«Кукурузники»

10 интересных фактов о «кукурузнике» – легенде советской авиации

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Самолёт, с которого начиналась дорога в небо

Самолёт У-2 в СССР использовали для первоначального обучения пилотов. Он открыл дорогу в небо тысячам советских летчиков. Своё народное название «кукурузник» получил в уже в 1950-е годы, когда основное его использование свелось к использованию на авиахимических сельскохозяйственных работах на кукурузных просторах СССР.

Кукурузник – самый демократичный самолёт

В Советском Союзе «кукурузники» очень широко эксплуатировались для перевозки пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. Достаточно часто самолёт использовали на рейсах, которые связывали областные центры с районными или с сёлами. Среди главных преимуществ самолёта – простота в эксплуатации, возможность взлёта и посадки на неподготовленных грунтовых площадках, малый пробег и разбег, что делало кукурузник незаменимым для работы на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии.

Советские бипланы брали на борт 6 бомб

Самолёт У-2 (с 1944 года, после смерти его создателя Н.Н.Поликарпова, – ПО-2) – типичный биплан с мотором воздушного охлаждения мощностью 100 лошадиных сил. Он широко применялся в самых различных сферах народного хозяйства. Были штабные самолёты, санитарные самолёты, пассажирские, предназначенные для аэрофотосъёмки, поплавковые и многие другие модификации. В 1932 году появилась модель У-2ВС, которая могла брать на борт 6 бомб весом 8 кг на держателях, а в задней кабине такого самолёта находилась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1.

Вес пустого учебного самолёта – 656 кг, взлётного самолёта – 1100 кг. Максимальная скорость – 130 – 150 кмч, потолок – 3800 м, для пробега и разбега необходимо не более 15- метров.

Ночной бомбардировщик

В годы Великой Отечественной войны советские У-2 стали настоящей головной болью для немцев, которые называли эти советские самолёты «кофемолка» и «швейная машина». Бипланы широко применялись для ночных «беспокоящих налётов» на прифронтовые расположения фашистских войск. У-2 использовались как бомбардировщики, выполняли функции самолёта связи и разведчика. Был и санитарный вариант самолёта. Благодаря тому, что самолёт мог взлетать практически с любой площадки, его широко использовали для работы с партизанами. Использовали У-2 и для сброса разведывательных и диверсионных групп, а также разведчиков-одиночек.

Осенью 1941 года в ВВС СССР начали формирование авиационных частей, куда призывали женщин. 23 лётчицам, воевавшим на самолёте У-2, было присвоено звание Герой Советского Союза.

Советские бипланы были невидимы для радаров противника

Одна из тактик ведения использования У-2 заключалась в том, что лёгкие бомбардировщики шли к цели на сверхмалой высоте или на малой скорости, что делало их до последнего момента невидимыми для средств ПВО. К тому же бомбометание с малой высоты производилось с высокой точностью, несмотря на примитивные средства прицеливания и тёмное время суток. Зенитчики, стрелявшие с упреждением, из-за низкой скорости самолёта, как правило, промахивались, а высокая маневренность биплана не позволяла немецким истребителям зайти ему в хвост. Вряд ли такой же маневренностью сможет похвастаться самолёт космического масштаба , над проектом которого сегодня работают американцы.

Кукурузник попал в Книгу рекордов Гиннеса

Советский «кукурузник» Ан-2 попал в книгу Рекордов Гиннеса как самый долго эксплуатируемый в мире самолет. Он производится уже больше 65 лет. Кроме этого Ан-2 получил звание самого большого одномоторного биплана в мире и самого массового многоцелевого самолета. В настоящее время он выпускается в Китае как модель Фонг Шу-2.

Кукурузник побывал на Южном полюсе

Украинские летчики-испытатели АНТК имени Антонова на одномоторном биплане Ан-3Т совершили весьма необычный и экстремальный полёт – они покорили Южный полюс. Лётчики двигались на предельной для самолёта высоте – 4 тыс. метров. Командир экипажа Сергей Тарасюк позже признавался, что было очень холодно.

Читать еще:  Барское озеро - место для рыбака

Китайский ребёнок установил рекорд на «кукурузнике»

5-летний китаец Хэ Идэ, которого родители называют Додо, самостоятельно поднялся в воздух на небольшом «кукурузнике» и 35 минут кружил над парком дикой природы в Пекине. Он попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый юный пилот. Перед полётом он тренировался всего месяц. В кабине рядом с малышом был инструктор, но, по его словам, юному пилоту он практически не помогал.

В 2009 году производство кукурузников в России прекратили

В мае 2009 года гендиректор ГКНПЦ им.Хруничева Владимир Нестеров подписал приказ о прекращении производства самолетов АН-3, модернизированной версии легендарного «кукурузника» АН-2, на ПО «Полет» (Омск). Причина – отсутствие рынка сбыта. По статистике за 3 последних года из-за высокой стоимости ($1,5-1,9 млн.) продано было всего три самолёта АН-3. Специалисты утверждают, что американские самолёты аналогичного класса Cessna Grand Caravan стоят дешевле, а их качество несравнимо выше. Не исключено, то вышедшие из эксплуатации модели позволят кому-то воплотить в жизнь топ-10 оригинальных идей по переоборудованию самолётов.

Российские власти намерены вернуть кукурузники

Недавно в Министерстве промышленности и торговли сообщили, что сформирован заказ 260 самолетов Ан-2, и заказчики готовы забрать машину «хоть завтра». Выпуск самолёта будет вестись в рамках программы развития авиационной промышленности до 2025 года, которая была принята российским правительством. Известно, что в процессе реконструкции самолеты Ан-2 получат новый двигатель, новую обшивку, гарантированный 10-летний ресурс работы – и все это за вполне приемлемые средства для эксплуатанта. Это ещё раз доказало, что кукурузники актуальны, несмотря на такие инновационные проекты, как, например, электрический самолет, работающий на энергии солнца.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Значение слова кукурузник

кукурузник в словаре кроссвордиста

кукурузник

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

м. Кукурузное поле.

м. разг. Один из видов легкого учебно-тренировочного самолета, приспособленного для ночного бомбометания на бреющем полете во время Великой Отечественной войны (обычно с оттенком шутливости).

«Кукурузник» — разговорное название советских самолётов сельскохозяйственной авиации, бипланов:

Также «кукурузник» — прозвище Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва за его широкомасштабное внедрение кукурузы на территории СССР .

Примеры употребления слова кукурузник в литературе.

Похоронили капитана тут же в лесу и тогда же лесное управление решило кордон ликвидировать и его номер, написанный белой известью на тесовой крыше, соскоблить, чтобы кукурузники, облетающие тайгу в поисках возгораний, не путались.

Вы вот с сочувствием пишете об этих субъективистских замашках кукурузника, а нам пришлось экстренный 23-й съезд собирать, чтобы гнусную добавку об обновляемости удалять из Устава.

Вот только курева, ну, конечно, мины, гранаты и, если не жалко, водочки и шамовки на кукурузниках подбросьте.

Кунта смутился и предложил всем вернуться на кукурузник и домотыжить тот участок, на котором они работали с утра.

Затем кукурузник перевернулся на спину, а Людмила повисла вверх ногами в открытой кабине пилота.

Несколько пуль угодило в кукурузник, но маленький биплан по-прежнему уверенно держался в воздухе.

Удивительное дело – как только наш кукурузник тогда взмыл и пропал в закате, только снежок завихрился – все мои тяготы отошли, все, что казалось дома неразрешимым, будто уменьшилось в сотни раз и не то чтоб пропало совсем – нет, но каждый раз приходилось как бы рассматривать происшедшее под лупой – а какая трагедия при таком рассмотрении сохранится?

Большой рыжий петух, поспешив из кукурузника на ее голос, вскочил на плетень, чтобы перелететь во двор и, кажется, уже взлетал, когда Щащико вдруг, вскинув винтовку, выстрелил.

Со взрывом чирикающего негодования слился вопль тети Кати из огорода, и тут собака, тяжело перемахнув через плетень, бросилась наутек по кукурузнику, сопровождаемая взволнованным шумом ласточек.

Читать еще:  Рыбалка в Ленинградской области с Кириллом Сербиным

Только она спрыгнула с перелаза во двор, как увидела своими глазами визжащие молнии ласточек, промелькнувшие над кукурузником, явно кого-то преследуя.

Но к тому времени мы уже целый сезон играли без поражений, и должны были выступать в финале Национального первенства в Оранжевом кубке против этих кукурузников из Небраски.

В общем, если взять все это вместе, то ощущение было такое, словно на тебя навалилось несколько этих кукурузников из Небраски – только что это был уже не футбол.

Но разве я получаю от этого столько радости, как тогда, когда играл против этих небраскинских кукурузников в финале Оранжевой лиги.

Снаружи оказался самый здоровенный парень, которого я видел с тех пор, как мы играли с этими небраскинскими кукурузниками в финале кубка Оранжевой лиги.

Понимаете, с тех пор, как мы играли с этими небраскинскими кукурузниками в финале Оранжевой лиги.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: kukuruznik
Задом наперед читается как: кинзурукук
Кукурузник состоит из 10 букв

Легендарный кукурузник. Видео полета

10 интересных фактов о «кукурузнике» – легенде советской авиации

7 января 1928 года в воздух поднялся первый полёт самолёт У-2 – многоцелевой биплан, созданный группой под руководством Николая Поликарпова. Его, как и более позднюю модель биплана АН-2, прозвали «кукурузником». Делимся с вами интересными фактами о легендарных советских бипланах. Если что- то пропустили, добавляйте в комментариях.

Самолёт-первооткрыватель неба

Самолёт У-2 в Советском Союзе использовали для первоначального обучения пилотов. С него началась дорога в небо тысяч советских летчиков. Любовное «кукурузник» он получил в в 1950-е годы, когда его использовали в основном на авиахимических сельскохозяйственных работах на кукурузных просторах СССР.

Кукурузник – демократичный самолёт

Однако во времена СССР «кукурузники» широко эксплуатировались и для перевозки пассажиров и грузов на местных воздушных линиях. Самолёт использовали на рейсах, связывавших областные центры с районными или с сёлами. Главные преимущества “кукурузника” – простота в эксплуатации, взлёт и посадки на неподготовленных грунтовых площадках, малый пробег и разбег – это делало кукурузник незаменимым для работы практически везде: на малоосвоенных территориях Сибири, Крайнего Севера, Средней Азии.

По шесть бомб на борт “кукурузника”

Самолёт У-2 (с 1944 года, после смерти его создателя Н.Н.Поликарпова, он звался уже ПО-2) – типичный биплан, мотор воздушного охлаждения с мощностью 100 лошадиных сил. “Кукурузник” широко применялся в различных сферах народного хозяйства. Это и штабной самолёт, и санитарный самолёт, и пассажирский, и предназначенный для аэрофотосъёмки, и поплавковый и многие другие модификации. За девять лет до начала войны появилась модель У-2ВС, имевшая возможность брать на борт шесть бомб весом 8 кг на держателях, к тому же в задней кабине такого самолёта имелась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1.

Вес порожнего учебного самолёта – 656 кг, взлётного – 1100 кг. Максимальная скорость – 130 – 150 кмч, потолок – 3800 м, для пробега и разбега необходимо не более 15- метров.

Ночная гроза фашистов

Во время Великой Отечественной войны У-2 оказались настоящей головной болью для немцев, называвших их «кофемолками» и «швейными машинами». Бипланы использовались для ночных «беспокоящих налётов» на прифронтовые расположения немецких войск. У-2 применялись как бомбардировщики, могли выполнять функции самолётов связи и разведчиков. Имелся и санитарный вариант самолёта. Так как самолёт мог взлетать с любой площадки, его использовали для организации работы с партизанами. У-2 сбрасывал в тыл врага разведывательные и диверсионные группы, а разведчиков-одиночек.

Осенью 1941 года в ВВС СССР было начато формирование женских авиационных частей. 23 лётчицам, воевавшим на “кукурузниках”, присвоено звание Герой Советского Союза.

Читать еще:  Спиннинги Майор Крафт: 10 лучших

“Стелсы” Великой Отечественной

Тактика использования У-2 была такова: лёгкие бомбардировщики шли к цели на сверхмалой высоте или на малой скорости. Это делало их невидимыми для средств ПВО. Бомбометание с малой высоты производилось с точностью, несмотря на примитивные средства прицеливания и тёмное время суток. Зенитчики, стрелявшие из-за низкой скорости самолёта промахивались, а высокая маневренность биплана не позволяла немецким истребителям зайти ему в хвост. Такой же маневренностью вряд ли мог бы похвастаться самолёт космического масштаба , над проектом которого сейчас работают американцы.

Кукурузник попал в Книгу рекордов Гиннеса

Советский «кукурузник» Ан-2 оказался в книге Рекордов Гиннеса как самый долго эксплуатируемый самолет. “Кукурузник” производится больше 65 лет. Кроме того, Ан-2 завоевал звание самого большого одномоторного биплана и самого массового многоцелевого самолета. Сегодня он выпускается в Китае как модель Фонг Шу-2.

Кукурузник побывал на Южном полюсе

Летчики-испытатели АНТК имени Антонова на одномоторном биплане Ан-3Т совершили очень необычный и экстремальный полёт – покорили на нём Южный полюс. Лётчики двигались на предельной для “кукурузника” высоте – 4 тыс. метров. Командир экипажа Сергей Тарасюк признавался потом, что было очень холодно.

Китайский ребёнок установил рекорд на «кукурузнике»

5-летний китаец Хэ Идэ самостоятельно поднялся в воздух на небольшом «кукурузнике» и 35 минут парил над парком дикой природы в Пекине. Хэ Идэ попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый юный пилот. Тренировался пацан перед полетом всего месяц. В кабине рядом с ним был инструктор, но, по его словам, юному пилоту он не помогал.

Производство кукурузников в России прекратили в 2009 году

В мае 2009 года гендиректор ГКНПЦ им.Хруничева Владимир Нестеров издал приказ о прекращении производства самолетов АН-3, модернизированной версии легендарного «кукурузника» АН-2, на ПО «Полет» (Омск). Причина одна – отсутствие рынка сбыта. По статистике за года до этого из-за высокой стоимости ($1,5-1,9 млн.) продано было всего три самолёта АН-3. Специалисты заявляют: американские самолёты аналогичного класса Cessna Grand Caravan стоят дешевле, а их качество несравнимо выше.

Российские власти намерены вернуть кукурузники

В Министерстве промышленности и торговли сообщили, что есть заказ на 260 самолетов Ан-2, и заказчики готовы забирать машин сразу. Выпуск самолёта ведется в рамках программы развития авиационной промышленности до 2025 года, принятой российским правительством. В процессе реконструкции самолеты Ан-2 получат новый двигатель, обшивку, гарантированный 10-летний ресурс работы – и все это за приемлемые средства для эксплуатанта.

Поздней осенью 1943 года ночью над крымским берегом в районе Керчи летел самолет. Крылатая машина следовала прямо через позиции немцев, которые ощетинились зенитками, пулеметами и лучами прожекторов, держа курс к месту высадки эльтигенского десанта, освобождавшего полуостров от захватчиков. Неожиданно небо прошили трассеры, замелькали вспышки. Но отважный пилот не дрогнул, ведь за штурвалом легкого “кукурузника” По-2 сидела Антонина Худякова – одна из легендарных “ночных ведьм”, наводивших ужас на гитлеровцев, Ласточка, как звали ее наши солдаты. За свои многочисленные подвиги, выполненные не на мощном истребителе, а фактически на учебном легком самолете, она была удостоена звания Героя Советского Союза.

Родилась наша героиня 20 июня 1917 года на Брянщине, в деревне Новая Слобода, в крестьянской семье. По воспоминаниям современников, крепкий, волевой характер сформировался у будущей летчицы еще в детстве. Красавица-отличница Тоня росла смелой и очень самостоятельной в своих решениях. Окончив школу-семилетку, девушка поступила в Брянский машиностроительный техникум – на отделение электросварщиков. Читайте больше.

Не забудьте включить MilitaryTimes в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках.

Источники:

http://novate.ru/blogs/070114/25046/
http://xn--b1algemdcsb.xn--p1ai/wd/%D0%BA%D1%83%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D0%BA
http://www.militarytimes.ru/znanie/23867.html

Ссылка на основную публикацию