Курша

Курша-2 – сгоревшие заживо

Мало кто знает об этой трагедии, случившейся в 1936 году, так как вся информация о ней была строго засекречена. В то жаркое лето тридцать шестого в лесном поселке Курша-2, находившемся в Рязанской области, случился страшный пожар, в котором погибло больше тысячи людей. Сейчас до братской могилы под общим крестом добираются лишь единицы.

Дорога в чащу

Поселок Курша был основан литовскими переселенцами, сосланными русским правительством в Мещерские леса несколько веков назад. Название поселка они привезли с собой – то место где поселились ссыльные, было очень похоже на родную им Куршскую косу.

В 1927 году глухой лесной поселок связала с цивилизацией узкоколейная железная дорога. Но не для того, чтобы людям было удобно, а для вывоза леса – после гражданской войны, стране срочно потребовался стройматериал, и мещерские корабельные сосны плотным потоком шли во Владимир, Рязань и даже в Москву.

Образовавшийся прямо в чаще – на самом конце узкоколейки – поселок лесорубов получил название Курша-2. Население его составляло порядка тысячи человек. Не заключенных – вольных (в понятии тех лет) считая жен и детей.

Леса вокруг было много, но советское государство требовало его все больше – план по вырубке и поставкам древесины рос с каждым годом. Местных жителей это не смущало – народ подобрался трудолюбивый, сильный. Единственное, чего боялись лесорубы, это лесных пожаров.

Когда огонь идет понизу с ним еще можно бороться – песком, водой, рытьем канав, прорубкой просек. Страшно, когда пламя, наткнувшись на не рухнувший от старости сухостой, перекидывается наверх, к кронам деревьев, и ветром разносится на тысячи и тысячи гектаров, не щадя никого и ничего. Бороться с верховым пожаром кустарными методами невозможно, да и опасно.

Жаркое лето 36-го

Начался август 1936 года – ветреный и горячий. Никто не знает, по каким причинам начался пожар. Он пришел с юга, мощный, быстрый, уничтожающий все живое. Свидетель трагедии Г. Е. Клеменов с ужасом вспоминает: «Такого огня я не видел даже и на войне. Он несся по лесу со страшным ревом. И скорость его была такая, что убежать из леса в тот день мало кому удалось. Огонь накрыл косарей, грибников, лесорубов. Возчики леса, как потом оказалось, распрягли лошадей и пытались вскачь уйти от огня. Все живое погибло: коровы, лошади, лоси, мелкие звери и птицы. Караси сварились в лесных бочагах.

Стена огня шла по борам с ревом бешеной скоростью. Казалось, лес не горел, а взрывался. Вихри огня и черного дыма поднимались высоко вверх. Пожары от падавших сверху огненных “шапок” начинались в разных местах. Мне казалось тогда: весь мир занят огнем. Деревня наша, отделенная от леса болотцем и полосой поля, задыхалась в дыму. Из всех домов барахлишко повыносили, ждали, вот-вот где-нибудь вспыхнет. Горела рожь, дымились сухие луга. Деревню пожар миновал – поле остановило огонь, он пошел лесом, влево от нас. И тут мы опомнились: а Курша? Она в трех километрах в лесу. Как раз через Куршу прошел огонь. Кинулись. Курши нет!»

Читать еще:  Обзор и отзывы по эхолотам Humminbird

Поселок лесорубов Куршу-2 огонь снес подчистую. А люди? Ведь каждый день по узкоколейке ходили поезда, сотнями кубов таскали к центральной магистрали лес. И в тот день на станции стоял очередной паровичок, ждал, когда его загрузят древесиной. Неужели нельзя было вместо сосновых стволов посадить на платформы людей, хотя бы женщин и детей, вывезти их подальше, пока опасность не минует?

Оказалось, что – нельзя! План должен быть выполнен. Оказывается, народное добро, это не люди, это – уже спиленные древесные стволы, и их надо спасать в первую очередь. Так сказал диспетчер станции – официальный представитель советской власти в поселке, и люди подчинились, и стали грузить платформы лесом.

Когда даже до диспетчера дошло, что огонь идет прямо на поселок и его не остановить, было уже поздно. Женщины с малыми ребятами гроздьями полезли прямо на платформы с бревнами, поезд дал гудок, пошел, неторопливо набирая скорость, но… по узкоколейке сильно не разгонишься и огонь оказался быстрее. Когда паровик дошел до моста через реку, там уже все пылало. Машинист пытался проскочить мост, паровоз загорелся, пламя перекинулось на платформы с лесом…

А. А. Большова, жительница Курши-2, не может вспоминать этот ужас без слез: «Огонь успел перерезать дорогу. Все горело: лес по сторонам от пути, шпалы, деревянные мостики. Загорелись дрова на платформах, и люди оказались на бегущем по рельсам костре. Мой муж ехал кондуктором поезда. Когда паровоз зарылся носом на сгоревшем мосту, муж подбежал, подхватил меня под руки, заставил бежать вместе с ним. Кинулись сквозь огонь. У меня обгорели ноги, и не помню, каким уж образом очутилась я на сосне. Муж привязал меня ремнем к дереву, и я не упала. Потеряла сознание, глядя, как от поезда остается только железный остов. Там в числе многих людей была моя мать, братья, две сестры и сноха. »

Лесорубов, оставшихся спасать поселок, ждала страшная участь. Спастись смогли лишь те, кто успел спрятаться в колодцах, в местном пруду, в реке… Из тысячи с лишним жителей Курши-2 в живых осталось несколько десятков человек. Остальные сгорели заживо.

После войны поселок отстроили заново, но просуществовал он недолго, и вскоре был заброшен окончательно. Сейчас там можно найти остатки той самой узкоколейки, фундамент станции, сгнившие срубы домов, появившихся уже после пожара, и невысокий, покрытый ржавчиной крест, давным-давно установленный над братской могилой мещерских лесорубов и их семей.

Страшный пожар Курша-2, ныне город-призрак

В настоящее время на территории Российской Федерации существует огромное количество заброшенных городов, которые заслуживают внимания со стороны туристов. Одним из самых жутких и интересных, благодаря своей истории мест считается Курша 2. Располагается данное место в Рязанской области и считается бывшим рабочим посёлком. Третьего августа 1936 года этот небольшой городок был уничтожен пожаром.

Немного истории…

По большому счёту Курша 2 была возведена после революции, в качестве рабочего посёлка для того, чтобы осваивать огромные запасы леса, находящиеся в Центральной Мещере. Благодаря ранее возведённой транспортной магистрали сюда решили протянуть ветку узкоколейки, совсем скоро её продлили на юг. Данный посёлок постепенно рос и уже к тридцатым годам, численность жителей здесь была более тысячи. Также тут жили и люди, которые приезжали на работу из соседних деревень. Несколько раз за день паровозы вывозили отсюда, наполненные бревнами составы.

Читать еще:  Чехонь "Исландская" - рыбные рецепты

Страшный пожар Курша-2

В 1936 году лето было достаточно сухим, чрезмерно жарким, ветреным и грозовым. Именно тогда случился Курша 2 пожар, но до сих пор так никто и не понял, в результате чего возникло возгорание. Естественно, распространению огню способствовал достаточно сильный южный вечер, который с бешеной силой двигался на север, постепенно превращаясь в верховой пожар.

С самого начала никто не осознавал насколько вся ситуация была угрожающей для здешнего населения. В ночь со второго на третье августа сюда приехал поезд с пустыми составами. При этом, бригада железнодорожников предлагала вывезти из этой местности хотя бы детей и женщин, так как мужчины были задействованы на огнезащитных работах, в лесу. Но диспетчеру всё же приказал поезду передвигаться в тупик, для того чтобы произвести погрузку бревён. Такая работа затянулась до тех пор, пока пламя не подошла к местным жителям достаточно близко. Поэтому в Куршу 2 поезд пришёл практически одновременно с лесным пожаром.

Наверняка, сейчас уже очень трудно представить себе, что тогда начало твориться на маленькой станции посёлка. Именно в те моменты жителям по-настоящему становилась ясна опасность. Так как данное место располагалось в самом центре большого соснового массива. Никто даже не попытался скинуть брёвна с поезда, поэтому людей старались рассадить, куда это было возможно. Естественно, места хватило далеко не всем. И когда состав уходил в Туму, сотни людей сопровождали его обезумевшими взглядами.

Конечно же, было упущено самое дорогое – время. В то время, когда поезд подошёл к мосту, располагающемуся через маленький канал, а это всего в трёх километрах от Курши-2, мост уже успел захватить огонь. Сначала начала гореть голова поезда и потом его «хвост». Люди старались спасаться, кто только как мог, но, к сожалению, пути из этого ада не было.

Сколько людей погибло при пожаре Курша-2

Третьего августа в 1936 года в масштабной трагедии погибло более тысячи человек. Из людей, которые населяли бывший рабочий посёлок, а также тех, кто трудился на лесосеках, войсковых частей выжило немного больше двадцати человек. Часть из них отсидели пожар в выгребных ямах, в колодцах, пруду. Да и некоторые люди из поезда также сумели выжить, пробежав через фронт огня.

Такую трагедию было приказано, со стороны властей забыть. Так как шёл 1936 год. Поэтому о данной трагедии практически нигде не упоминается. После этого чудовищного случая посёлок частично восстановили, но он просуществовал недолго. После войны решили вывести с этой местности людей, а железную дорогу было разобрано, поэтому в Курше-2 остались жить исключительно лесники.

Курша-2 настоящее время

Сегодня бывший рабочий посёлок Курша-2 является заросшей поляной, на которой присутствует огромное количество развалин, скорее всего, часть из них была живыми домами, которые были выстроены уже после произошедшей трагедии. А на северно-восточной стороне посёлка, на месте бывшего депо есть братская могила, именно тут были похоронены тела людей, погибших во время той трагедии.

Читать еще:  Полонка (Брянская область) - место для рыбака

В 2011 году было принят о решение и реализовано создать тут мемориальный комплекс, в который входит Поклонный крест, дорожный знак посёлка и памятная доска. И, несмотря на достаточно плохую транспортную развязку, это место очень популярно среди туристов.

Курша 2 – сгоревший дотла город призрак СССР

Несметное количество заброшенных и полуразрушенных мест, что манят своей устрашающей красотой пустых улиц, холодных домов или даже того, что от них осталось. Вспомним даже Припять, которая сейчас стала одним из самых популярных мест, куда съезжаются на экскурсии любители красоты разрушения, романтики апокалиптической красоты. Но сейчас речь пойдет о местечке, память которого хранит в себе ужасающие моменты прошлого.

Где находится город-призрак

Поговорим об истории небольшого рабочего городка в Рязанской области под названием Курша 2. Населенный пункт расположен неподалеку от города Москва. «Почему Курша 2? А где же первая?» – спросите вы. Курша 1 находится относительно недалеко от второго рабочего посёлка. Их нумерация – это порядок расположения станций. Вдоль поселка Курша 2 была проложена железная дорога, но не для того, чтобы возить туристов, а для транспортировки массово вырубленных деревьев из Куршского леса. Древесина была необходима для отстройки близлежащих городов после Гражданской войны.

Самое жуткое события ХХ века

Очевидцы вспоминают, лето 1936 года было очень жарким. В поселке лесорубов частенько вспыхивали огнем небольшие участки леса, но в один день пламя поглотило всё живое, включая и жизни больше тысячи местных жителей.

Если огонь пускается по низу, то с ним легко можно справиться водой и песком, а вот если он начинает разгуливать по кронам сухих деревьев, перепрыгивая с одного дерева на другое – всё, против стихии не пойдешь. Так случилось и в августе 1936 года. Владимир и Татьяна Васильевы, жители ближайших сел, с ужасом вспоминают: «Был спокойный, теплый день. Мы с сыном хотели пойти в лес за грибами, но в нескольких километрах от Курши2 заметили огромные клубы огня и дыма, сметающего всё на своём пути. Они с невероятной скоростью двигались всё дальше и дальше, были слышны крики людей. Мы благодарны Богу, что не вышли гулять раньше и не успели дойти до назначенного места. Много лет уже прошло с тех пор, а все перед глазами до сих пор. Так и не удалось забыть».

Одной женщине удалось выжить в этом огненном водовороте. Она вспоминает этот со слезами на глазах и говорит, что видела, как этот адский огонь поглощает жизни людей. Душераздирающие крики, просьбы о помощи, стоны – это всё звучит в ее голове до сих пор, ведь пламя забрало жизни родителей Анастасии, ее мужа и сына.

Трагедия Курши 2 и на сегодняшний день остается одной из самых загадочных, ведь сохранилось очень мало документов, подтверждающих случившееся, а количество жертв (1000 сгоревших заживо) не подтверждена никем. О жутком пожаре сегодня напоминает лишь жуткая атмосфера,братское захоронение и полное отсутствие жителей в этих краях.

Буду рад каждому лайку и комментарию, пишите!

Источники:

http://www.chronoton.ru/past/kursha-2
http://abc-24.info/strashnyj-pozhar-kursha-2-nyne-gorod-prizrak/
http://zen.yandex.ru/media/id/5bd8c344fb0e8700aab840cb/5be5bb4508fa0700ad1e61cd

Ссылка на основную публикацию