Озерного хребта или каменной перемычки между ними.

Леса на такой высоте почти не растут: они встречаются лишь в виде отдельных маленьких рощиц в местах, защищенных от схода лавин. Зимой лавины полностью перекрывают долину снегом, поэтому даже летом здесь можно встретить остатки сугробов между нежными трепещущими цветами и травами. Есть здесь и болотистые луга, образовавшиеся на месте пересохших озер.

Муруджинские озера – самая известная в Домбае озерная группа. Но если пройти дальше, можно наткнуться и на другие водоемы, количество которых не поддается счету.

Домбайская сказка. Пешее путешествие к Муруджинским озерам. Кавказ

Домбайская сказка. Поход к Муруджинским озерам.

Я буквально грезила этим местом, потому что несколько лет уже слышала и знала про эти озера, но никак не доводилось на них сходить. То местные отпугнули медведями, то погода не позволяла.

Озера сказочной красоты, расположенные на высоте почти в 3000 м. Одно из озер Голубое, второе Черное. Путь до озер и обратно занимает около 14 -16 часов , поэтому это поход минимум с одной ночевкой.

До места стоянки от дороги идти примерно 5-6 часов, поэтому мы не торопясь собрались и в 10-11 утра были уже на тропе.

Тропинка начинается в 500 метрах не доезжая до знаменитой реки Муруджу, одной из самых чистых рек мира, и наш путь пролегал вдоль этой реки к озерам из которых чистейшая река берет свое начало.

Читать еще:  Илиргыткин - место для рыбака

Сначала дорога идет по лесу, защищающему нас от палящего солнца, тропа резко уходит вверх и в течении часа мы идем с большим набором высоты. Весь путь по лесу мы набираем высоту, иногда приближаемся к реке Муруджу, иногда удаляемся от нее, мы движемся вверх вдоль нее.

Когда лес заканчивается начинаются огромные поля, заросшие высокой травой и кустами малины. По этим полям с достаточно плавным набором высоты, без резких перепадов мы идем еще часа 2 или 2,5 . Идем по ощущениям, весело и быстро шагаем вперед.

По пути нам встретились две группы туристов, которые сказали что до озера мы сегодня точно не дойдем, а сможем добраться до березовой рощицы, месте где удобно остановиться на ночлег перед походом к озерам.

Дойдя до березок мы были крайне удивлены , что так скоро до них добрались. Внутри было много сил и энергии двигаться дальше. Но дальше перед нами возвышалась высоченная гора, на хребте которой в чаше, окруженной со всех сторон макушками гор и располагались небесной красоты озера.

Решено было отдыхать, кушать и набираться сил перед восхождением.

Утром, пока мы завтракали мимо нас пробежала группа туристов из четырех человек. Мы были рады видеть людей в столь уединенном месте. Мы собрались, покушали сложили «лишние» вещи в рюкзак и оставили их дожидаться нас под деревом, пока мы пойдем на озера.

От места ночлега до озер путь занимает около трех часов. К голубому озеру ведет тропа, берущая начало по высохшему руслу реки, а затем петляющая между зарослями рододендрона, либо уходящая на россыпи камней и валунов.

Вверх мы шли по валунам, хождение по такой поверхности требует внимания и глубокой концентрации. Но постепенно организм привыкает к такой поверхности и ты уже начинаешь получать удовольствие от того, что ловко скачешь по камням, аккуратно переступая с одного валуна на другой.

Когда мы поднялись на хребет и увидели перед собой озеро, радости не было предела. Мы восхищались цветом воды, горами, окружающими озеро со всех сторон опоясанными вечными снегами.

Солнышко хорошо припекало, поэтому нам захотелось искупаться. Конечно температура воды в высокогорном озере мягко говоря прохладная, но это и привлекает. Я люблю купаться в ледяной воде, потому что чувствую как в организме и в голове все обнуляется, когда погружаешься с головой в воду в которой нет еще никакой информации. Случается полная перезагрузка.

Мы искупались. Я три раза окунулась с головой, а когда вышла на берег меня захлестнуло волной радости и счастья. Приятно было согреваться в лучах теплого солнца и чувствовать свежесть и прилив новых сил.

Время обеда подумали мы, к тому же у нас с собой была горелка jet boil и мы решили перекусить перед тем как спускаться вниз. Пообедав мы собрались на перевал Межозерный – который разделяет голубое и черное озера.

По дороге мы познакомились с несколькими семьями туров, туры – горные козлы, обитающие высоко в горах. Туры кочевники – они часто переходят с места на место. Поразило то, что у туров нет страха людей. Они играли друг с другом, пили воду из озера и ходили буквально в паре метров от нас. Эти моменты удалось запечатлеть. Наблюдения за дикими животными подарили мне просто незабываемые эмоции.

Читать еще:  Ловля карася в мае

Вокруг собирались тучки и начал моросить грибной дождь с градом, но это не могло нас остановить. Мы быстро вскарабкались на перевал откуда открывался вид еще более потрясающий чем с берега озера. Мы походили по перевалу, пофотографировались и решили спускаться вниз, как бы не пошел дождь посильнее.

В горах с погодой нельзя шутить. Даже самый простой маршрут усложняется в несколько раз, а то и более, если настигает непогода.

Спускаться назад мы решили тем же путем, а группа туристов из четырех человек, которая нас обгоняла минут на 20 пошла другой дорогой вниз через Черное озеро. Ребята были отчаянные они пошли на озера одним днем и им нужно было торопиться.

А нам торопиться было некуда, мы шли и наслаждались природой, горами и тем как солнце освещает долину и макушки гор. Природа подарила нам подарок, после дождя мы увидели радугу, протянутую через все ущелье. И мы были выше радуги и так радовались ей, словно дети.

Поход к Муруджинским озерам для меня это не только трекинг, но и мощная эмоциональная и духовная перезагрузка.

Когда мы спустились до березовой полянки, посовещавшись мы решили остаться здесь еще на одну ночь и никуда не торопясь снова развели костер, расставили палатку и занялись приготовлением ужина.

Ночью нам светили яркие звезды, под боком шумела река Муруджу, а огонь согревал и очищал. Я заметила, что в голове нет мыслей и разум и тело отдыхают. Не нужно никуда срываться и бежать, не нужно торопиться и продумывать в голове миллион вариантов, все идет своим чередом и разворачивается для нас самым лучшим образом.

На следующий день с ясной головой, и отличным настроением мы двинулись в обратный путь к цивилизации: электричеству, горячей воде, кафе и мягкой теплой кровати.

И самый большой сюрприз, подаренный нам озерами ждал нас именно внизу в поселке, а не возле голубой очаровательной воды. Как только мы вышли к людям, нас поглотило множество звуков и шума. Голоса людей и разговоры ни о чем. Множество машин и зданий, кафе и ресторанов из которых гремела музыка. А мы всего за несколько дней уже так привыкли к тишине. Нас не отвлекали от созерцания природы ни люди, ни машины, ни здания. Мы наслаждались, а спустившись к людям, нас захлестнуло новой волной. Сумасшедший контраст который принес еще больше эмоций и впечатлений.

Поход в горы-это не только трекинг, это путешествие в глубь себя. Наедине с природой, открывается множество тайн, мы становимся ближе к самим себе, способными услышать свои чувства и мысли, которые спрятаны очень глубоко, внутри нашего подсознания. Поэтому любая вылазка на природу – это не только путь к пункту назначения, это еще и путь вглубь себя.

Определенно это волшебство, что с нами произошло и мироощущение и улыбки встреченных нами людей и новые яркие звуки и образы, все это начало наполнять изнутри нас с такой бурной силой, словно горная быстрая речка наполняет опустевший сосуд новой энергией, жизнью. Единственное, что нужно фильтровать поток, который идет внутрь и исходит изнутри. Но делать это просто, потому что все ощущения и эмоции сильно обостряются и становятся чистыми и прозрачными как вода в горном озере.