Виды проколов и способы заклейки лодки ПВХ
Как заклеить микропроколы и не нарушить внешний вид лодки
Случалось ли Вам сталкиваться с такой проблемой – видимых проколов и утечек не наблюдается, а лодка с завидным упорством начинает травить и терять давление.
Микроскопические проколы и утечка давления, это ещё пол беды. В принципе с этим можно бороться. Заклеил и делов то. Но вот беда, прокол микроскопический (визуально в принципе не видим), а латку придётся ставить хочешь не хочешь, вовсе не сопоставимую по размерам с самим повреждением. Что в принципе означет только одно – хана внешнему виду Вашей красавицы.
Напрашивается вполне резонный вопрос – что же делать?
Как заклеить микропрокол баллона лодки без латки?
Да, да. Не удивляйтесь, современные технологии не стоят на месте. И там, где раньше приходилось ставить непрезентабельную латку, сейчас можно обойтись и вовсе без неё. Столкнувшись с описанной выше проблемой, задался поиском подходящего решения. Погуглив интернет, полазив по форумам, обнаружил интересные решения, которыми не без успеха воспользовались некоторые водномоторники.
Метод номер раз.
Суть идеи сводится к следующему. Баллон лодки спускается. В шприц набирается клей, слегка разведённый подходящим для него растворителем до состояния чуть пожиже геля для принятия душа. Затем, делается прокол иглой шприца точно в место найденного прокола в ПВХ ткани.
Далее постепенно вытаскивая иглу, подводят её кончик так, чтобы только только, начал показываться из ткани срез иглы. В этот момент, из шприца выдавливается капелька клея, достаточная для того, чтобы отверстие прокола полностью заполнилось им. В таком состоянии, оставляем сушить ремонтируемый участок до полного высыхания капли клея, стараясь при этом, чтобы внутренние стенки баллона не слиплись от клея в процессе сушки.
Метод номер два.
Технология в принципе повторяет предыдущую, с той лишь разницей, что не нужно прокалывать иглой шприца саму ткань, а попытаться аккуратно нанести нужного объёма каплю поверх дырки от прокола. Баллон лодки спускается, и воздух из него отсасывается до состояния минимального разряжения внутри. Клей из-за отрицательного осмотического давления в баллоне, должен проникнуть сквозь канал прокола заполнив его собою самостоятельно.
Останется только аккуратно его высушить.
Метод номер три.
Процедуры те же самые, но для “невидимой латки” использовать специализированный клей для гидрокостюмов. Погуглив, что это за зверь такой, можно найти множество вариантов – Link
Вот что в итоге может получиться. Конечно, если постараться, то можно сделать и ещё аккуратнее.
Поразмыслив, решил попробовать иной метод. Потому как все предыдущие, не давали чёткой гарантии ПОЛНОЙ срытности места прокола. А ведь именно этого хотелось в результате и добиться
Поделюсь своим опытом заклейки микропроколов на ПВХ лодке.
Обнаружить микроскопические проколы, не так то просто. однако возможно. Куда сложнее поставить качественную латку так, чтобы не нарушить эстетического вида лодки. Может быть кому-то и безразличен эстетический вид лодки – не травит, да и ладно. Но что делать если лодка абсолютно новая, или Вы в дальнейшем планируете её продать, чтобы купить себе нечто более солидное? В таких случаях, явно видимая латка, это не только минус эстетическому виду, но и потеря денег при продаже. НО!
Не паникуйте! Безвыходных ситуаций не бывает.
Логично было бы заклеить такой микропрокол изнутри баллона, так, чтобы самой латки не было видно вовсе. Но для этого, нужно каким то образом к нему подобраться. Для начала осмотрите места найденных проколов. И если они находятся в непосредственной близости от клапанов для накачивания, значит не всё ещё потеряно.
Выкручиваем ближайший клапан из его приемной части (находящейся внутри баллона) при помощи специального баллонного ключа и удерживая её сквозь ткань баллона. Выполняйте эту процедуру аккуратно, дабы ненароком не раздавить приёмную часть. Ведь она сделана не из самой прочной пластмассы.
Выкрученную (верхнюю) часть клапана, отложите в сторонку от греха подальше, чтобы случайно не повредить её. Ею мы займёмся позже. А сейчас, чтобы обезопасить себя от случайной поломки приёмной части, возьмите какую нибудь прочную нить и привяжите ёё к этой запчасти, дабы избежать ещё одной неприятности – не дай бог в процессе работ она закатится в недосягаемую область внутри баллона. Тогда Вам долго и нудно, придётся её оттуда вылавливать.
Отметьте место прокола с наружной стороны баллона обычным простым карандашом (поставьте заметную точку чтобы было видно визуально это место). Вставьте в место прокола тоненькую швейную иглу. Она будет служить ориентиром во внутреннем пространстве баллона при следующей операции.
Теперь любыми путями, постарайтесь подвести место прокола напротив отверстия под клапан. Хоть в бараний рог изогните баллон лодки, но добейтесь этого. Мне удавалось таким образом добраться до самых удалённых проколов в баллонах – лишь бы в этом отсеке присутствовал клапан.
Теперь нам не нужна большая латка. Достаточно ограничиться самой маленькой – размером с 50 копеечную монетку. Вырезаем её аккуратно и укладываем в поле досягаемости. Остаётся заклеить прокол.
Место установки будущей латки и саму латку, обезжириваем ацетоном. Наносим клей из ремкомплекта и производим работы согласно инструкции к клею. Если требуется температурная активация клея – то прогреваем место нанесения латки феном для волос позаимствовав его у жены или тёщи 🙂 В походных условиях, можно воспользоваться любым металлическим предметом, нагретым на костре, приложив его к латке через слой ткани.
Распрямите баллон и найдите место установки латки по точке отмеченной карандашом снаружи баллона. Образовав в месте установки латки складочку, зажмите её в импровизированных “тисках” или придавите каким либо гнётом до полного высыхания клея. Я например, соорудил такие “тиски” из медицинского зажима (которым пользуюсь для извлечения крючков из пасти хищника) и пары пластинок металла, найденных в запасниках.
Ну вот мы и добились желаемого – и латку поставили и внешний вид лодочки остался прежним. Пойди найди теперь место прокола!
Но раз уж мы выкрутили и разобрали наш клапан, то грех этим не воспользоваться, чтобы устранить утечки давления через клапан лодки.
Вам же желаю – счастливого плавания и семь футов под килем!
Клеим ткань ПВХ на примере лодки
Многих рыбаков мучает актуальный вопрос, чем и как заклеить лодку ПВХ дома или прямо на месте отдыха. В сервис вести – недёшево и не всегда удобно. Да и процесс, теоретически, простой. Как заклеить лодку, спросите вы. Сразу хочу заметить, клей для лодок ПВХ – не просто резиновый клей. Для ПВХ не подходит «Секунда» и «Момент». Состав этих клеёв не предназначен для подобных работ и не обеспечивает необходимую прочность при нагрузках.
Характеристики клея для ПВХ лодок
Ремонт лодок ПВХ необходимо проводить, используя специальный клей для лодок. Если есть возможность выбрать, то должны быть такие характеристики:
Кроме этого клей должен держаться долгое время, не один год, и быстро сохнуть. Это условие очень важное в походе.
Исходя из вышесказанного, следует использовать свой клей, входящий в комплект к лодке или искать в продаже, подобный по составу клей. В некоторых случаях в комплекте к лодке идёт клей «Уран». Отличный клей с одним недостатком. Летом он становится мягким и заплатка, если не выждать необходимое время, отклеится с большой вероятностью.
Ремонт лодок из ПВХ дома
Никаких сложностей в ремонте лодки дома нет. Есть общие рекомендации, которые необходимо учитывать и выполнять. Не будем много говорить и писать, перейдём к пошаговой инструкции по заклеиванию.
Перед нами лодка из ПВХ и наша задача склеить порез, не прибегая к помощи профессионалов.
- Подготавливаем лодку: хорошенько вычистим всю грязь, вымоем поверхность и высушим нуждающийся в ремонте участок ткани. Обрабатывать место прокола наждачной бумагой – не желательно. Наждачка повредит материал и ухудшит его износостойкость. Разложите лодку на ровной поверхности.
- Для обезжиривания, лучше всего, подходит растворитель. В крайнем случае, если нет растворителя, можно очистить спиртом или ацетоном.
- Определяемся с размерами пробоины и вырезаем заплату большего размера, с запасом на пару сантиметров по кругу. Для заплатки идёт материал из ремкомплекта, если есть, или подбираем его аналог.
- Карандашом или шариковой ручкой отмечаем границу заплаты на корпусе лодки, приложив её на планируемое для приклеивания место.
- Набираем клей небольшой кисточкой, аккуратно промазываем всю поверхность будущего соединения. Хорошо смазываем плоскость на корпусе лодки и саму заплату.
- Первый слой, как грунтовка. Пережидаем 15 минут, пока основа застывает. Затем наносим второй слой клея, на обе плоскости прикосновения.
- Теперь осталось прогреть феном основу клея. Пять минут ждём и немного прогреем феном заплатку и сам порез. Не надо высушивать клей, надо нагреть поверхности.
- Совмещаем поверхности по ранее нанесённому контуру. Внимательно следим, чтобы они совпали. Надо прогладить чем-то тяжёлым, чтобы выгнать, из-под заплаты, возможные пузырьки с воздухом.
- Порез более пяти сантиметров считается большим. Для его устранения ставят две заплаты. Вышесказанным способом, только одна внутри другой. Это делается для большей гарантии прочности, таким образом, получим герметичный и прочный ремонт. Первая заплата на 2 см больше пореза, а вторая на 2 см по окружности, больше первой латки.
Если позволяют условия, следует оставить лодку и не трогать её в течение двух суток. И хорошо бы сверху место склеивания придавить гнётом.
Часто на лодке, со временем, появляются небольшие царапины. Ничего страшного, ущерб отсутствует, немного повреждён верхний слой ПВХ. Рекомендуем обратить на царапины внимание, для предотвращения неожиданностей. Достаточно сверху обработать клеем из ремонтного комплекта, а в особых случаях поставить небольшую заплатку, по всем правилам. Неприятность проще предотвратить, чем исправить.
Особенный ремонт лодки из ПВХ
Периодически у каждого хозяина лодки бывают особенные повреждения. Большие порезы, неровные и рваные края.
Различные тяжёлые повреждения
При больших повреждениях и порывах, когда трудно соединить и заклеить края пореза, рыбаки со стажем рекомендуют:
- Хорошо помыть и высушить место повреждения;
- Разложить для удобства на ровной поверхности и обезжирить;
- Предварительно сшить края разрыва, а затем приступить к подготовке и склеиванию повреждённого места.
Сложные повреждения требуют и сложного ремонта. Однако, и одному под силу справиться. Придётся ставить одновременно две латки. Одна ставится внутрь повреждения, вторая клеится снаружи. Для облегчения приклеивания заплатки внутрь лодки, используют специальное приспособление, прижимной крючок.
Выкручиваем впускной клапан. Под место склеивания подкладываем сначала простую газету. Это для того чтобы не приклеить нижний слой ткани к латке. На газету кладём полностью готовую к приклеиванию заплату. Сводим края пореза и прижимаем к заплате. Накладываем сверху вторую готовую латку и плотно прижимаем гнётом.
В случае большой «рваной раны» рекомендуют наложить ещё и третью заплатку, поверх второй. Получится снаружи две латки, одна больше другой. Но не стоит торопиться с приклеиванием третьей заплатки. Надо выждать время: двое или трое суток, дать возможность хорошо высохнуть обеим латкам, а уже потом ставить страховочную.
Ремонт днища лодки
Все порезы днища неприятные. Ремонт таких порезов довольно специфичный. Неглубокие водоёмы полны всякой всячиной: корягами, кустами, даже арматуру ловили днищем. Это всегда чревато рваными и неровными краями разрывов.
Нагрузка на днище значительно больше, чем на борта. Устраняя такие неполадки, всегда приходится ставить по две заплатки, внутреннюю и внешнюю. Соединить края точно поможет суровая нить, придётся сшить рваные края ткани перед тем, как склеивать. Только потом провести обычные ремонтные работы, как при проколе.
Ремонт порванного шва
Необходимо помыть, высушить повреждённый шов. Обезжириваем внутри шва и обе стороны вокруг него. Меряем повреждение и вырезаем заплатку немного большего размера. Наносим тонкий слой клея на шов и латку. Накладываем латки на место и сразу выгоняем валиком воздух и лишний клей. Можно лишнее вытереть салфеткой.
Пусть немного просохнет, а за это время вырезаем ещё одну заплатку большего размера, чем первая. Нанести клей, приложить на место и снова прокатать валиком. Необходимо дать высохнуть два дня. Всегда надо проверять выполненную работу на качество. Для этого немного надувают лодку и обрабатывают место ремонта мыльным раствором. Мыльный раствор всегда покажет, есть ли воздух. При положительном результате склеивания лодку можно эксплуатировать через 24 ч.
Меняем клапан на дому
Рассмотрим механическое повреждение клапана. Чаще всего, именно так он и ломается. Во время сборов после рыбалки, реже перед отдыхом, кто-то наступает на сдутую лодку, а там клапан. Лёгкий треск никто не слышит. Зато последствия… Возможно: испорченный отдых, потраченные нервы.
Потребуется для замены немного инструмента, терпение и желание. Если нет в домашнем хозяйстве специального ключа, не надо накидываться на клапан и вытаскивать его, чем попало. Повреждённый по неосторожности клапан вытянуть будет в несколько раз сложнее и дольше.
Сделаем специальный ключ для снятия клапана своими руками. Понадобится труба диаметром от 13 мм до 20 мм и ножовка по металлу. Можно использовать металлическую трубу или твёрдо-стенную пластиковую. Выпиливаем зубцы для сцепления с клапаном. Учитываем размеры и количество зубов. На обратной стороне трубки делает отверстие для воротка. В металлической трубе проще сделать два поперечных прореза.
Ключ готов. Выпускаем остаток воздуха из баллонов. Нащупать через материю и крепко зажать в руке внутреннюю часть клапана. Вставляем ключ и аккуратно выкручиваем сломанный клапан из стакана. Бывает, в процессе длительной эксплуатации, клапан не хочет выходить, закисает. Следует прибегнуть к автомобильному средству, использовать спрей WD-40.
Если была не механическая помолка клапана, будет правильным, сначала проверить старый клапан на исправность. Вполне возможно, ему хватит технического сервиса. Продуть из компрессора, промыть мыльным раствором, а пружину смазать свежим солидолом. Если уж ничего не помогает, с чистым сердцем устанавливаем новый клапан.
Крепко придерживаем внутреннюю часть клапана и спокойно вкручиваем, при помощи ключа, новый клапан. Контактное место можно смазать жиром. Не перестарайтесь, не надо прикладывать больших усилий.
Плотно закручиваем клапан, но не максимально. Можно поломать ключ или клапан, а при необходимости, через время, выкрутить уже не получиться.
Наполняем лодку воздухом и проверяем мыльным раствором герметичное соединение клапана. При необходимости используем ключ и дожимаем клапан.
Особенности поиска и ремонта мелких проколов на лодке из ПВХ
Видеть результаты голосования (кто как голосовал) могут только пользователи с рейтингом выше 20.
Недавно, я обнаружил, что мой «Пеликан» стал потихоньку травить воздух.
Если я днём накачивал лодку, то на следующий день утром замечал, что передний отсек лодки, становился мягким и появлялись складки. Задний отсек оставался упругим. Скорее всего, на лодке появился маленький прокол.
Визуальный поиск не дал никаких результатов. Тогда я вытащил лодку на улицу и залил её водой до краёв. Ни на клапанах, ни на баллонах я не увидел характерных пузырьков воздуха. Значит, повреждение находится с внешней стороны лодки. Вспомнил, что иногда, при сходе приличных щук, были удары приманки по бортам лодки. Но тогда я не обратил на это внимания, ведь лодка не спускала. Для поиска прокола, применил старый проверенный способ — помазок для бритья и мыльный раствор. Но и таким способом, мне не удалось найти повреждение. Дело в том, что уже при намыливании лодки, создаётся огромное количество ложных пузырьков воздуха, которые только мешают и отвлекают от поиска.
Требовалось другое средство: тягучее, скользкое, и не создающее ложных пузырьков воздуха. И тут меня осенило! Тот, из-за кого получился прокол, мне и поможет в поиске! Это щука! Щука покрыта большим количеством скользкой слизи, и я никогда не видел на ней пузырьков воздуха!
После очередной рыбалки, приехав домой, я занялся поиском повреждения лодки. Накачал её до максимального давления, облил водой, собрал рукой слизь со щуки, (да простит оно меня за это), и стал методично, сектор за сектором, обмазывать лодку. Одной щуки средних размеров хватит чтобы уделать всю лодку скользкой слизью. Когда покрывал слизью вторую половину отсека, я заметил медленно растущий пузырёк воздуха. Я убрал его пальцем, но пузырёк вновь появился. Прокол найден! Отметив место повреждения, я вымыл лодку, просушил и занёс домой. Теперь стал вопрос — как и чем, заклеить повреждение. Прокол был настолько маленьким, что его можно было увидеть только при помощи лупы. Ставить маленькую латку бесполезно — скользнувший по борту шнур с хорошей щукой, сорвёт её в один момент. Также заросли камыша или тростника могут её оторвать. А ставить большую латку на маленький прокол, не было желания.
В интернете вычитал, что маленький прокол, можно заклеить обычным клеем для ПВХ, без наложения латки. Просто залив прокол клеем с последующей активацией феном. Стал экспериментировать на обрезках ткани ПВХ и понял, что такой клей для этих целей мне не подойдёт. Клей оказался не термостойким. Да, он крепко держался на поверхности ткани. Но стоило его повторно нагреть феном, и он превращался в сопли. А ведь давление в лодке приличное, да и солнышко летом греет довольно сильно. Такие клеи годятся для заделки проколов, но только тех которые находятся ниже ватерлинии. Меня это не устраивало.
Как-то зайдя в один хозяйственный магазин, мне на глаза попался клей, на котором было написано, что он клеит все виды ПВХ. Попросил продавца, чтобы она мне его показала. В инструкции не было ни слова про то, что им можно клеить лодку. Клей был не дорогой, всего 100 руб., и я его купил.
Результаты экспериментов с клеем, проведённые дома, меня удовлетворили, и я приступил к ремонту лодки. Для этого я спустил передний отсек, а для большей надёжности, на всякий случай, в отсеке создал разрежение. Для этого, шланг с нагнетания, на насосе, я переставил на отсос воздуха.
Распрямляться насосу я помогал рукой.
После откачки воздуха, лодка стала похожа на мочёное, сморщенное яблоко.
Место прокола я обработал ацетоном, и нанёс каплю клея из тюбика. Никакой активации феном не делал.
Через сутки проверил результат. Клей запечатал прокол намертво. Отодрать его, без разрушения слоя ПВХ — невозможно. Клей эластичный, термостойкий, и не стекленеет. Скорее это даже не клей а «сварка» для ПВХ. Я так думаю, что застывший клей, сам превратился в ПВХ.
Со стороны, место ремонта практически не заметно. Капля буквально приварилась к слою ткани, наглухо закрыв прокол.
Выглядит как маленькая, застывшая капля воды
Также, на бортах лодки обнаружил и «заварил», несколько глубоких, но не сквозных порезов.
На опасный и глубокий, сантиметровый разрез, после нанесения первого слоя и просушки, для усиления, я «наварил» второй шов.
Слева — заделанное повреждение. Справа — нечаянно капнул клей, быстро вытер, но клей успел оставить след. Не сквозные повреждения, ремонтировал на слегка накачанной лодке.
Лодка снова в строю!
Думаю, что прокол, размером со спичечную головку, таким способом, можно заклеить без проблем. Более масштабные повреждения лодки, можно попробовать заклеить следующим образом: повреждённое место обработать ацетоном, нанести тонкий слой клея. Нанести на клей латку, из тонкого стекловолокна, сеточной структуры, (как медицинский бинт), и сверху нанести ещё несколько слоёв клея. Клей сохнет медленно, поэтому можно работать не торопясь. К счастью у меня пока не было возможности проверить такой метод ремонта. И дай Бог, чтобы не было!
При ремонте лодки я немного поторопился, и места склейки выглядят не очень красиво. Было бы намного аккуратней, если бы я при ремонте использовал не носик тюбика клея, а медицинский шприц с тонкой иглой, заполненный клеем. Кстати, в шприце можно и хранить клей, надев на носик шприца заплющенную иглу. Шприц должен быть или стеклянный или из материала, который не растворяет клей.
Клей всё же имеет два недостатка:
- Жутко вонючий. Запах пропадает только после полной полимеризации клея. А это более суток.
- Клей токсичный, и это указано на упаковке клея. Работу нужно проводить в проветриваемом помещении, или на улице.
Ну вот, пожалуй, пока всё. Я умышленно не огласил название клея, так как в правилах публикации статей сказано: пункт 8. — «Размещение рекламных материалов (реклама услуг или товаров в любом виде) без согласования с администрацией недопустима». Если кого заинтересовало — пишите, буду рад помочь.
Всем рыбакам-лодочникам — крепких и прочных швов!
Источники:
http://bprob.ru/post_1394096624.html
http://34fish.ru/lodki/kleim-tkan-pvh-na-primere-lodki
http://www.fish-hook.ru/articles/osobennosti-poiska-i-remonta-melkih-prokolov-na-501/